профессор Александр Павлович Лопухин

Анастасий

Анастасий. Персянин св. препод.– муч. – Годом из Персии, сын мага или волхва, наученный и посвященный во все таинства персидской магии, св. Анаст., по желанию отца, поступил в военную службу при Хозрое, цар. Перс., и принимал участие в походе последнего против Сирии, в 613 году. Овладев многими городами и завоевав Иерусалим, Хозрой унес в Персию истинное древо Креста Господня, что конечно вызвало сильное волнение среди христиан. Св. Анаст. был сильно изумлен тем великим благоговейным поклонением, какое воздавалось христианами этому орудию крестных страданий, ему хотелось узнать причину этого, а потому он начал изучать Хр-во и был поражен красотою его нравоучения и возвышенностию догматов. По окончании новой экспедиции против римлян, в которой Анаст. также принимал участие, оставил он военную службу и удалился в Иераполь, где поселился в доме одного христианина (по ремеслу монетчика или серебряных дел мастера), который часто водил его в собрания христиан. Картины страданий св. мучч., представленные на иконах, находившихся в христ. церквах, производили на него глубокое впечатление и он не мог надивиться мужеству св. страстотерпцев Христовых, жребий которых казался ему достойным подражения. Решившись, наконец, перейти в христианство, он идет в Иерусалим и приемлет крещение, а вместе и свое языческое имя Магундат переменяет на христианское Анастасий – воскресение. После этого, поселяется он в одном из монастырей, находившихся вблизи Иерусалима, ведет самый строгий образ жизни – работает вместе с другими, пребывает в посте и молитве, занимается чтением Св. Писания, отцов церкви, житий святых, особенно же мученических деяний. Читая последние, св. Анаст. «омакаше слезами книгу, горя сердцем и извествуя свое внутреннее терпению их сострадание, и аки с ними уже страждай, ревности их являше себе подражателя быти, кончину их ублажая, и мужеству их удивляяся, и моляше усердно Владыку Христа, да сподобит его таковая за него страдати, такожде умрети, и причислитися к мученическому лику» (Дим. Рост.). В 621 г. он принял монашеское пострижение и в продолжении семи лет оставался в монастыре. Получив извещение в особом откровении, что его пламенное желание – пострадать за Христа – исполнится. св. Анаст: отправился путешествовать по св. местам, посетил Диасполис Палестинский, гору Гаризим и остановился в Кесарии Палестинской. Встретив здесь своих соотечественников, персидских солдат (Палестина в то время находилась во власти у персов), и видя совершаемые ими на улицах языческие молитвословия и обряды (заклинания), он с силою начал увещевать их оставить нечестие. Схваченный, как возмутитель и доставленный сначала к местному военачальнику, а затем и к персидскому князю Марзабану, прибывшему в Кесарию, св. Анаст. исповедал себя христианином, обличил и похулил языческие заблуждения персов и за это, прикованный цепью к другому узнику, был отправлен на принудительные работы в каменоломни. Соотечественники св. Анаст. сжалились над невинным страдальцем и просили смиловаться над ним – отпустить его. Св. Анаст. снова был позван к допросу и снова исповедал Христа, отвергая всякое общение с язычеством. Его подвергли жестоким мучениям, отослали в тюрьму, а затем и – на принудительные работы в каменоломнях. Мазарбан, между тем, написал Хозрою, спрашивая, что он повелит делать с Анаст., и получил ответ, предписывавший ему употребить все меры снисхождения и лестных обещании, чтобы заставить его, хотя бы только на словах, отречься от христианства. Св. Анаст. остался непреклонен в послушании Христу. Мазарбан приказал отправить его на суд самого Хозроя. Между тем, наступил праздник воздвижения Креста Господня и св. Анаст. при посредстве одного из властных лиц, бывшего христианином, получил разрешение сходить в этот день в церковь и отстоять богослужение: присутствие его в храме и его увещания произвели на христиан, собравшихся в церкви, сильное и спасительное действие, и все проливали слезы. По окончании богослужения, св муч. с веселием возвратился в темницу и дня через два, вместе с другими узниками и с одним из братий монастыря, в котором он подвизался и из которого этот инок был прислан, чтобы узнать об нем и доставить, ему утешение, – были отправлены в Барселое – Сергиоиолис, в Ассирии, в 6 милях от Дастагера, где находился Хозрой. Всюду на пути его шествия христиане выражали высокое уважение и удивление его мужеству, что смущало его смирение и скромность. Настоятелю своего монастыря, иноку Иустину, он написал во время пути два письма – одно из Иераполя, другое на берегах Тигра, прося его молитвы и братий монастыря. Но прибытии его в Барселое, назначены были особые лица для суда над ним, по и теперь все усилия судей, угрозы, увещания и страшные мучения, которыми был подвергнут св. Анаст., остались тщетными: он был непоколебим в своей мученической твердости и, потому, в заключение всех страшных истязаний, был усекнут мечем, 22 янв., 628 года. Тело св. муч., брошенное на съедение собакам, которые не прикоснулись к нему, было выкуплено местными христианами и погребено в монастыре св. Сергия, находившемся вблизи города; впоследствии мощи его были перенесены в Палестину, отсюда в Константинополь, а из К-ля в Рим, где они и доныне хранятся (одна часть в одном из загородных монастырей, друг. в церкви св. Креста). Пам. св. Анаст. Перс. 22 янв. в Прав. Месяц. и в Рим. Март., – перенесеню его мощей 24 янв.

Писатель жития св. муч. Анас., – современник и отчасти очевидец его подвигов; на 7 вселен. соборе из этого жития были прочитаны некоторые места в защиту св. икон. На этом же соборе послы папы Адриана свидетельствовали о перенесении иконы его и главы в Рим, где они и до ныне хранятся (Серг., Месяц.). Указанное житие, с некоторыми сокращениями, находится в числе Метафрастовских (Патр. Гр. 114, 774 и сл.), латин. пор. его у Липомана, Сурия, Болланди стов (ASS. иаn. t. 11 р. 422 и сл.), ср. Барония, Маrtirol R., 1589 р. 43, Морчелли, Саlеnd. eccl. С. Роlit., 1738, t. II р. 34, Гардуин, Соnsiliа, IV, 173 – 177, Манси, Соnsil., XIII, 21 – 24, – кроме того, новые материалы, относящиеся к житию, и муч. и чудесам св. Анаст Перс. см. Usener, Acta М. Аnаst. Реrsae, Program. Unvier. Воnn. 1894 г., – похвала св. Анаст. Софрония патр. Конст. – Патр. Гр. 92,168. – 1729. – В Мен. Вас., в Синакс. и в Прол. – краткое изложение указ. Метафр. жит., в Чт. – Мин. Макар. пролож. чтения и небольшой рассказ о перенесении мощей (Синод., янв. л. 733), у Дим. Рост. – по Метафр., с сокращением. У Бутлера, в нем. изд. Вейса (Leben d. Väter und Маrtyr., 1838 г , t. I, 480), Миня, (Dict:. Наgiоgr., s. и.), Штадлера (НL., s. и.) – довольно подробно излагается мучен. житие св. Анаст.

А. Пономарев.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 1: А - Архелая. - 1900. - X, [2] с., 1128 стб., 7 л. карт.

Комментарии для сайта Cackle