Источник

Инструкции

Инструкции – распоряжения, издаваемые административною властью в исполнение, дополнение и развитие закона, и определяющие собою образ действия должностных лиц. Как издаваемые лишь на почве существующего уже закона, И. не подлежат предварительному обсуждению Государственного Совета. Некоторые особо важные И. получают Высочайшее утверждение и включаются даже в Полное собрание законов. Таковы, напр., из действующих в духовном ведомстве – И. церковным старостам и благочинным церквей. Этого рода И. могут быть отменены или изменены только Высочайшею властью. Вообще же, отмена и изменение И. зависит от власти, ее издавшей. И., действующих по духовному ведомству, существует немного, причем одни из них имеют более широкий круг применения, другие – менее. К первым принадлежат:

1) Инструкция церковным старостам. Эта И. издана в первый раз в 1808 году, хотя старосты церковные становятся известными еще в начале XVIII в. В 1890 г. эта И. была пересмотрена, дополнена и издана вновь. Второе издание состоялось при участии многих епископов, которым разослан был на предварительное рассмотрение первоначальный проект этого издания, составленный хозяйственным управлением при Святейшем Синоде. Второе издание вызвано было многочисленными заявлениями епархиальных начальств, духовенства и частных лиц о крайней неудовлетворительности прежде существовавшей И., особенно ввиду новых порядков ведения церковного хозяйства, напр., замены в 1870 г. сбора от продажи церковных свечей определенным процентным взносом от всех церковных доходов на нужды духовно-учебных заведений и т. п. Второе издание, сравнительно с первым, отличается во всем большею определенностью и точностью, почему и состоит из 58 пунктов, тогда как первое – только из 19. Кроме того, во втором издании, сравнительно с первым, есть и много совершенно нового, напр., определение церквей, к которым старосты могут быть избираемы, – способа избрания старосты к церквам городским, приходским и бесприходным, – размера суммы, которая может быть хранима в церкви и расходуема на нужды последней без разрешения епархиального начальства, и др. Вообще же, И. церковным старостам трактует о способе избрания старост, об условиях, которым должны удовлетворять избираемые и избиратели, а также о правах, обязанностях и привилегиях старост.

2) И. настоятелям приходских церквей. Составлена и издана только в мае 1901 г., с восстановлением в этом году прежнего, упраздненная в 1885 г., разделения священников на настоятелей и их помощников. До 1885 г. хотя и существовал институт настоятелей, но общей И. для настоятелей всех церквей империи не было издано, а известны были И. для настоятелей церквей отдельных епархий, напр., Петербургской, где такая была издана в 1868 г. по резолюции митр. Исидора и называлась Исидоровскою. И. эта состояла из 39 пунктов и очень полно и обстоятельно обнимала собою все права и обязанности настоятеля. Она, несомненно, легла и в основу действующей ныне И. Последняя составлялась в синодальной канцелярии, рассматривалась и исправлялась настоятелем Казанского собора, протоиереем Мегорским, и преосвященным Кишиневским Иаковом. Утверждена по определению Синода от 8 мая – 4 июля 1901 г. В ней только 30 пунктов, но в них обстоятельно определяются права и обязанности настоятелей церквей. Настоятель, по силе И., наблюдает за чистотою и порядком во всем, за поведением и исправностью членов причта и церковного старосты в исполнении ими своих обязанностей, за правильностью письмоводства и раздела доходов, увещевает неисправных и, в случае безуспешности увещания, доносит о них благочинному, предстоятельствует при соборном служении, и разбирает дела по личным неудовольствиям между собою членов причта.

