Источник

Георгий Святогорец

Георгий Святогорец (ум. 1067 г.) родился в Грузии около 1014 года и происходил от царственного грузинского рода Багратионов. Отец его Иаков был приближенным царя Георгия I. Однажды матери св. Г. Марии явился во сне светлый муж и сказал: «ты родишь сына агнца, избранного Богом; посвяти его Богу и дай ему имя Георгий». Родившийся младенец, когда стал приходить в разум, был воспитываем в благочестии и семи лет был послан в женский монастырь, где подвизалась сестра его: там он провел три года в учении. Затем отрок был отдан в Богородицкий Хахульский монастырь, где подвизались два дяди его, и здесь был отдан под руководство всеми уважаемого старца, препод. Илариона. Затем, вместе с одним из своих дядей, так же по имени Георгий, он был взят к царскому дворцу, где и получил основательное образование по наукам светским. 25 лет от рождения Г. принял пострижение от Илариона и по внушению свыше предпринял подвиг странничества. Тайно, в одежде нищего, он ушел в Палестину. На пути посетил он в малой Армении монастырь Никона на Черной горе, а затем монастырь Симеона Дивногорца, близ Антиохии, и обошел монастыри в горах Ливанских. В одной горной пещере он нашел подвижника, по имени Георгий, родом так же из Грузии; у него Г. провел три года, после чего был пострижен в схиму и ушел в Иерусалим. С величайшим благоговением обошел он все св. места и потом вернулся к своему учителю. Этот последний направил его на св. гору Афон в Иверский монастырь к родственнику св. Г., авве Евфимию, который своими благочестивыми посланиями в Грузию и переводом Св. Писания много содействовал утверждению здесь веры и благочестия. Проходя Малую Азию, Г. пришел однажды к большой реке и не знал, как переправиться через нее; он увидел на другом берегу светлого юношу, на белом коне, обратившегося к нему со словами: «не бойся, ступи в реку», причем сам устремился к нему навстречу и перевел на другой берег. Г. узнал в нем своего небесного покровителя, св. великомученика Георгия. В Иверской обители Г. не застал в живых Евфимия и семь лет жил в полной безвестности, исполняя простые работы. Об этом узнал его палестинский учитель и послал сказать ему, чтобы он принял священство и занялся переводом духовных книг на грузинский язык. В монастыре узнали об обширных познаниях Г. и посвятили его в сан пресвитера. Тогда Г. немедленно приступил к переводам и перевел сначала синаксарь, потом евангелие по зачалам, праздничные паремии, большой требник, толкование на книгу Бытия, первый месяц минеи и послания апостольские. За свое благочестие и просвещенность Г. был единодушно избран в настоятели Иверского монастыря, после чего он усугубил свои иноческие подвиги, оделся во вретище, совершенно отказался от вина и молока, и часто обращался к монахам со словом поучения. Благоговея к памяти Евфимия, он собрал все сведения о нем и составил полное описание жизни его; затем перенес мощи его в новую драгоценную раку, а правую руку его положил в особый ковчег, вместе с частицами мощей св. Стефана Первомученика, Иакова Персидского, Игнатия Богоносца, св. Пантелеимона и друг. Затем он открыл мощи двух главных сотрудников Евфимия, Арсения и Иоанна, и похоронил их в притворе соборной церкви.

В 1050 г. Г. путешествовал в Царьград и испросил у импер. Константина Мономаха подтверждение прав монастыря на земельные владения; император, кроме того, щедро одарил его на устройство храма. Во второй раз путешествовал Г. в Царьград, когда узнал о прибытии туда Абхазского царя Баграта III и матери его Марии. Царь Баграт звал его на родину и обещал поставить его главным епископом, но Г. отказался, после чего обитель его была щедро одарена царем, царицею и вельможами. Неизвестно, в какое время Г. оставил Иверский монастырь и удалился на Дивную гору, чтобы вполне беспрепятственно предаться переводу свящ. книг. Он занялся исправлением и восполнением перевода всего Свящ. Писания на грузинский язык и благополучно совершил этот великий труд. Как муж просвещеннейший, он пользовался великим уважением со стороны патриархов Антиохийских Иоанна и Феодора Вальсамона. По настойчивому приглашению царя Баграта Г. в 1062 г. прибыл в Грузию и был встречен здесь с величайшею честью. Слава имени его была так велика, что к нему стекались со всего царства священники, вельможи и простой народ, чтобы послушать его. Царь же во всем слушался его и вручил ему воспитание своего сына Иоанна. В Грузии Г. подвизался пять лет. Почувствовав приближение смерти, он стал настойчиво проситься у царя на Афон; царь с глубоким сожалением отпустил его, но св. старец скончался на пути, в Константинополе, откуда мощи его были перенесены в Иверский монастырь, где и поставлены рядом с мощами св. Евфимия. Пам. 27 июня.

A. Кремлевский


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 4: Гаага - Донатисты. - 1903. - [4] с., 1216 стб., 4 л. портр., карты: ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle