Кирилл (Лопатин) архимандрит
Кирилл (Лопатин) архимандрит, магистр богословия, в мире Константин Михайлович, родился в с. Рябиновском, Вятск. у. в 1868 г. Первоначальное образование получил в вятском Дух. Училище, вятской Дух. Семинарии, отсюда в 1880 г. был назначен в казанскую Дух. Академию. На 4-м курсе принял монашество. В 1893 г., по окончании курса, был назначен инспектором С.-Петербургской Дух. Семинарии, в 1894 г. инспектором московской Дух. Академии, в 1895 г. ректором казанской Дух. Семинарии, в 1899 г. ректором астраханской Дух. Семинарии. Скончался 24 ноября 1900 г. в Астрахани.
Из печатных трудов о. Кирилла можем указать следующие: 1) Учение св. Афанасия Александрийского о Св. Троице, (Казань 1894 г.), это – магистерская диссертация. Автор ее, – по отзыву † проф. Д.В. Гусева, – «обладает широкой богословской эрудицией, способностью к отвлеченному мышлению и к тонкому богословскому анализу. Он обстоятельно ознакомился не только с творениями и учениями св. Афанасия, но и с богословскими воззрениями главнейших из церковных писателей первых трех столетий. Он изучил все лучшие ученые пособия по данному предмету из области новейшей богословской литературы, причем пользовался ими весьма вдумчиво и разборчиво. Учение св. Афанасия и церковных писателей предыдущей эпохи он не просто только передает и излагает, но, обыкновенно, комментирует его и анализирует, всегда старается осветить его и указать подлинный его дух и смысл. Автор писал свое сочинение по строго обдуманному и вполне целесообразному плану, который он выдержал до самого конца. Язык сочинения – точный, ясный и определенный, вполне соответствующий высоте и важности предмета. Все сочинение проникнуто строго православным духом». (Протоколы каз. Дух. Академии 1893 г., стр. 253). 2) Противники монашеских обетов – Иовиниан и Вигилянций, и обличение их лжеучений бл. Иеронимом (Спб. 1894), – это семестровое сочинение, писанное автором на 3-м курсе Академии. 3) «Пастырские наставления и заветные пожелания моим воспитанникам». (Астрахань 1900); цель этих «Пастырских наставлений» – оживить и закрепить в памяти воспитанников заветы школы, воспитавшей их. В «Известиях по Казанской Епархии» (1895 – 1899 г.г.) и в «Астраханских Епархиальных Ведомостях» (1899 и 1900 г.г.) о. Кирилл напечатал немало слов и поучений, сказанных им в семинарских храмах.
В. Колокольцев
