профессор Александр Павлович Лопухин

Анастасий Синаит

Анастасий Синаит, – св., (память 20 апр.), один из выдающихся писателей – богословов греко-восточной церкви. Из обстоятельств его жизни известно очень мало. Сохранились лишь известия, что он жил между 640 и 700 годами, в молодости получил хорошее богословско-философское образование, состоял иноком знаменитой в истории греко-восточного монашества Синайской обители и долгое время путешествовал по Сирии, Палестяне и Египту для борьбы с различными еретиками-монофизитами, северианами, феодосианами и другими, примыкавшими в своих лжеучениях к ереси Евтихия. Патриархом антиохийским он совсем не был, вопреки мнению некоторых западных ученых. В истории византийской литературы он известен многими своими сочинениями догматико-полемического и экзегетического характера. Гланный полемический труд Анастасия Синаита есть «Ὁδηγός» – «Путеводитель», т. е. наставник, руководитель жизни. Это сочинение представляет собою опыт руководства для борьбы с еретиками, составленный на основании личной деятельности против них со стороны автора – энергичного и образованного миссионера православия. Сочинение состоит из 24 глав, в каждой из коих опровергаются те или иные неправые мнения акефалов, севериан, феодосиан и других монофизитских сект, а равно высказываются советы и наставления относительно того, как следует православным христианам охранять свою душу от софистических тонкостей монофизитской диалектики и какими доводами нужно опровергать их душевредное учение. Первое правило, которое соблюдал сам Анастасий в борьбе с еретиками и которое рекомендует другим миссионерам, состоит в сохранении чистой и беспорочной жизни, в исполнении евангельских заветов Христа Спасителя, дабы сердце наше было доступно внушениям Духа Святого, Который научает нас всему святому и благому. Затем, приступая к полемике с еретиками, Анастасий путем ясных и точных определений показывал правильный смысл тех или других понятий и выражений, касающихся учения о естествах во Христе, и рассудочными доводами оправдывал свои суждения. Такой метод логической борьбы создался у Анастасия под воздействием философии Аристотеля, которую он изучил весьма основательно; схоластическое образование Анастасия выразилось и в том, что он свои мысли излагал в форме последовательной и логической и требовал того же от еретиков, коих он во время полемики путем диалектических соображений, заставлял или молчать, или соглашаться с его воззрениями. Но в своей диалектике Анастасий исходил из учения православной церкви, и в Священном Писании, и в творениях святых отцов находил основание для своих логических размышлений. В его «Путеводителе» весьма часто приводятся указания на учение великих святителей греко-восточной церкви, особенно же Василия Великого и Кирилла Александрийского; имеются ссылки и на творения Дионисия Ареопагита.

Из истолковательных трудов Анастасия первое место занимает «Изъяснение шестоднева» в 12 книгах, из коих только последняя известна в греческом оригинале, а остальные изданы в латинском переводе. Сочинение примечательно в том отношении, что служит одним из представителей аллегорического толкования шестидневного творения мира, начало коему в греко-восточной литературе положено Оригеном. Весь шестоднев Анастасий изъясняет исключительно в отношении ко Христу и Его церкви, в судьбах коей он находит аллегорическое проявление и осуществление всего величайшего творческого акта; сочинение оканчивается гимном в честь Евы, которая, по мнению писателя была первым прообразом церкви. Впрочем, Анастасий не без одобрения относится к тем сочинениям, в коих предложено буквальное изъяснение шестоднева, и хвалит толкования свв. Амвросия, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Кирилла и другие за их буквальный смысл.

