Источник

Евиониты

Евиониты – древняя ересь, ведущая свое начало от некоего Евиона или от евр. слова «бедный». Существование Евиона теперь вообще не признается; но остается вопрос, как название «бедный» могло быть придано этой секте, – дано ли и оно было ей ее противниками с намеком на бедность и нищенский характер ее учения, или оно принято было самими сектантами в знак своей добровольной бедности и с намеком на блаженство «нищих духом». Происхождение секты, как таковой, некоторые относят к царствованию Домициана или еще раньше. Другие предполагают, что отделение евионитов от церкви произошло уже в 136–138 г. и что отпадение это вызвано было принятием языческих обычаев в церкви Иерусалимской; причем, по третьему воззрению, раскол евионитов связывается со свидетельством Егезиппа, что некий Фебутис, разочаровавшись в своем домогательстве епископства в Иерусалиме, начал производить соблазны в церкви. По этому предположению, евионитство должно относиться к 107 году.

В противоположность гностикам, евиониты учили, что мир был созданием самого Бога. Что касается личности Христа, то, хотя некоторые из них будто бы допускали Его чудесное рождение, отрицая в то же время Его божество и Его предсуществование, но вообще учили, что Он простой человек, сын Иосифа и Марии, и избран был стать Мессией и Сыном Божиим потому, что Он только один из людей исполнил закон. Они верили, что Его высокое назначение было неизвестно Ему, пока при крещении оно не открыто было Ему Илией, в лице Иоанна Крестителя, и что Он затем получил небесное вдохновение (Iren. V, I, 3; Epiph. Haer. XXX, 2). В евангелии евионитов голос с неба при крещении Спасителя будто бы произнес слова: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение... Я сей день родил Тебя», которое оставило Его опять пред распятием. Евиониты, по-видимому, разделялись в своих воззрениях на Ветхий Завет. Некоторые из них предполагали, что христианство отличается от закона только прибавлением известных черт; между тем, другие считали его восстановлением подлинной Моисеевой системы, которая будто бы искажена была в еврейской Библии. Эти более передовые члены секты считали Моисея единственно истинным пророком; они отвергали не только позднейшие иудейские предания, но и весь Ветхий Завет, исключая Пятикнижия, и даже его не считали произведением самого Моисея, приписывая его слушателям Моисея, которые намеренно или по невежеству исказили его слова. Они находили в этом предлог для отвержения всего того, что не совпадало с их собственными началами. Из Нового Завета они не допускали ни одной книги, кроме еврейского Евангелия св. Матфея, в котором опущено было повествование о рождении Спасителя. Большее значение они придавали апокрифическим сочинениям, но особенно враждебно откосились к ап. Павлу.

Хотя позднейшим евионитам приписывалась некоторая испорченность нравственности, в раннее время жизнь сектантов была несомненно строгою. Некоторые партии среди них отвергали всякую собственность и воздерживались не только от мяса животных, но и от их произведений, как яиц и молока. В своем богослужении и устройстве они принимали иудейские обряды и термины, совершали обрезание и обрядовые омовения, строго соблюдали иудейскую субботу и имели синагоги, правителей и т. п. Они совершали евхаристию с опресноками и употребляли только воду в чаше. Они содержали учение о земном царстве Христа, Который имел сделать Иерусалим седалищем Своего могущества, покорить всех и придать иудейскому царству невиданный дотоле блеск.

Евионитство продолжало существовать в Сирии и Персии до конца четвертого столетия. См. Робертсон и Герцог, «История христ. церкви», т. 1, стр. 40–42.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle