Источник

Иларион преподобный – великий христианский аскет

Иларион преподобный – великий христианский аскет, основатель монашества в Палестине (291–372). Источником сведений о жизни пр. И. являются составленное около 390 г. Иеронимом житие его (Migne, S. L. XXIII, 29) и сообщение Созомена (Hist. eccl. III, 14; V, 10). Краткое послание, написанное Епифанием Кипрским, лично знавшим И., вскоре после смерти И., утеряно, но им пользовался Иероним при составлении жития. Созомен черпает сообщенные им сведения частью из устного предания, частью из сделанного Софронием греческого перевода жития И. Иеронима. Израель (Die Vita s. Hil. d. Hieron., «Zeitschr. wiss. Theol.» 1880) и Вейнгартен не придают никакого исторического значения составленному Иеронимом житию И., как подражанию весьма распространенным в то время языческим географическим романам, и даже заподозривают самое существование И. Но Цоклер (Hilarion v. Hasa, eine Rettung, «N. Iahrb. t. d. Teol.», 3, 147, 1894) восстает против этих иперкритических попыток и недавно открытое сирское житие Мар-Авгина (Евгения, ум. 363), упоминает И. вместе с Антонием Великим (Bedzan, Acta martyrum syr., III, 376). Местом рождения И. был г. Табафа, лежавший на пять римских миль к югу от Тизы. Родители его были язычники. Первоначальное обучение получил он в Александрии, где выучился и греческому языку, которым он впоследствии владел так же, как и родным арамейским. В Александрии же он сделался христианином, а, узнав о подвигах Антония Великого, пришел к нему и жил с ним два месяца. Затем он вернулся в отечество и, раздав имущество бедным, начал вести отшельническую жизнь по примеру египетских отшельников вблизи гавани Газы-Майумы. Одежда его состояла из грубой власяницы (saccum), подаренного Антонием кожаного верхнего платья (ереndytes) и из короткого пастушеского плаща (sagum). Так же, как и египетские подвижники, он занимался плетением циновок и этим добывал себе средства к жизни. Пищу вкушал однажды в день после захода солнца. Жил он, по Созомену, в хижине, сделанной из глины и хвороста. Сначала его беспокоили демоны, но потом он получил дар исцеления бесноватых и других больных. После исцеления И. сына одной знатной женщины, слава о нем распространилась по всей Палестине; около него в других местах Палестины и Сирии стали селиться подвижники и образовались монастыри. И. по временам объезжал их. С Антонием В. И. поддерживал переписку. Раз, он посетил святые места Иерусалима. Многих язычников обратил он в христианство и между ними – сарацин в городе Елузе в пустыне Кадес, деда и родственника Созомена. Вследствие гонений на христиан при Юлиане, И. навсегда покинул Палестину. В Вефиле он простился с отшельниками и отправился в Египет. Через Лихнос он пришел в Тебаст вблизи Серапеума и посетил здесь епископа Драконтия, изгнанного Констанцием за православие. В Вавилоне близ Мемфиса он встретил другого изгнанного епископа и исповедника – Филора. Затем прибыл он в лежащий на Ниле Афродитополь и после трехдневного пути достиг того места, где последнее время жил и скончался Антоний Великий. Пробыв здесь некоторое время, И. отправился на север в предместье Александрии Брухиум. Здесь он узнал, что город Газа выхлопотал у Юлиана приказ о взятии под стражу его и ученика его Исихия за волшебство. Тогда он бежал в Ливийский оазис. Когда он собирался выехать из гавани Парэтонион в египетской Мармарике в Сицилию, его встретил палестинский ученик его Адриан, которому было поручено привезти его в Палестину. Но И. не согласился и Адриан, передав присланные И. палестинскими христианами дорожные припасы, покинул его, а И., приехав в Сицилию, жил там некоторое время отшельником у подошвы Пахина. Здесь, после долгих поисков, нашел его Исихий. Когда множество учеников стали и здесь мешать его уединенно, он удалился в Епидавр, в Далмацию, где при бывшем в 366 г. землетрясении оказал жителям чудесную помощь. Последние годы жизни он провел на острове Кипре, сначала вблизи Пафоса, а потом в одном уединенном месте, лежавшем на середине острова. Здесь он познакомился с Епифанием, епископом Кипрским.

Подарив незадолго до смерти свое имущество Исихию, он умер восьмидесяти лет от роду и похоронен вблизи Пафоса. Но Исихий похитил его тело и к великому горю киприотов перевез его в Маюму – место его первых подвигов. В Палестине память о нем жила долго и Созомен повествует о блестящих празднествах, устраиваемых в честь его. Из учеников И., живших вблизи Вефиля и подражавших во всем своему учителю, Созомен упоминает Саламана, Фискона, Малахиона и Криспиона. Пам. его 21 окт.

Литература. «Некоторые черты из жизни св. Илариона», «Воскр. Чтение», год 16-й, т. I; «Первые обители в Палестине», там же; «Преподобный Иларион Великий, начальник пустынножительства в Сирии и Палестине», «Духовная Беседа», 1858 г.; П. Казанский, «История восточного монашества».


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle