Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том I
Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь, содержащий в себе необходимые для каждого сведения по всем важнейшим предметам богословского знания в алфавитном порядке. В него входят статьи по всем богословским наукам, как
I. Св. Писание и Библейская история и археология.
II. Основное, Догматическое и Нравственное богословие.
III. Церковная история – всеобщая и русская.
ІV. Обличение инославия, раскола и сектантства.
V. Каноническое право и церковноприходская практика.
VI. Литургика, агиология и церковная археология.
VII. Проповедничество и его история.
VІІІ. Философия и педагогика в пунктах соприкосновения их с богословием.
Издание под редакцией профессора А. П. Лопухина
Том I (А-Архелая)
Том:
VII (Иоанн Скифопольский–Календарь)
VIII (Кадниковские монастыри–Кахикст)
XI (Клавда–Книги апокрифические)
XII (Книги символические–Константинополь)
Содержание
Альфа и Омега • Аарон • Аахен • Аббат • Аббатисса • Аббатство • Аббревиаторы • Абеляр • Абен-Езра • Абиссиния • Абрюцкий Д. С. • Абульфарадж • Аваддон • Авана и Фарфар • Аварим • Авва • Аввакир • Аввакум • Аввакум, св. муч. • Аввакум, протопоп • Аввакум (Честной) • Авгарь • Август – первый римский император • Августа • Августин, Аврелий, бл. • Августин или Аустин, первый архиепископ Кентерберийский • Августин (Виноградский), архиепископ Московский • Августин (Сахаров) • Августин епископ Екатеринославский • Августина, сестра милосердия • Августинцы и августинки • Авда • Авдалаикла • Авделай • Авдикий • Авдифакс • Авдиес • Авдий, из двенадцати малых пророков • Авдий св. муч. • Авдий, первый епископ Вавилонский • Авдияне • Авдон • Авдон, св. муч. • Авель • Авелиты • Авенир, военачальник • Авенир, царь индийский • Аверкий и Елена, свв. мучч. • Аверкий, епископ Иерапольский • Аверкиева эпитафия • Авесса • Авессалом • Авеста • Авзоний • Авив • Авилинея • Авимелех • Авиньон • Ависага • Авит • Авиафар • Авия • Авксентий, св. муч. • Авксентий, преп. • Авксентий преп. • Авксентий и Онуфрий • Авксентий, св. муч. • Авксентий – имя нескольких епископов • Авксивий, исповедник, епископ гор. Солона Кипрского • Авксивий • Авксилий • Авкт • Авлюцент • Авраам • Авраам, преп., еп. Киррийский • Авраам, св. муч. • Авраамиты • Авраамий • Авраамий и Коприй Печенгские, преп • Авраамий Болгарский, св. муч. • Авраамий Галичский или Чухломский • Авраамий Смоленский, преп. • Авраамий препод., архим. Ростовского Богоявленского монастыря • Авраамий, затворник, преп. и Мария блаж., племянница его • Авраамий Коряжемский, игумен • Авраамий, еписк. Суздальский • Авраамий Палицын • Авраамий, инок • Авраамово лоно • Авран • Аврелиан • Аврея • Австралия • Австрия • Австрийское священство • Автоном • Автономисты • Авудим • Авундий • Агавва • Агав • Агаг • Агапа • Агапит, имя двух пап • Агапит св. муч. римск. • Агапит, еп. Синадский • Агапит Печерский, преп. • Агапит • Агапий • Агапий св. муч. Палестино-Кесарийский • Агапия, св. муч. и св. мученицы Хиония и Ирина • Агарь • Агаряне • Агасвер • Агафангел св. муч. • Агафангел (Соловьев), архиепископ • Агафий • Агафия, св. муч. • Агафия св. муч., из числа Никомидийских мучч. • Агафодор, св. муч. • Агафодор (Преображенский), епископ • Агафоклия • Агафон, преп. пустынник Египетский • Агафон, папа Римский • Агафон из числа 37, пострадавших во Фракии • Агафон, преп. Печерский чудотворец • Агафон, новгородский священник XVI в. • Агафоник • Агафоника • Агафопод • Агафопус • Аггей • Агенда • Агиография и агиология • Аглаий • Агна • Агния • Агн • Агнец пасхальный • Агнец Божий • Агнец литургический • Агноиты • Агностицизм • Агобард • Агора • Аграфы • Агрикола • Агриппа • Ад • Адам • Адам Бременский • Адамиты • Адвентисты • Адвокат церкви • Адвокат Божий • Аддаа • Адельберт • Адеодат • Адиафоры • Адонаи • Адония • Адопциане • Адраммелех • Адриан • Адриан • Адриан Ондрусовский • Адриан Пошехонский • Адриан Монзенский преп. • Адриан, последний патриарх всероссийский • Аерий • Аетий • Аетий, св. мч. из числа 40 Севастийских мучч. • Аза • Азадан • Азазел • Азаил • Азарий • Азарьин Симон • Азария • Азария • Азат, св. муч., вместе с Симеоном еписк. • Азат, св. муч., вместе с Нирсой • Азбука • Азбуковники • Азинарии • Азия • Азот • Аифал • Аиалон • Академии • Акакий • Акакий Мелитинский • Акакий сотник • Акакий Мелитенский • Акакий св. муч. • Акакий Синайский • Акакий Птолемаидский • Акакий мученик в числе 40 Севастийских мучеников • Акакий св. муч. вм. с Патрикием св. муч. • Акакий Тверской • Акафист • Аквила • Аквилея • Аквилонов Е. П. • Акепсим св. муч. и с ним св. мучч. Персидские • Акепсим Сирский • Акепсий, пресвит. • Акефалы • Акиба • Акила и Прискилла • Акила • Акила, св. муч. • Акилина • Акилина, св. муч. • Акимиты • Акиндин • Аколуфы • Акоминат Михаил • Акоминат Никита • Акрополит Георгий • Акутион • Алвиан • Алевтина • Александр Великий • Александр Вала • Александр Ианней • Александр • Александр Александрийский • Александр Константинопольский • Александр Иерусалимский • Александр Команский • Александр Пиндский • Александр, священномуч., иерей в Сиде • Александр Римский • Александр и Антонина • Александр • Александр Невский • Александр Свирский, преп. • Александр преп. Ошевенский чудотворец • Александр преп. Куштский • Александр – имя восьми пап • Александр Галес • Александр – имя нескольких философов • Императоры Всероссийские Александр I, Александр II, Александр III • Александр I • Александр II • Александр III • Александр Калужский • Александра св. муч. и с нею семь жен • Александра цар., св. муч. • Александрия • Александрийская школа • Александро-Невская лавра • Алексий • Алексий митрополит, св. и всея России чудотворец • Алексий, св. муч. Цареградский • Алексий (Блинский) • Алексий, архиеп. Литовский • Алексеев П. А. • Алексеев Александр • Алексей Комнен • Алеутская епархия • Алим • Алипий • Алипий Адрианопольский • Алипий Печерский • Алким • Алкуин • Алла • Аллилуиа • Аллокуция • Алляций • Алмазов А. И. • Алоги • Алтарь • Алфавит • Алфей, имя нескольких библейских лиц • Алфей • Алфий • Алфионов • Альберт Великий • Альберт • Альбигойцы • Альтруизм • Альфред Великий • Альцог • Амалик • Амаликитяне • Аманд • Амасия • Амвон • Амвросий Александрийский • Амвросий Медиоланский • Амвросий (Зертис-Каменский), архиепископ Московский • Амвросий (Подобедов), митрополит • Амвросий (Протасов), архиепископ • Амвросий (Ключарев), архиепископ • Амвросий (Орнатский), епископ Пензенский • Амвросий (Гренков) • Америка • Амессай • Аминь • Аммиан Марцеллин • Аммон или Аммун • Аммон, преп. Печерский • Аммонитяне • Аммоний Александрийский • Аммоний • Аммун (Аммон) • Амон (сокровенный) • Амон • Амонит • Аморийские мучч. 42 • Аморреи • Амос • Амплий • Амрафел • Амфилохий, св. муч. • Амфилохий св. епископ Иконийский • Амфилохий, еп. Владимира-Волынского, угодник Печерский • Амфилохий преп., игумен Глушицкий • Амфилохий (Константинович) • Амфилохий (Шапошников), схимонах • Амфилохий (Сергиевский), казанский епископ • Амфитеатров Е.В. • Амфитеатров Я. К. • Амфиан, Виктор и дружина их • Амфиан и Едессий, брат его • Анабаптисты • Анакатарзис • Анаклит • Анаксогор • Анаксимандр Милетский, один из первых философов ионической школы • Анаксимен Милетский, третий философ ионической школы • Анамелех • Анания • Ананий • Анания пресв., св. муч. • Анания, св. муч., пострадавший вм. со св. муч. Симеоном и иными в Персии • Анания преп. – иконописец • Анастасий • Анастасий Персянин • Анастасий Синаит • Анастасий • Анастасий, пресвитер Антиохийский • Анастасий библиотекарь • Анатолий • Анастасий, имя четырех пап и одного антипапы • Анастасий (Братановский), архиепископ • Анастасия Римляныня, преподобномуч. • Анастасия (младшая) св. великомуч. • Анастасия патрикия, преп. Египетская • • Анатолий патриарх Константинопольский • • Анатолий, патриарх Цареградский • Анатолий св. муч., постр. с Евстафием ок. 312 г. в Никее • Анатолий, св. муч, постр. вм. с св. Георгием Побед. • Анатолия • Анатолий (Мартыновский), архиепископ • Анахореты • Анафема • Анафематизма • Ангел • Ангелина • Ангильберт • Ангий • Англия • Андреев И. Д. • Андрей, св. апостол • Андрей, имя многих восточных и западных святых • Андрей, архиепископ Кесарии Каппадокийской • Андрей, архиеп. Критский, св. • Андрей св. преподобномуч., иже от Крита • Андрей, Христа ради юродивый, св. • Андрей Боголюбский • Андреэ • Андроник • Андроник и Афанасия • Андроник св. муч. • Анект • Анемподист • Аникит • Аникита св. муч., вместе с Иероном • Аникита (князь Ширинский-Шихматов), иеромонах • Анимаида • Анин • Анисия • Анкира • Анна, имя нескольких известных библейских женщин • Анна, мать Пресвятой Богородицы • Анна, первосвященник • Анна, св. муч., пострад. вместе с еписк. Нирсой • Анна-Янка • Аномеи • Ансгарий • Ансельм Кентерберийский • Ансельм Лаонский • Ансельм, епископ Гавельбергский • Антер • Антидикомарианиты • Антидор • Антиминс • Антиномизм • Антипа Ирод • Антипа, священномуч. еп. Пергамский • Антипа (Лукиан), иеросхимонах • Антипапа • Антипатр • Антипатр св. муч. из числа 9-ти св. мучч. в Кизике • Антитакты • Антитринитарии • Антифон • Антихрист • Антихрист по учению раскола • Антиох • Антиох (противонесущий, греч.) св. муч. • Антиох преп. Сирийский • Антиох, монах Палестинской лавры св. Саввы • Антиохия в Писидии • Антиохия в Сирии • Антиохийская школа • Антонелли • Антонин Пий • Антонин • Антонин (в мире Андрей Иванович Капустин) • Антонина св. дева муч., при Диоклитиане • Антонина, св. муч., вместе с Александром св. муч. • Антониане • Антонианцы • Антоний • Антоний Великий • Антоний Печерский • Антоний римлянин • Антоний Сийский • Антоний, муч. литовский • Антоний Андрейкович Новгородец • Антоний Падуанский • Антоний Лебрийский • Антоний (Смирницкий), архиепископ • Антоний (Зубко), архиепископ • Антоний (Амфитеатров), архиепископ • Антоний I (Рафальский), митрополит С.-Петербургский • Антоний, митрополит С.-Петербургский и Ладожский, первенствующий член Св. Синода • Антоний (Храповицкий), епископ • Антоний (Медведев), архимандрит • Антоний (Путилов), игумен • Антропоморфизм и Антропопатизм • Анфим • Анфир • Анфиса вместе с др. мученицами от ариан • Анфиса преп. игумения и 90 сестер ее • Анфия • Анфуса • Апеллий или Апелл • Апис • Апион • Апокалипсис (Ἀποκάλυψις Ἰωάννου), Откровение святого Иоанна Богослова • Апокрисиарий • Апокрифы • Аполлинарий • Аполлинарий • Аполлинария • Аполлинарианство • Аполлон • Аполлоний Тианский • Аполлоний • Аполлоний • Аполлония • Аполлос • Аполлос, мученик • Апологетика • Апологеты • Апостол • Апостол • Апостольские братья • Апостольские мужи • Апостольские постановления • Апостольские правила • Апостольский символ • Апостольский собор • Апостольское величество • Апотактики • Аппелляция • Аравия • Аравияне • Арад • Арам • Арарат • Аратор • Аргентина • Арелат • Ареопаг • Арета • Арефа • Арефа • Аримафея • Арис • Аристарх • Аристей • Аристид • Аристин • Аристион • Аристовул • Аристовул • Аристоклий • Аристотель • Ариадна • Ариан • Арианство • Арий, еретик • Арий, св. муч. • Aрий Монтан Бенедикт • Аркадий • Аркадий • Аркадий • Аркей • Армения • Арменопул • Арминианство • Армия спасения • Арндт • Арнобий • Арнольд Бресчийский • Арнольдисты • Арнон, река • Арнон • Арнульф • Аронос • Арпила • Арриан • Арсак • Арсений Великий, преп. Египетский • Арсений преп. Латрский • Арсений преп. Керкирский • Арсений, патриарх Константинопольский • Арсений, монах афонского монастыря св. Филофея • Арсений св., архиеп. Сербский • Арсений преп., Новгородский затворник • Арсений, еписк. Тверской • Арсений Коневский (Коневецкий), преп. • Арсений, преп. Комельский • Арсений Грек • Арсений Глухой • Арсений Суханов • Арсений Черноевич • Арсений (Мацеевич), митрополит • Арсений (Брянцев), архиепископ Казанский и Свияжский • Арсений (Иващенко), епископ • Арсений (Могилянский), митрополит • Арсений (Москвин), митрополит • Арсений (Минин), иеромонах • Арсеньев Иоанн Васил., свящ. • Артаксеркс • Артема (один из 70 апостолов) • Артема (муч. из числа 9 мучч. Кизичских) • Артемида • Артемий • Артемий Веркольский • Артемия • Артемон, епископ • Артемон, св. великомуч., пресвитер Лаодикии сирийской • Артемон, или Артема, основатель антитринитарной секты • Артоболевский И. А. • Арфаксад • Архаизмы • Архангел • Архангельская епархия • Архангельские Епархиальные Ведомости 1885–1899 гг. • Архангельский А. И. • Архангельский А. П. • Архангельский Н. П. • Архелай • Архелая
Предисловие
Предлагая вниманию благосклонных читателей первый том пред принятого нами обширного издания, считаем не лишним кратко изложить те побуждения, которыми руководился издатель, а также и те начала, которые легли в основу издания.
