митрополит Никанор (Клементьевский)

Слово в день Рождества Иоанна Предтечи 46

Рече же к нему Ангел, не бойся: Захарие зане услышана бысть молитва твоя, и жена твоя Елисавет родит сына тебе (Лк. 1:13).

Сию речь Ангела к Захарии, взятую из чтенного ныне Евангелия, обращаю теперь в слово к вашему утешению и назиданию.

Апостолы Христа, посещая грады и веси, совершали священнодействие преложения хлеба, молились обще с верующими и проповедовали им слово истины.

Совершив священнодействие таинства веры в сем святом храме, и помолясь обще с вами, благочестивые слушатели, – что теперь должен сказать я к вашему назиданию? Какое слово истины должен возвестить вам, собравшимся на молитву в храм молитвы? Самый ближайший предмет к размышлению есть молитва. Помыслим убо о силе и действии молитвы.

Нетрудно понять, о чем молил Бога св. Захария. Будучи в преклонных летах, он просил Бога о разрешении жены своей Елисаветы от неплодства ее; и Бог внял молитве его, даровал ему сына, которому не было подобного между сынами Израильскими.

Невозможное, по-видимому, дело, чтобы люди в глубокой старости могли рождать детей: сам Захария, когда Ангел Господень возвещал ему о рождении сына, вопрошал его: почесому разумею сие: аз бо есмь стар и жена моя заматоревши во днех своих (Лк. 1:18). Но чего не может сделать человек, то творит Бог: яко не изнеможет у Бога всяк глагол (Лк. 1:37). Только была бы со стороны человека молитва, молитва ума и сердца, молитва веры, любви и упования, молитва, достойная слуха Божия. Царь пророк, воспевая неизреченную благость Бога к праведникам, говорит: очи Господни на праведныя и уши Его в молитву их: воззваша праведнии и Господь услыша их (Пс. 33:16, 18). Сам Иисус Христос обещал верующим: вся елика аще вопросите в молитве верующе, яко приимете, будет вам (Мф. 21:22). И в другом месте: аминь, глаголю вам, яко елика аще чесо просите от Отца во имя Мое, даст вам (Ин. 16:23).

Такова сила и действие молитвы! Праведный Захария не получил бы желаемого плода, если бы не молился о том ко Господу. Рече же к нему Ангел: не бойся, Захарие: зане услышана бысть молитва твоя, и жена твоя Елисавет родит сына тебе.

Молитва, которую Бог приемлет и исполняет, есть, без сомнения, молитва праведника, который, подобно праведникам Захарии и Елисавете, поступает во всем по заповедям и уставам Господним беспорочно (Лк. 1:6). Он молится о том, что сообразно с волею Божиею, молится так, как заповедует Господь, молится с благою целию для приобретения существенного блага самому себе, или своему ближнему, молится для славы Божией. Но поелику никто из человеков не может знать, о чем и как должно молиться, без научения Духа Божия, наставляющего нас на всякую истину: о чесом бо помолимся, якоже подобает, не вемы, но Сам Дух ходатайствует о нас, воздыхании неизглаголанными (Рим. 8:26): то очевидно, что молитва праведника не есть исключительно собственное его дело; она есть дыхание Духа Божия, живущего в его сердце. Говорит с Богом человек, но слово дает человеку Бог. Молится праведник: молитву возбуждает в нем Дух Святой.

Сила и действие молитвы есть сила и действие веры, любви и упования, Вера озаряет молитву, любовь согревает, упование укрепляет. От веры происходит чистота молитвы, от любви – теплота, от упования – твердость. Но откуда вера, любовь и упование – сии молитвенные силы? От Бога, Подателя всякого дара свыше, всякой духовной силы. Он действует в нас и еже хотети и еже деяти о благоволении (Флп. 2:13). Мы недовольны есмы и помыслити что доброе от себе, яко от себе, но довольство наше от Бога (2Кор. 3:5). Итак сильная и действительная молитва от Бога. Она сильна силою Его всемогущества и премудрости, и действительна действием Его любви и благости.

