Киннор
Киннор, еврейское כִּנּוֹר – Kinnor, у LXX и в Новом Завете κιθάρα (ср. 1Кор.14:7; Откр.5:8, 14:2, 15:2), иногда у LXX – κινύρα, как и у Иосифа Флавия (Древн. 7:12:3: κινύρα, δέκα χορδαῖς ἐξημμένη τύπτεται πλιήκτρῳ), однажды, в Пс.136:2 – ὄργανον, слав.-русск. – «гусли», «цитра», редко – «цевница». Это – струнный национальный музыкальный инструмент у древних евреев; киннор и невел (псалтирь) – струнные музыкальные инструменты – составляли главный аппарат священной древнееврейской музыки. Киннор, – может быть, древнейший из музыкальных инструментов (изобретение его приписывается еще сыну Ламеха Иувалу: Быт.4:21), инструмент, на котором в своей молодости играл Давид (1Цар.16:23, 18:10, 19:9). По И. Флавию (Loc. cit.), киннор, или «кифара», имела десять струн, по которым ударяли палочкою; но, вероятно, число струн киннора было различно, так как на Маккавейских монетах изображен киннор восьмиструнный; на монетах Бар-Кохбы – трехструнный, а на монетах Симона Наси (князя) – 6-ти струнный; равным образом, смычок мог не употребляться при игре на кинноре, так как о Давиде из Библии (Loc. cit. из 1Цар.) известно, что он играл на кинноре рукою, или пальцами. По устройству, киннор имел, может быть, сходство с треугольной египетской и греческой лирой φόρμιγξ; от невла же, по преданию, киннор различался местонахождением резонансирующего ящика (у киннора последний находился внизу, в виде барабана, у невла – псалтири – вверху). Игра на кинноре (и невле) служила выражением жизнерадостного настроения, а не печали, при которой киннор замолкал, заменялся сетованием, вешался на вербах (Ис.24:8; Плч.5:14; Иез.26:13; Иов.30:31; Пс.136:2; 1Мак.3:45). Оба инструмента употреблялись и при светском пении, например, на пиршествах (Ис.5:12), но гораздо чаще они служили богослужебным целям – при торжественных процессиях (1Цар.10:5; 2Цар.6:5; 2Пар.20:28) и в храмовом богослужении (Неем.12:27; 1Пар.25:6), причем к ним иногда присоединяется кимвал; а игрою на них всегда
аккомпанируется песнь хвалы и благодарения (1Пар.15:16; 2Пар.5:12; Пс.32:2, 56:9, 70:21, 80:2, 150:3). Однако, есть и знаменательные различия в употреблении киннора и невла – псалтири.
Киннор имеет гораздо более широкое употребление, чем невел, почему первый нередко встречается отдельно, чего нельзя сказать о невле. Киннор употреблялся в житейском быту людьми разных положений до блудницы включительно (Быт.31:27; Иов.21:12; 1Цар.16:16; Ис.23:16); напротив, употребление невла в застольной музыке у пророка Амоса (6:5) представляется осквернением священного инструмента. По-видимому, между киннором и невлом существовало такое же отношение и различие, как между греческими лирой (φόρμιγξ) и кифарой (κιθάρα): 1-й инструмент был более древним народным инструментом и употреблялся как для мирских, так и для богослужебных целей, последний же имел только, или по преимуществу, священное и, по крайней мере, торжественно важное употребление. Киннор, как и невл – псалтирь, должен быть удобоносим: играли на обоих инструментах и на ходу (1Цар.10:5; 2Цар.6:5; 1Пар.18:28; Ис.23:16).
О Кинноре и др. музыкальных инструментах древних евреев можно читать в статье Kamphausen’a у Riem, Handwörterbuch des biblischen Alterthums II (Aufl. 2, 18941, S. 1042–1059; cp. W. Nowack, Lehrbuch der Hebräischen Archäologie X (Lpzg 1894), S. 272 ff. [См. еще в библейских «Cловарях» и «Энциклопедиях» W. Smith’a, Н. Guthe, J. Hastings’a, T. K. Cheyne, F. Vigouroux].
Свящ. А. Глаголев