Трудно указать еще издание, которое составляло бы более насущную у нас потребность времени, как именно издание такого «Богословского словаря», который мог бы служить настольной справочной книгой по всем предметам богословского и философского знания. Наш век до небывалой степени расширил область этого знания, открыл новые сферы и выработал своеобразные термины, которые придают новую постановку многим богословским и философским вопросам и знакомство с которыми безусловно необходимо для всякого образованного человека, желающего стоять на высоте современности. Между тем наше духовенство (да и все образованное общество) поставлено в этом отношении в самые печальные условия. В то время как у духовенства всех цивилизованных народов давно уже имеется под руками масса всевозможных пособий и руководств, дающих ему возможность быстро осваиваться со всяким богословским и философским вопросом, у нас доселе еще не появлялось ни одного «Богословского словаря» – не только такого, который заслуживал бы это название, но даже и вообще никакого. Были лишь попытки издания Библейского словаря; но этого рода словари, как обнимающие лишь одну специально библейскую область знания, по этому самому не составляют Богословской Энциклопедии, долженствующей обнять всю область богословского знания, в которую библейские предметы входят лишь как часть, и потому потребность собственно в Энциклопедическом Богословском словаре не только доселе не удовлетворена, но не делалось далее и попыток к ее удовлетворению. В виду этого редакция и сочла весьма полезным и благовременным предложить своим читателям Богословский энциклопедический словарь, в который войдут статьи по всем предметам богословской науки – от Св. Писания и Догматического богословия до литургики и канонического права включительно, с присоединением и вопросов философии и педагогики, насколько они соприкасаются с областью богословия. За образец мы берем знаменитую «Реальную Энциклопедию» Герцога (теперь уже выходящую третьим изданием), и хотя не имеем возможности воспроизвесть ее во всем объеме ее почти двадцати больших томов, но все-таки надеемся дать по образцу ее Богословскую Энциклопедию, которая, стоя на высоте современной богословской науки и будучи приспособлена к потребностям нашего православно-русского духовенства, может дать некоторое удовлетворение давно чувствуемой потребности.
К участию в этой энциклопедии нами привлечены все более или менее известные у нас богословские силы. При этом считаем своею нравственностью обязанностью выразить глубокую признательность своим сотрудникам, которые с большою готовностью откликнулись на призыв редакции и щедро делились плодами своей учености и мысли. Из приложенного ниже списка (далеко еще не полного) видно, что в нашем издании приняли участие представители всех духовных академий, а также и некоторых университетов, и та отзывчивость, с которою все они отнеслись к нашему изданию, с несомненностью показала как чувствуемую всеми потребность в подобном издании, так и достаточность наличных сил для его исполнения. Это изобилие сил между прочим повлияло и на самый характер Энциклопедии. Первоначально мы имели в виду издать лишь краткий справочный словарь, в котором сообщались бы лишь самые сухие энциклопедические сведения, необходимые для самых элементарных справок. Но с одной стороны – заявления от многих подписчиков, чтобы предметы обрабатывались в Энциклопедии не кратко и сухо, а полно и обстоятельно, а с другой – характер статей, представлявшихся сотрудниками, которые, как бы идя на встречу заявлениям подписчиков, давали обстоятельные исследования по всем важнейшим предметам богословского знания, заставили редакцию изменить свой первоначальный план и сразу же приступить к изданию большой Энциклопедии – в том объеме, в каком она и является в своем первом, предлагаемом теперь благосклонному вниманию читателей, томе. Конечно, это неизбежно усилило труды и расходы редакции; но не смотря на это, мы надеемся безостановочно вести это крупное издание, которое по нашему плану будет закончено в пять лет (в 1905 г.). В виду тех трудностей, с которыми связаны подобного рода издания, такой срок, думаем, отнюдь не очень продолжителен, и во всяком случае он далеко короче тех периодов, в которые обычно исполняются подобного рода издания1.
О характере и задаче самого издания с достаточностью могут свидетельствовать те правила, которые выработаны редакцией в руководство сотрудникам. Правила эти гласят:
1) Православная Богословская Энциклопедия не задается специально-учеными целями, так как имеет в виду удовлетворить насущную потребность широкой публики и прежде всего нашего духовенства в обстоятельной справочной книге по всем богословским предметам.
2) Поэтому изложение предметов в ней должно быть популярным в лучшем смысле этого слова, т. е. не вдаваясь в сухую ученость, доступную и интересную только для ограниченного круга ученых специалистов, должно давать сущность предмета в общедоступной форме с такими подробностями, которые могут возбуждать интерес и соответствовать потребностям знания всякого богословски образованного человека.
3) Но 2-м пунктом не исключается требование того, чтобы в популярном изложении давалось последнее слово науки, так чтобы словарь мог стоять на уровне современного знания и служить выразителем передового движения отечественной богословской мысли и науки.
4) За образец «Правосл. Богословской Энциклопедии» принимается «Реальная Энциклопедия» Герцога (3-е издание), и обработка предметов может идти параллельно и с помощью статей этой энциклопедии преимущественно в предметах, относящихся к области общехристианского и особенно западно-христианского знания, но с тем непременным условием, чтобы весь материал подвергался переработке в интересе православно-богословской мысли, а по таким предметам, как догматика, православно-восточная и русская церковная история, агиология, литургика и др. подобные науки, вполне самостоятельно.
5) Так как «Правосл. Богословская Энциклопедия» по предположению должна состоять из десяти томов по 30 – 35 листов каждый и следовательно по объему по крайней мере в два раза меньше Энциклопедии Герцога, то и статьи для нее должны в своем объеме сообразоваться с этим масштабом, причем однако предметы, имеющие особый интерес для православно-русского общества, могут в своем объеме отступать от этой нормы и иногда даже превосходить объем статей немецкого прототипа.
6) Хотя издание предназначается для широкой публики, но сообразно с 3 пунктом, выдвигающим научный интерес, к каждой более или менее значительной статье присоединяется указатель важнейшей литературы по данному предмету – иностранной и особенно русской, так чтобы словарь мог служить сподручной справочной книгой и для людей науки.
7) Язык должен быть сжатый, но ясный, и в нем следует избегать употребления таких иностранных слов и терминов, которые легко могут быть заменены чисто-русскими.
Из настоящего первого тома читатели могут убедиться, насколько осуществлены в нем эти требования. Во всяком случае, редакция с доброй совестью может сказать, что она не щадила ни труда, ни расходов на то, чтобы издание сделать таким, которое соответствовало бы умственным и практическим потребностям общества, особенно нашего православно-русского духовенства. В этих видах обращено особенное внимание на разработку вопросов по христианской апологетике и обличению раскола и ересей, чтобы дать в руки пастырей готовый материал к защите истин религии и православия против нападения на них со стороны неверия и лжеучения всякого рода. В церковно-практическом интересе весьма обстоятельно излагаются и вопросы литургические, а также дается полный словарь всех святых православной церкви с необходимыми сведениями из их жизни и деятельности. Наконец в удовлетворение ближайших практических потребностей духовенства особенно подробно излагается история епархий, притом иллюстрируемая большими подробными картами (как образец см. карту Архангельской епархии) и изображением главнейших учреждений, как кафедральные соборы, духовные семинарии и пр., с портретами епархиальных архипастырей. Конечно, как во всяком новом деле, а особенно таком крупном, в издании неизбежно окажутся разные недочеты, недосмотры и погрешности. И редакция, вполне сознавая их, надеется на снисходительность читателей к этим неизбежным недочетам и примет все меры к томи, чтобы по возможности устранять их в будущих томах, для чего с признательностью воспользуется всеми указаниями, какие может сделать серьезная и благорасположенная критика.
А. Л.
Список сотрудников, статьи которых помещены в I томе или уже имеются в портфеле редакции для следующих томов
Бриллиантов Ив. Ив., кандидат богословия, п. инспектора С.-Петербургской духовной академии.
Бронзов Александр Алдр-ч, магистр богословия, профессор С.-Петербургской духовной академии.
