Источник

Адриан

Адриан – имя шести пап. – Адриан I (с февраля 9-го 772 г. по 25-го декабря 795 г.) с самого начала своего папствования склонялся к франкской партии в Риме, и прямо обращался за помощью к Карлу Великому, когда на его земли сделал нашествие король лонгобардов Дезидерий. Карл Великий прибыл к нему на помощь (773 г.), разбил Дезидерия, подтвердил и увеличил дар Пипина, и между папой и франкским королем установились самые сердечные отношения. Адриан сумел огромную монархию Карла Великого более сблизить с Римом. Он действовал в согласии и с королем против адоптиан; его легаты играли выдающуюся роль на всех тех многих соборах, которые происходили под председательством короля; ему удалось ввести григорианское пение, сначала в Метце, а потом и в других местах государства, и прочее. Тем не менее во всех этих отношениях главным деятелем был Карл Великий. Когда Карлу Великому представлены были постановления Никейского собора (787 г.), восстановляющие почитание икон и святых, то, хотя они были подтверждены папскими легатами, он опроверг их в своих Libri Саrоlini и отверг через посредство собора Франкфуртского (794 г.), и папа ничего не мог сделать против этого. Его письма находятся в Jaffe: Biblioth. Rеrum German., vol. IV. – Адриан II (с 14 декабря 867 г. по 25 ноября 872 г.) часто, но без особенного успеха, вмешивался в дела Франкской монархии. В столкновении между императором Людовиком II и Карлом Лысым, королем Франции, он держал сторону первого и обратился с высокомерным и угрожающим письмом к последнему. Но в ответ, составленный архиепископом Гинкмаром Реймским, король холодно отклонил всякие вмешательства папы в гражданские дела. В 871 году епископ Гинкмар Лаонский был низложен собором Дузиакским, но аппелировал к папе, который, на основании Лже-исидоровских декреталий, заявлял притязание на право окончательного решении этого дела. Архиепископу Гинкмару Реймскому опять поручено было составить ответ, и папе дано было понять, что, его вмешательство в дела галликанской церкви незаконно, что Лже-исидоровских декреталии составляют произведение ада, и проч. Тогда Адриан понял, что нужно было совершенно переменить фронт, и объявил, что его прежние резкие письма были вырваны у него против его воли во время его болезни, что они, вероятно, фальсифицированы, и проч. С большим успехом Адриан вмешался в спор между патриархом Константинопольским Фотием и императором Василием. Собор Константинопольский (869 г.) низложил Фотия и признал приматство римской кафедры. Тем не менее император выразил протест в том смысле, что Болгария принадлежит к Константинопольскому, а не к римскому патриархату, и в этой стране был поставлен греческий архиепископ, а римские священники-миссионеры были изгнаны. Письма Адриана II находятся у Mansi, Соnсil. XV. р. 819. – Адриан III (с 1 марта 884 по 8 июля 885 года) был первым папой, который переменил свое имя при своем избрании, так как первоначальное его имя было Агапит. – Адриан IV (с 4 декабря 1154 по 1 сентября 1159 года) был родом из Англии (Николай Брикспир); свое церковное служение он начал в качестве служителя в монастыре св. Руфа, близ Авиньона, в 1137 году сделался его аббатом и впоследствии кардиналом, епископом Албанским. При нем начался продолжительный и ожесточенный спор между папами и домом Гогенштауфенов, хотя первые отношения между Адрианом и Фридрихом Барбароссом были весьма сердечны. В это время в самом городе Риме Арнольд Бресчийский проповедовал против светской власти папы, и сделал попытки преобразовать управление города по древнему образцу. Адриан протестовал, бежал в Орвиетто и наложил интердикт на город. Тогда сенат заставил Арнольда оставить Рим, и после своего бегства он попал в руки Фридриха, который, после успешной кампании в северной Италии, медленно приближался к Риму. Между папой и королем состоялась сделка: Фридрих выдал ему Арнольда, который был повешен и сожжен, а Адриан короновал Фридриха императором. Мир, однако, скоро был нарушен. Адриан обратился с письмом к императору и германским епископам, в котором хотел дать понять, что Германская империя находится в тесном отношении к папской короне. Фридрих был разъярен, епископы считали себя оскорбленными, и Адриану уже не удалось загладить употребленных им оскорбительных выражений. Когда Фридрих опять посетил Италию (в 1158 г.), он созвал собрание итальянских юристов для определения своего права и власти согласно с римским законом. Это собрание признало, что настоящий император имеет ту же власть, как и древний inреrаtоr, т. е., «quod Рrinсiрi рlасuit, lеgis hаbet vigоrеm» (чего хочет государь, то имеет силу закона). С этого времени Фридрих начал пользоваться своею императорскою властью безгранично, нисколько не обращая внимания на притязания папы, и Адриан уже готов был подвергнуть его отлучению, как умер в Агнани. Буллы и письма Адриана IV находятся у Миня, Лат. Патр., т. 188, ст. 1361 и след. – Адриан V (с 12 июля по 18 августа 1276 года) был родом из Генуи, по имени Оттобуоно – Фиески, племянник Иннокентия IV; в качестве архидиакона Кентерберийского созывал в Лондоне собор (1268 г.), издавший тридцать шесть постановлений, известных под названием Оттобуонских. Он не имел даже рукоположения. – Адриан VI (с 9 января 1522 по 14 сентября 1523 года) родился в Утрехте в 1459 году; сын бедного механика, сделался профессором богословия в Лувенском университете и учителем Карла V, который в 1516 году посылал его в качестве своего представителя в Испанию, где он сделан был епископом Тортозским, кардиналом, а после смерти кардинала Хименеса (1517 г.) регентом. Это был благочестивый и честный человек, строгих нравственных правил; но его взгляды на германскую реформацию были крайне ошибочны. Он думал, что все это движение есть но что иное, как реакция против вторгшейся в церковь испорченности; что учение, провозглашенное реформатами, есть простая бессмыслица, которой не может серьезно принимать ни один разумный человек; что достаточно будет устранения наиболее вопиющих злоупотреблений в церкви, чтобы остановит все это движение и проч. Таким образом он испортил свои отношения к своей собственной партии сделанными им признаниями и обещанными им преобразованиями, и с другой стороны разрыв сделал еще шире вследствие той резкости, с какою отзывался о реформаторах, к которым относился с крайней суровостью. Не смотря на свои благие намерения, он не достиг ничего. Его противники смеялись над ним; его бывший ученик относился к нему пренебрежительно; его близкие ненавидели его; самые его домочадцы были подкуплены, от духовника до цирульника. Кардиналы около его смертного одра завели спор из-за того, не скрыл ли он где-нибудь своих денег, и когда он умер, то над дверью его врача был вывешен венок с надписью: «Освободителю отечества».

Его письма, буллы и другие источники для его жизнеописания см. у В. Вurmann: Наdrianus VI. См. С. von Нöfler, Рарst Аdriаn VI, Viеn, 1880; А. Lарitre, Аdriеn VI, Paris. 1880.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 1: А - Архелая. - 1900. - X, [2] с., 1128 стб., 7 л. карт.

Комментарии для сайта Cackle