Священное Писание исполнено примерами Божественной силы и чудесных действий молитвы. Приведем некоторые из них во свидетельство истины. Что побеждает праведный гнев Божий, уже готовый излиться на погубление Израильского народа, впадшего в идолопоклонство? Молитва. И помолися Моисей пред Господем, и умилостивися Господь в зле, еже рече сотворити людем своим (Исх. 32:11,14). Что затворяет и отверзает небо для прекращения и низведения дождя? Молитва. Илия молитвою помолися, да не будет дождь: и не одожди по земли лета три и месяц шесть. И паки помолися, и небо дождь даде, и земля прозябе плод свой (Иак. 5:17–18). Как воскресла из мертвых Тавифа, упоминаемая в Деяниях Апостольских? Молитвою. Петр, преклонь колена, помолися, и обращся к телу, рече: Тавифо востани (Деян. 9:40). От чего поколебалось основание темницы, в которую заключены были Павел и Сила, отворились все двери и оковы со всех спали? От того, что сии Апостолы пред сим событием молящеся пояху Бога (Деян. 16:25, 27). Вот сколь могущественна сила молитвы. Кто не признает ее за силу Божию? Кто не скажет, что чудодействует сам Всемогущий?

Но чтобы кто не подумал, что молитва сильна и действительна у одних только святых, приведем и такие примеры, из коих можем видеть ясно, что Бог приемлет молитву и грешников, если с смиренным и сокрушенным сердцем они молят Его. Согреших, вопиет Давид к Господу, и Господь ответствует ему чрез Нафана: Господь отъя согрешение твое, не умреши (2Цар. 12:13). Молился Богу Манассия, и Бог помиловал его: и послуша его, и услыша вопль его, и возврати его со Иерусалим на Царство его (2Пар. 33:12–13). Молился мытарь: Боже милостив буди ми грешнику, и Бог оправдал его (Лк. 18:14). Молился на кресте разбойник: помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем, и Господь ввел его в царство небесное (Лк. 23:42). Молитва того и другого была краткая, но действительная: немного говорили пред Богом, но много от Него получили; говорили не устами, а сердцем, говорили не о том, чего хотела плоть, но чего искал их дух.

И может ли молитва быть не услышана, когда Сам Бог требует, чтобы мы молились? Может ли прошение быть отвергнуто, когда Он Сам повелевает: просите и дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам. Всяк бо просяй приемлет, и ищай обретает, и толкущему отверзется (Ин. 16:23; Мф. 7:7–8). Самая заповедь о молитве убеждает нас в ее силе, и самый обет уверяет в ее действии. Иначе, для чего бы было побуждать к молитве, и обещать исполнение прошений? Но верен Господь во всех делах Своих, истинен во всех словах и обещаниях, и благ паче земных родителей: аще вы лукави суще умеете даяния блага даяти чадом вашим, кольми паче Отец ваш небесный даст блага просящым у него, говорит Иисус Христос (Мф. 7:11). Что изъясняет Он чрез сие уподобление? Несомненность в действии и успехе молитвы: просите и дастся вам. Господь благ и в самом отказывании нашим прошениям. Тогда Он или исполняет самое глубочайшее желание, которого неразумев, мы обращаем совсем к другому предмету, или исполняет их неожиданным и высшим образом. Так Апостол Павел трикраты молил Его, да отступит от него пакостник плоти. И чтоже? Довлеет ти Благодать моя: сила бо моя в немощи совершается, ответствовал ему Господь (2Кор. 12:8–9).

Правда, есть много молитв и прошений, которые остаются без всякого действия и исполнения. Но от чего происходит сия безуспешность молитв и прошений? От того, что мы или просим не того, чего бы надлежало просить, или просим без внутреннего чувства, без веры и любви, или просим не во славу Божию, но для удовлетворения наших прихотей. Так Бог повелевает, чтобы мы молились о том, что сообразно с Его святою волею. Сие бо есть дерзновение, еже имамы к Нему, говорит возлюбленный ученик Христов, яко аще чесо просим по воле Его, послушает нас (I Ин. 5:14). Бог хочет, чтобы мы прежде просили себе благ духовных, вечных, как то: помощи благодати, света для просвещения ума и сердца, веры, любви и упования, а потом уже телесных и временных благ: не пецытеся, учит Иисус Христос, душею вашею, что ясте, или что пиете, ни телом вашим, во что облечетеся: не душа ли больши есть пищи, и тело одежды (Мф. 6:25). Бог хочет, чтобы мы искали прежде царствия Его и правды Его. Ищите прежде царствия Божия и правды Его, учит Иисус Христос; и сия вся, т.е. временные и земные блага, приложатся вам (Мф. 6:33). Напротив, мы просим себе довольства в пище, питии и одежде, молимся, как бы приобресть большое богатство, и ищем славы и почестей. Таковые прошения могут ли быть исполнены? Бог повелевает молиться без гнева, вражды и ненависти: аще принесеши дар твой ко олтарю, говорит Христос,  и  ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя: остави ту дар твой пред олтарем, и шед прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой (Мф. 5:23–24); повелевает молиться с верою и упованием: вся елика аще молящеся просите, веруйте, яко приемлете: и будет вам (Мк. 11:24). Сумляйся же, говорит Апостол Иаков, уподобися волнению морскому, ветры возметаему и развеваему: да не мнит бо человек он, яко приимет что от Бога (Иак. 1:6–7); повелевает молиться постоянно, и не ослабевать в молитвенном подвиге (Лк. 17:1; 1Сол. 5:17). Напротив, мы молимся, нимало не укротив страстей своих, во гневе и вражде с своим ближним, с тщеславием и самонадеянием; молимся с рассеянными мыслями и желаниями, с холодностию в сердце и с сомнением в душе: молимся не всегда, но в известное время, и то для удовлетворения существенной потребности духа, а иногда только для соблюдения общепринятого обыкновения. Таковые молитвы могут ли быть действительны? Бог повелевает искать благ небесных с благою целию, т.е. иметь в виду существенную пользу как для себя, так и для других, иметь целию славу Божию, напротив, мы ищем благ для личных выгод, для собственного наслаждения, для удовлетворения страстей своих. Таковые искания могут ли быть успешны? Словом, вся безуспешность молитв наших и прошений объясняется кратким изречением Апостольским: желаете, говорит он, и не имате, зане не просите; просите и не приемлете, зане зле просите, да в сластех ваших иждивеше (Иак. 4:2–3).