Беляев Александр Дмитр., доктор богословия, профессор Московской духовной академии.
Владимир архим., магистр богословия, старший член С.-Петербургского духовно-цензурного комитета.
Глаголев Сергей Серг., магистр богословия, профессор Московской духовной академии.
Глаголев Александр Алдр-ч, доцент Киевской духовной академии.
Елеонский Фед. Герас., доктор богословия, б. заслуженный профессор С.-Петербургской духовной академии.
Жукович Пл. Ник., магистр богословия, профессор С.-Петербургский духовной академии.
Кедров Сергей Ив., магистр богословия, преподаватель Московской духовной семинарии.
Керенский Влад. Александр., магистр богословия Казанской духовной академии.
Корольков Иоан. Ник., прот., магистр богословия, профессор Киевской духовной академии.
Лепорский Петр Ив., н. д. доцента С.-Петербургской духовной академии.
Львов Аполлин. Ник., кандидат богословия, управляющий архивом Св. Синода.
Марков Ник. Фед., кандидат канонич. права С.-Петербургского университета, пом. юрисконсульта при Св. Синоде.
Мироносицкий Порф. Петр., магистр богословия, редактор журнала «Народное Образование».
Пальмов Ив. Саввич, магистр богословия, профессор С.-Петербургской духовной академии.
Папков Александр Александр., кандидат С.-Петербургского университета, автор исследований о братствах и др.
Петровский Александр Вас., магистр богословия, преподаватель С.-Петербургской духовной семинарии.
Покровский Ник. Вас., доктор церковной истории, профессор С.-Петербургской дух. академии и директор Археологического института.
Пономарев Александр Ив., магистр богословия, профессор С.-Петербургской духовной академии.
Пономарев Павел Петр., магистр богословия, доцент Казанской духовной академии.
Родосский Алексей Степ., Библиотекарь С.-Петербургской духовной академии, автор многих учено-библиографических трудов.
Рождественский Александр Петр., магистр богословии, доцент С.-Петербургской духовной академии.
Рункевич Степ. Григ., магистр богословия, секретарь Св. Синода.
Самуилов, Вячесл. Никандр., магистр богословия, обер-секретарь Св. Синода.
Светлов Пав. Яковл., свящ., магистр богословия, профессор Киевского университета.
Смирнов Петр Сем., магистр богословия, доцент С.-Петербургской духовной академии.
Соколов Вас. Александр., доктор церковной истории, профессор Московской духовной академии.
Соколов Ив. Ив., магистр богословия, преподаватель С.-Петербургской духовной семинарии.
Соколов Ив. Павл., кандидат богословия, пом. инспектора С.-Петербургской духовной академии.
Тураев Борис Александр., магистр истории, приват-доцент С.-Петербургского Императорского университета.
В этот список не вошли все те сотрудники, которые выразили свою готовность принять участие в Энциклопедии по предметам, имеющим войти в следующие тома.
* * *
В виде справки не лишне сообщить, что «Реальная Энциклопедия» Герцога даже в своем третьем издании (следовательно, при массе готового обработанного материала, нуждающегося только в подновления!), начав выходить в свет с 1896 года, за пять лет дошла только еще до 7-го тома, так что для окончания всего издания потребуется около 15 л. Большая римско-католическая энциклопедия (Кirchenlexicon) Ветцера и Вельте, начав выходить (во 2-м издании!) с 1882 года, теперь – через 18 лет – доведена только до буквы Т, входящий в 11-й том. Наконец, даже краткий богословский словарь Мейзеля (Kirchliches Handleхiсоn von Мeusel), начатый в 1887 г., закончился (в шести томах) лишь в 1900 году, следовательно – чрез 13 лет. В виду этого назначаемый нами пятилетний срок для православно-русской Богословской Энциклопедии, не имеющей для себя никаких подготовительных работ и принужденной не только разрабатывать сырой материал, но даже вырабатывать и самые план и метод, есть крайне незначительный.