3) И. благочинным приходских церквей, – имеет несколько изданий. Первое издание ее относится к концу XVII в. ко времени Московского патр. Адриана, когда впервые стало употребляться и название благочинного, заменившее собою название поповских старост (И. эта вошла в Полное собрание законов за 1698 г. дек. 26, № 1612). В 1737 г. предписано было Синодом архиереям снабжать благочинных своими собственными инструкциями. Так. образ. появились И. в Воронежской еп. (в 1745 г.), Харьковской (1750 г.), Московской (1751 г., составлена была архиеп. Москов. Платоном Малиновским). Общей для всех епархий И. до 1775 г. не было, но в этом году Тверской архиепископ (впоследствии митр. Московский) Платон (Левшин) составил для благочинных своей епархии И., которая тогда же, по распоряжению Синода, введена была и во всех епархиях. В основе этой И. лежит синодальная И. 1721 г., данная в руководство для спб. «тиунской палаты» или конторы, заведовавшей преимущественно спб. епархией, и для «заказчиков духовных дел», напоминавших наших благочинных. Заметно также здесь и влияние И. Адриановской. Ныне действующая И. есть та же И. Платона, только исправленная и дополненная, по поручению Синода, епископом Симбирским Феодотием. Издана была эта последняя И. дважды – в 1857 и 1892 гг. В ней 52 пункта, из коих предпоследний, о праве благочинных иметь при себе понедельно, в качестве рассыльных, кого-либо из причетников своего округа, а для письмоводства – кого-либо из диаконов, по определению Синода 17 июля 1896 г., отменен. И. подробно определяет права и обязанности благочинного. Круг тех и других довольно обширен. Благочинному предоставляется право надзора за всеми сторонами состояния церквей и духовенства его округа: он следит за благоустройством церквей, правильным ведением церковного хозяйства и документов, за поведением духовенства и его семейств, два раза в год осматривает церкви, разбирает спорные дела и судит проступки духовенства, которые не входят в круг суда епархиального и могут быть оканчиваемы примирением, и как в том, так и в другом случае имеет право «священника штрафовать внушением, а диакона с причетниками и поклонами в церкви». Благочинные прежде были выборными, а теперь назначаются и увольняются от должности епархиальным архиереем.

4) И. благочинным монастырей. Этою И. велено было снабдить благочинных еще Высочайшим указом в дек. 1797 г., но в действительности она была составлена и разослана по епархиям из Синода, отпечатанная, по его распоряжению, в спб. синодальной типографии в количестве 1200 экземпляров, только в 1828 г. и с тех пор не пересматривалась, хотя и еще издавалась после. Разница позднейшего издания сравнительно с первым только в том, что в нем славянский шрифт первоначального издания заменен гражданским, и в том, что в него не вошли находящиеся в первоначальном издании рубрики, под которые подведены были пункты И. Число последних осталось то же – 42. И. определяет права и обязанности благочинных монастырей. Обязанности его сводятся к надзору за богослужением, благочинием, нравственностью и хозяйством монастырей, для чего благочинный должен лично посещать их. Право благочинного – требовать во всем отчета и делать наставления братии, не исключая и настоятеля, и подвергать ее за проступки даже епитимии. Избирается благочинный из монастырских настоятелей архиереем.

5) И. благочинным ставропигиальных монастырей. Издана только в 1903 г. по инициативе Московской синодальной конторы, которая, ввиду особых условий жизни ставропигиальных монастырей, учредила в августе 1901 г. для составления этой И. комиссию из членов конторы – епископов Анатолия и Нестора и архимандрита Симоновского монастыря Никона. В июне 1902 г. инструкция была представлена на 31 пункт, которые подведены были под пять рубрик: 1) богослужение, 2) благочиние и благоповедение, 3) хозяйство, 4) о средствах надзора и 5) о власти благочинного. Св. Синод сделал в И. некоторые поправки, одни пункты сократил, другие разделил, так что всего пунктов получилось 37. В этом исправленном виде И. и утверждена была синодальным определением от 27 нояб. – 7 янв. 1903 г. По содержанию своему эта И. ничем, можно сказать, не отличается от И. благочинным монастырей вообще, по образцу и на основе коей она, несомненно, и составлялась, так как, помимо сходства в содержании, доходящего во многих пунктах до буквальности, удержана в ней и та же система. Разница между И. в том только, что в И. благочинным ставропигиальных монастырей строже выражены некоторые правила о соблюдении богослужебного устава, благочиния при богослужении и аккуратности в посещении последнего, а вместо предписания об обращении в известных случаях за разрешением к епархиальному архиерею говорится об обращении к конторе.

И. с менее широким кругом применения: 1) И. прокурору грузино-имеретинской синодальной конторы, утверждена 10 окт. 1840 г.; 2) викарию Пермской епархии, – первоначально издана в 1843 г., в 1883 г. издана вновь; 3) викарию Холмско-Варшавской епархии, епископу Люблинскому, – издана первоначально в 1876 г., в 1880 г. изменена и в таком виде существует и теперь; 4) настоятелю Соловецкого монастыря, – издана в 1793 г., 5) Пекинской миссии, – утверждена по определенно Синода в 1864 г.; 6) начальнику японской миссии, – утверждена Синодом в 1871 г.; 7) временному комитету по постройке или исправлению, подрядом с торгов, зданий духовно-учебного ведомства. Кроме И., в духовном ведомстве существует много, так называемых, «правил» и «положений», которые отличаются от И. только по названию.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle