Источник

Ирландия

Ирландия, Ireland, называлась кельтами Эрин (западный остров), римлянами – Hybernia или Ivernia. До IV века, ирландцы, благодаря племенному сродству с шотландцами или скотами, также назывались этим именем. Даже в начале средних веков называли эту страну Великой Шотландией (Scotia Major или Scotia Hyberniса). Основателем христианской церкви в Ирландии был Патрик (см.). Он построил монастырь и город Арман, и вместе со своими учениками успел обратить почти весь остров в христианство. Самый остров, вследствие рассеянных по нему многочисленных монастырей и неутомимой внешней и внутренней миссионерской деятельности их обитателей, получил название острова святых (Insula sanctorum). Во II веке центром учености И. сделался монастырь Бангор на острове Ионе. Политическое спокойствие, которым долгое время пользовалась И., благоприятствовало развитию богословской учености. Из среды монахов острова выходили миссионеры Галлии и Германии, монахи же снабжали переписанными ими книгами новооснованные церкви. Богословская наука развивалась в И. почти вне зависимости от общего хода ее развития на континенте и была очень своеобразна. Преимущественно изучали ирландские богословы восточных, а не западных отцов, вследствие чего богословское мышление их приняло характер философского направления Востока, и спекулятивное богословие до времен схоластики носило название ирландского. В IX веке спокойствие, которым остров пользовался более других христианских стран, сменилось политическими бурями, продолжающимися и до сих пор. Датчане и норманны завоевали остров, уничтожили монастыри, разогнали и перебили монахов, и население снова впало в языческую дикость. Едва успели ирландцы свергнуть чужеземное иго под предводительством Бриана Боронме, как на соборе в Дрогеде (1152) ирландская церковь подчинилась папе, причем из четырех ее архиепископств приматство было оставлено за Армагским, а вскоре после этого западная часть острова была завоевана Генрихом II Английским. Так как вся И. была отдана папой Андрианом IV (англичанином по происхождению) в лен Генриху, то английские бароны считали себя полновластными хозяевами страны и брали все, что хотели. Три следующие столетия принесли несчастной стране нескончаемые войны и дальнейшее одичание жителей. Генрих VIII и Эдуард VI ввели реформацию в И., но она не нашла там опоры ни в народе, ни в духовенстве, и при Марии Кровавой была легко подавлена. Более энергично действовала в пользу реформации в И. Елисавета, но встретила и более энергичное противодействие. Деятельно помогали И. папа Григорий XIII и Испания. К восставшим ирландцам примкнули и бежавшие из Англии р.-католики. Только в 1601 удалось англичанам подавить восстание, р.-католики были признаны неполноправными гражданами и имения восставших ирландцев были конфискованы и переданы англиканской церкви и английским колонистам. При Иакове I в 1641 г. снова вспыхнуло восстание ирландцев-католиков, причем было перебито более 50 000 ирландских протестантов. Кромвель с необыкновенною жестокостью подавил восстание и, оттеснив р.-католиков к западу, передал их земли своим солдатам. За кратковременным возрождением р.-католической партии при Иакове II последовало полное ее подавление Вильгельмом III Оранским. Снова много владений р.-католиков были отданы протестантам, которые для борьбы с ними организовали теперь общества, или ложи оранжистов и всячески угнетали p.-католическое население. Против р.-католиков были изданы жестокие законы, по которым высшие представители церкви должны были выселиться, а низшим запрещалось менять свои графства; мирянам-католикам запрещено было занимать какую-либо должность, приобретать землю и т. д. Один за другим стали возникать заговоры и восстания р.-католиков, причем мало-помалу они теряли религиозный характер и принимали характер политическо-социальный. Английское правительство часто прибегало к репрессалиям, но еще чаще вынуждено было делать уступки р.-католикам и даже в 1829 году отменить все ограничения прав р.-католиков. Вскоре и латинской церкви дозволено было приобретать собственность и даже в 1845 году отпущены были из казны средства на постройку семинарии для священников. Тем не менее, восстания не исчезли, так как главная их причина – полнейшая экономическая зависимость бедного р.-католического населения от крупных землевладельцев-протестантов – оставалась в силе. Выселившиеся в Америку миллионы ирландцев образовали тайное общество фениев (древнеирландское население класса воинов) и стали вести ожесточенную борьбу с английским правительством, требуя, главным образом, отмены десятины, которую платили р.-католики протестантскому духовенству. Результатом борьбы был ирландский церковный билль, который провело министерство Гладстона в 1869 году, коренным образом изменивший церковный строй И. Протестантская церковь перестала быть государственной, поставлена была на одну ступень с р.-католическою и лишилась своих владений, дававших 6 миллионов ежегодного дохода. В следующем году улучшено было экономическое положение ирландских арендаторов. Но и этим фении были недовольны. Новым лозунгом ирландской партии сделался «Home rule», заключавший в себе полную политическую самостоятельность И. и особый парламент. К защитникам «Home rule» присоединились многие ирландские католики, не одобрявшие, однако, насильственных мероприятий фениев и образовавшие во главе с Парнеллем особую партию. Но в 1879 году обе партии соединились под главным руководством Парнелля в одну массу. Снова начались восстания и политические убийства. Особенный террор возбуждали шайки «рыцарей лунного света» и примененное в первый раз к капитану Бойкотту, не примкнувшему к лиге, бойкотирование всех враждебных лиге лиц. По настоянию английского правительства Лев XIII 20 апреля 1888 года издал энциклику, в которой осуждал образ действий лиги, но это оказало мало действия, точно так же, как второе и третье послания Льва XIII епископы объявили, что их действия относятся не к сфере морали, а к сфере политики, и продолжали прежний образ действий.

Число жителей И. доходило в 1845 г. до 8 с лишком миллионов, но в настоящее время вследствие эмиграции не доходит и до 5 миллионов. 75, 4% всего населения принадлежит к римско-католической церкви, имеющей здесь 4 архиепископства (Армаг, Дублин, Казель и Туань) и 28 епископств, и около 1000 приходов. В 1880 г. в Дублине основан р.-католический университет. Протестантская «ирландская церковь» (Church of Ireland) насчитывает около 600 000 членов. Она совершенно отделена от англиканской церкви Великобритании и управляется генеральным синодом, в котором участвуют епископы, духовенство и миряне. Епископы в случае нужды собираются и отдельно. Епархиальные синоды, состоящие из выборных членов и так называемых номинаторов из известного прихода (приходов около 1700), заведуют выбором духовных лиц, а выбор епископа производится совместно синодом и духовенством епархии. Из 32 епископств ныне существует только 11, а из 4 архиепископств, соответствующих провинциям, – два (в Армаге и Дублине). Университетом ирландской церкви служит Trinity College в Дублине. Пресвитериан насчитывается более 410 000, методистов около 55 000, индепендентов, баптистов и квакеров тысячи 3–4. 60% всего протестантского населения И. приходится на провинцию Ульстер, где всего многочисленнее англичане и сильно унионистское движение, борющееся с сепаратизмом национальной партии. В 1871 году в И. было всего 285 евреев, но в последнее время туда началось движение евреев из западной России и уже в 1891 году их было 1798. До 1892 года едва половина населения была грамотной, но в этом году начальное образование в И. сделано обязательным и даровым. В 1894 году общих школ было 3769, р.-католических 3531, протестантских 1158, а всех 8458.

Литература. Древние ирландские хроники в подлиннике и с латинским переводом издал О́Коннор под заглавием: «Rerum Hibernicarum scriptores veteres», Лондон 1814–26; Killen, The ecclesiastical history of Ireland; Betlescheim, «Geschichte d. Katolischen Kirche in Ireland», Майнц 1890–91; статья Кауцкого в «Русском Богатстве» 1894, апрель; Робертсон и Герцог, «История христианской церкви», I, 460, 570; II, 777; Beaumont, «L’Irlande sociale, politique et religieuse», Paris 1881; Fr. de Pessanse, L’Irlande et l’Angletterre 1800–1888, Paris 1889; The official lear book the Church of England, London.

C. T.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle