Источник

Аполлинарианство

Аполлинарианство, учение Аполлинария Младшего, епископа Лаодикийского в Сирии (умер в 390 г.). Он был сын Аполлинария старшего, Александрийского, который преподавал грамматику и риторику сначала в Берите, а потом в Лаодикии, и был пресвитером последнего города. Когда император Юлиан запретил христианам читать греческую литературу, он старался, насколько возможно, возместить эту литературу и, между прочим, издал поэтический парафраз, в гомерических стихах, исторических книг Ветхого Завета. Сын, который был также известным учителем риторики, и впоследствии (335 г.) чтецом в Лаодикии, но превосходивший отца как дарованиями, так и ученостью, начал свою литературную карьеру подобным же образом, но позже сосредоточился на христианском богословии. Он писал комментарии на различные книги Библии, защиту христианства против Порфирия, защиту никейского символа против Евномия и Маркелла, и проч.; и эти его сочинения привели его в тесную связь с представителями православной церкви, как св. Афанасий и другие. Он был рукоположен в сан епископа Лаодикийского и в течении долгого времени считался одним из главных поборников никейского символа; однако постепенно его христологическая теория, первоначально имевшая своею целью просто опровержение арианства, начала переходить в открытую ересь. По учению никейского символа во Христе сочетались совершенное Божество и совершенное человечество; так что Он в одно и то же время был и совершенным Богом, и совершенным человеком. Аполлинарию эта мысль показалась совершенно несостоятельной и самопротиворечивой, смотреть ли на нее с онтологической, психологической, или догматической точки зрения. Две различные сущности, – рассуждал он, – каждая будучи полна и совершенна во всех своих свойствах, никогда не могут соединиться в одну. Полный Бог и полный человек никогда не могут слиться вместе в одну личность. Идея Бога-человека, по нему, есть чудовищность, стоящая на одном уровне с такими мифологическими произведениями, как минотавры, и проч. Мало того, идея такого единения во Христе, между совершенным Божеством и совершенным человечеством, сразу разрушает всю идею искупления. Где есть полное человечество, там есть грех; а если грех мыслить как потенциальность в естестве Христа, то Он становится неспособным для дела искупления. Так как совершенное Божество и совершенное человечество не могут соединиться в одну личность, то человечество Христа, если считать его полным, могло только механически существовать рядом с Его Божеством, и таким образом во Христе только человек страдал, был распят и умер, а «смерть человека не убивает смерти». Чтобы выйти из этого затруднения, по мнению Аполлинария, нужно было ограничить человечество Христа телом и животной душой, в которых обитал божественный Логос. Такое учение произвело большую смуту в малопросвещенном еще тогда христианском обществе. Собор александрийский (362 г.) осудил это учение. Против него в 371 г. писал Афанасий Великий. Но ни в том, ни в другом случае не упоминалось имени Аполлинария. В 375 г. он, однако, отделился от церкви и начал составлять секту; в том же году он осужден был собором римским при папе Дамасе, каковое осуждение было повторено вторым вселенским собором (381 г.). Против его приверженцев, аполлинариан, было издано несколько императорских декретов (в 388, 397, 428 гг.), после чего некоторые из них возвратились в православную церковь, а другие присоединились к монофизитам. От его сочинений остались только фрагменты. См. А. Спасский, Аполлинарий Лаодикийский.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 1: А - Архелая. - 1900. - X, [2] с., 1128 стб., 7 л. карт.

Комментарии для сайта Cackle