Христианин! если ты чувствуешь утешение, успокоение и подкрепление от молитвы: то понимаешь и разумеешь силу и действие молитвы. Если же не чувствуешь, то значит, что не так молишься, как учит Господь: видно, есть в сердце твоем постыдная какая-либо страсть, которая владеет тобою во время молитвы; видно, есть в душе твоей злое какое намерение, которое хочешь исполнить по молитве. Выброси яд из сердца, и ощутишь сладость молитвы. Прекрати шум страстей, и услышишь в себе глас Самого Господа. Вопрошаю тебя, христианине: приходя с просьбою к своему судии, или начальнику, или господину, приходишь ли к нему в замаранной одежде, с замаранным лицом и руками? Нет! Не приходи же и ты к Господу Богу твоему с нечистым сердцем и нечистою душею. Вопрошаю еще: исполняешь ли желание своего сына, когда просит он себе ножа, или раскаленого угля для увеселения и забавы? Нет! И Бог не исполняет твоих желаний, зная, что просимое тобою повредит твоему телу, твоей душе, повредит твоему спасению. Итак покорность воле Божией в молящемся христианине есть необходимое условие смиренной и благоговейной молитвы.

Благодаря Господа Бога, сподобившего меня совершить в сем храме таинство веры, и сказать вам, благочестивые слушатели, собравшимся на молитву, слово о силе и действии молитвы, я заключаю скудное свое слово Апостольскою заповедию: мирствуйте в себе. Блюдите, да никтоже зла за зло кому воздает: но всегда доброе гоните, и друг к другу и ко всем. Всегда радуйтеся. Непрестанно молитеся. О всем благодарите: сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе в вас (1Сол. 5:13, 15–18). Аминь.

* * *

46

Произнесено в 1828 году.



Источник: Избранные слова и речи высокопреосвященнейшего Никанора, митрополита Новгородского. В 3 Томах. / С.-Петербургского, Эстляндского и Финляндского : Т. 2-. Слова на праздники Господские и Богородичные и на Дни святых. / Санкт-Петербург : Типография Морского министерства, 1857. 461 с.

Вам может быть интересно:

1. Слова и речи святителя Иннокентия, епископа Пензенского и Саратовского – СЛОВО В ДЕНЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА святитель Иннокентий (Смирнов) Пензенский

2. Проповеди. Книга 6 (2008 г.) протоиерей Димитрий Смирнов

3. Рождество Христово епископ Александр (Милеант)

4. Игумения Антония настоятельница Московских монастырей Страстного (1861-1871 гг.) и Алексеевского (1871-1897 гг.) священник Георгий Орлов

5. Послания – Послание 115(303). Доместику Политиану преподобный Феодор Студит

6. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том IV – Диоклитиан профессор Александр Павлович Лопухин

7. Письма – 718. Благословение на поступление в монастырь преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)

8. Историческое учение об Отцах Церкви. Том II – § 132. Догматическое учение преп. Ефрема. святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

9. Библейская энциклопедия – Иоривон архимандрит Никифор (Бажанов)

10. Собрание слов и размышлений епископ Вениамин (Платонов)

Комментарии для сайта Cackle