К истолковательным трудам Анастасия можно отнести и обширное сочинение, под заглавием: «Вопросы и ответы». Здесь предложено толкование различных мест Священного Писания но вопросам догматического и нравоучительного содержания, например, о значении веры и добрых дел для спасения человека, о действенности покаяния, о достоннстве человеческой природы и т. п. В подтверждение своих воззрений Анастасий приводит здесь очень много извлечений из творений свв. отцов и учителей церкви. Впрочем, известный ученый Карл Крумбахер в своей «Истории византийской литературы» высказывает сомнение относительно принадлежности Анастасию этого сочинения во всем его объеме, так как здесь, во-первых, цитуются писатели, жившие после Анастасия, например Никифор, патриарх константинопольский (IX в.), а во-вторых, в некоторых рукописях это сочинение приписывается Анастасию, архиепископу Никейскому. Но несомненно, что, по крайней мере, основа «Вопросов и ответов» принадлежит Анастасию Синаиту, дальнейшее же развитие ее и заполнение главного плана труда второстепенными частностями и подробностями произошли в позднейшее время. Это сочинение пользовалось в древности большим уважением, как можно видеть из того, что в IX веке оно было переведено с небольшими сокращениями на славянский язык и вошло в состав сборника, составленного для болгарского царя Симеона, в XI веке списанного для русского великого князя Святослава и известного под именем «Изборника». – Из других сочинений Анастасия Синаита известны: «Слово о святом собрании», содержащее в себе наставления о том, с какими чувствами христианин должен присутствовать на литургии, как ему следует исповедовать свои грехи пред духовником и как полезно не осуждать брата своего (слово переведено на русский язык иеромонахом Феофилом Пасхалидисом); «Слово об усопших», беседа на шестой псалом, беседа о зловредности клеветы и хулы (издана А. И. Пападопуло-Керамевсом в его Ἀνάλεχτα Ἰεροσολυμῆσ Ζταχυολογίας, 1, 400 – 404) и другие беседы гомилетическо-назидательного характера.

Наконец, иные сочинения Анастасия Синаита известны или в отрывках, или только по именам. Так, против монофелитов он написал три небольшие сочинения под заглавием: «Περὶ τοῦ κατ᾿ εἰκόνα», из коих третье излагает историю монофелитской ереси и после шестого вселенского собора (680 г.). В своем Ὁδηγός]´ε Αναcταcηη υπομηναετъ ο cλεδυющηχ cοβcτβεννыχ τρυδαχ: «Τόμος δογματικός». «Τ´μος ἀπολογητικός» η «Ζύνταγμα κατὰ Νεστορίον», κοτορыε β ναcτοящεε βρεμя νε οτκρыτы. Σαμ Αναcταcηй cβηδετελьcτβυετ τακжε, чτο ναπηcαλ cοчηνενηε «Κατὰ Ἰουδαίων», cοcτοящεε ηζ δβυχ κνηγ, νο β τοй «Βεcεδε προτηβ ηυδεεβ», κοτοραя ναπεчατανα β γρεчεcκοй πατρολογηη Μηνя (τομ 89), νετ δαννыχ cчητατь эτη cοчηνενηя τοжδεcτβεννыμη. Ταμ жε ηζδανы οτρыβκη η νε cοχρανηβшεγοcя β πολκομ βηδε cοчηνενηя Αναcταcηя «Προτηβ, αρηαν». Βοοβщε, πο μνενηю Κ. Κρυμβαχερα, τρυδы Αναcταcηя Σηναητα νεδοcτατοчνο εщε ηζυчενы; νεοβχοδημο τщατελьνοε οβcλεδοβανηε ρυκοπηcνыχ γρεчεcκηχ cοκροβηщ, δαβы οτыcκατь τε ηζ εγο cοчηνενηй, κοτορыε β ναcτοящεε βρεμя ναυκε νεηζβεcτνы; τολьκο τογδα η μοжνο βυδετ βπολνε πραβηλьνο οцενητь μεcτο η ζναчενηε эτογο βыδαющεγοcя πηcατελя β βηζαντηйcκο-βοcτοчνοй λητερατυρε. – Παμяτь εγο 20 απρ.

И. Соколов.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 1: А - Архелая. - 1900. - X, [2] с., 1128 стб., 7 л. карт.

Комментарии для сайта Cackle