Кирилл (Богословский-Платонов)
Кирилл (Богословский-Платонов), архиепископ Каменец-Подольский и Брацлавский, по своей разнообразной церковно-административной и духовно-просветительной деятельности в должности ректора Семинарии и Академии, и в епископском сане в разных местах России, оставил и в современниках, и в потомстве глубокую память о себе, как выдающемся иерархе второй половине XVIII и первой XIX века. Он был сын священника села Воздвиженского, – что в 12 верстах от Троице-Сергиевой Лавры по дороге к Москве, – родился 14 мая 1788 года. Девяти лет Кирилл (в мире Константин) поступил в Троицкую лаврскую Семинарию, получив, при поступлении фамилию «Богословского». Как один из лучших учеников Семинарии, воспитывавшийся на стипендии митр. Платона, он после Семинарии поступил в петербургскую Духовную Академию, а по окончании академического образования магистром 1-го курса был оставлен при академии бакалавром церковной истории. 27 лет Константин Богословский «по влечению сердца» принял монашество с наречением имени Кирилл и был вскоре назначен ректором Полтавской Семинарии, а в 1819 году ректором московской Духовной Академии. Лекции свои по Догматическому богословию Кирилл читал на русском языке, что было новостью для того времени. Чтения его отличались, – по свидетельству историка, – замечательною теплотою чувства и свойственным ему аскетическим направлением. Из тех же сторон характера и убеждений Кирилла вытекали заботы его, как ректора Академии, об исполнении религиозных обязанностей студентами и об их религиозно-нравственном воспитании. В бытность ректором Академии Кирилл принимал деятельное участие в переводе на русский язык Свящ. Писания, и за труды по богословию, за усердие в проповедовании слова Божия и, главным образом, за опыт истолкования послания Апостола Павла к Евреям ему была дана степень доктора богословия. В 1824 г. Кирилл был назначен епископом Дмитровским, викарием московской епархии, а с 1827 г. – епископом Вятским и Слободским. Епископское служение Кирилла в Вятке было запечатлено архипастырскою милостью его, отеческою нежностью к сиротству, бедности, снисходительностью к немощам и заблуждениям чад своих, близостью и доступностью для всех; богослужение, отправляемое им, отличалось торжественностью и назидательностью. Здесь же он заявил себя усердным миссионером в деле распространения православия в среде иноверного населения епархии. С грустью расставались вятчане с своим архипастырем, когда его в 1832 г. назначили архиепископом в Каменец-Подольск. Подолия, где и после присоединения ее к России шла борьба православия с римским католицизмом, открывала широкое поле деятельности для нового преосвященного, призывала его к разнообразному труду, требовала от него неутомимой энергии, высоконравственного авторитета и уменья действовать применительно к условиям местной жизни. И Преосв. Кирилл много сделал для возвышения православия в подольском крае и для благоустройства епархии: он содействовал улучшению положения духовенства, – этой опоры православия, – и возвышению его влияния на общество, беседовал с католическими епископами и при ежегодном обозрении епархии со всеми католиками, расположенными к православию, обращал внимание на материальное обеспечение, на образование и поведение низших клириков и особенно заботился об улучшении православного богослужения, построения церквей и благоустроении бедных монастырей и духовно-учебных заведений подольской епархии. Напряженные труды и постоянные заботы преосвященного Кирилла расстроили его здоровье. Для лечения он ездил в Крым, но ничто не могло восстановить надорванный организм. В 1839 преосвященный заболел опасно. В это же время он был вызван в Петербург для присутствования в Синоде, и так как просимая им отсрочка отъезда не была дана, то в 1840 г., полубольной, выехал в Петербург. Прожил он в Петербурге недолго. 28 марта 1841 года он тихо, без страданий, скончался, держась за икону. Погребен он в Александро-Невской Лавре, в Феодоровской церкви.
В личной своей жизни преосв. Кирилл был строгим аскетом. Деньги он все раздавал бедным, и в Петербурге, напр., в последние дни своей жизни не имел денег на покупку даже недорогого лекарства, узнав о чем, Государь прислал своего придворного медика и дал пять тысяч руб. на лечение. Преосвященный был всегда и всем доступен, со всеми кроток, христиански терпелив и справедлив. Хороший портрет покойного пожертвован родственницею преосвященного Кирилла (В.А. Беляевой) в тульскую Палату Древностей.
(По личным качествам, по кроткой, братолюбивой и боголюбивой душе, он был человек выше похвал; а как архипастырь он был замечательным проповедником. Гомилетические труды его в свое время были прекрасны и не раз издавались; так, им напечатаны: а) Собрание слов, говоренных к вятской пастве – 1832 г., но было еще несколько изданий; б) Поучительные слова и речи к подольской пастве – в 2 томах, Москва 1837; в) Поучит. слова на воскресные праздники к подольской пастве, Москва 1840). Полное собрание его проповедей (в трех частях, Москва 1854) издано вместе с кратким жизнеописанием преосвященного, составленным его племянником † проф. московской Дух. Академии П.С. Казанским, причем жизнеописание было просмотрено митрополитом Филаретом, к которому преосв. Кирилл был близок. В рукописи сохранились докторская диссертация преосвященного, несколько проповедей и уроков по богословию.
Литература: Обширная биография его П. Троицкого, в «Подольск. Епарх. Вед.» за 1863 и 1864 г. г. Статьи о нем о. А.А. Беляева в «Душеполезн. Чтении» за 1888 г. № 6, 10, 11 и 12; 1) «Архиепископ каменец-подольский и брацлавский Кирилл» и 2) Переписка митрополита Филарета с архиеписк. каменец-подольским Кириллом; прот. С.К. Смирнов, История москов. Дух. Академии. Вятские и Подольские Епарх. Ведомости, лет службы преосвященного в Вятке и Каменец-Подольске. [См. «Русский биографический словарь», том «Ибак-Ключарев», стр. 657–658; А.А. Титов, Архиепископ каменец-подольский Кирилл и отзыв его, в каком смысле должно разуметь книгу «Песнь Песней» и что она содержит в «Душеполезном Чтении» 1907 г. № 11, стр. 386–397. † А.С. Родосский, Библиографический словарь студентов первых 28-ми курсов С.-Петербургской Духовной Академии; 1814–1869 г. г., Спб. 1907, стр. 189–200].
В. Яворский (и А. Родосский)
