Источник

Иов, митрополит новгородский

Иов, митрополит новгородский, принадлежит к числу выдающихся русских иерархов, талантливых самородков, которыми так богато Петровское время. Великоросс по происхождению (год и место рождения, а также звание и фамилия его неизвестны), он принял пострижение в Троице-Сергиевской лавре. С половины 1690 г. по 2 мая 1694 г. был настоятелем московского Высокопетровского монастыря, а с этого времени настоятелем Троице-Сергиевской лавры, откуда в 1697 г. назначен митрополитом новгородским. 6 июня 1697 г. посвящен в этот сан патр. Адрианом. Не получив, по условиям того времени, школьного образования, Иов был человеком широко просвещенным, любителем книжной мудрости и поборником просвещения. По его собственному выражению в письме к Иоанну Максимовичу, архиеп. черниговскому, он принимал книги, «яко корабли индийския, наполненные тмищными благами, и бисеры многоценными: различным индийским камением и адамантами сияющими». Что эту любовь к книжной мудрости он питал не на словах только, но и на самом деле, показывает обширная оставшаяся после него библиотека (каталог ее напечатан в «Опис. Архив. Св. Синода» т. I, прил. III, ст. ХСVІ-ХСVIII). Как человек просвещенный, – он любил окружать себя людьми учеными и готов был прощать их вольные или невольные слабости. У него нашел прибежище и сосланный в Соловки иеродиакон Иов и освобожденные из ссылки, по его же ходатайству – братья Лихуды, с которыми митрополит Иов был близок еще в Москве, и ссыльный архимандрит Симонова монастыря Гавриил Домецкий. Впрочем, к Домецкому митроп. Иов скоро охладел, как представителю несимпатичной ему южно-русской учености, к которой новгородский владыка относился недоверчиво, предпочитая ей старинное славяно-церковное направление просвещения на греческой основе.

В первые годы по приезде в Новгород, митроп. Иову пришлось много потрудиться по восстановлению и обновлению церквей в своем епархиальном городе, так как за год до избрания его на новгородскую кафедру был сильный пожар, истребивший, в числе других зданий, много новгородских церквей, в том числе знаменитую церковь Знамения Божией Матери. Много и других трудов выпало на долю архипастыря по управлению обширной новгородской епархией. Но эти труды и заботы не помешали его широким просветительным начинаниям. Ему первому из архиереев великоруссов принадлежит честь основания в своем епархиальном городе греко-славянского училища. Он предполагал открыть это училище еще в 1702 г., надеясь вызвать в Новгород какого-то грека, родом из Трапезунта, «человека высокие науки, даже до самые Феологии». Но желанию митрополита Иова на этот раз не суждено было исполниться. Лишь в начале 1706 г. ему удалось осуществить свою мысль. В качестве учителей, с разрешения Государя, ему позволено было вызвать в Новгород из Ипатьевского монастыря томившихся таи в ссылке братьев Лихудов. Вместе с ними приехали для помощи им «старые их некоторые ученики». Школа помещалась в обширном двухэтажном здании, нарочно для того построенном на счет Софийской казны. Ученики брались для нее «из разных чинов и всякого возраста». В августе 1714 г., как видно из собственноручного письма митр. Иова к Императору Петру I-му, в новгородской школе состояло до 100 человек учащихся, а всего за время учительства Лихудов в новгородской школе обучалось 153 человека. Все они содержались на счет домовой казны митрополита. Старшим ученикам ежедневно выдавалось отсюда по хлебу на человека, младшим по полухлебу. Учителя получали содержание из той же архиерейской казны. Впоследствии на содержание школы был установлен определенный хлебный сбор с церквей и монастырей епархии, а в 1722 г., для удобства, он был заменен денежным, применительно к величине земельных церковных и монастырских наделов: с церковных земель с 1722 по 1726 г. собиралась тридцатая часть предполагаемой их доходности, по 13 коп. с четверти, а с монастырей, как более богатых земельных собственников, – двадцатая часть; в 1726 г., вследствие закрытия уездных школ епархии, сбор был понижен на половину (стали собирать по 6 1/2 коп. с четверти), а для монастырей еще ранее того (в 1724 г.) восстановлена была доставка хлеба натурою «на пропитание школьников». В училище с самого начала открылись два класса или, как называл их митрополит Иов, «две школы: одна на еллинском диалекте, другая на славенском общем диалекте». Школьники еллинского класса назывались первой станицей или первостатейными, ученики славянской школы – малостатейными. В славянской школе обучал Феодор Герасимов, в греческой – Лихуды.

Преподавание в новгородской школе велось Лихудами по тем же самым учебникам, что́ и в Москве, и по характеру своему ничем не отличалось от учительства в Заиконоспасской школе. На первых порах по открытии училища митроп. Иов предполагал, – помимо греческого, – ввести в своей школе изучение и латинского языка, но потом отложил это намерение и ограничился только «греческим и славяно-российским диалектом». Латинский язык был введен в программу новгородской школы уже впоследствии – при Феодосии Яновском. При внимательном отношении к нуждам школы ее покровителя, митроп. Иова, при искусстве и опытности наставников, новгородское училище пошло очень успешно, так что митроп. Иов в письмах к разным лицам не мог нахвалиться своими учителями и успехами школы. Благодаря успешной постановке основанная митроп. Иовом школа сделалась рассадником просвещения не только для всего новгородского края, но распространила свое влияние и за его пределы. Указом Св. Синода от 31 мая 1722 г. устройство учебной части в Новгородской школе для всех епархиальных начальств было поставлено за образец, достойный всякого подражания. Но этого мало. Когда из епархий последовали запросы, где же взять учителей для духовных училищ, устройство которых было вменено в обязанность всем епархиальным преосвященным, Св. Синод в ответ на эти запросы издал новый указ, в котором рекомендовал обратиться за учителями к той же новгородской школе. Под просвещенным покровительством митроп. Иова, в Новгороде около Лихудов образовался кружок образованных лиц, занявшихся переводами книг с иностранных – преимущественно греческого и латинского – языков на русский. Главным сотрудником Лихудов по переводу книг был Феодор Герасимов. Митроп. Иов употребил много убедительных, хотя и напрасных просьб, чтобы к нему были отпущены из Москвы типографские справщики – Николай Семенов, Карп Федоров, Герман и Карион, чудовские монахи, которые, по словам Иова, и «сами желали у него весьма присутствовать».

В одно время митроп. Иов даже просил прислать к нему в Новгород «учителя, по реклу господина Прокоповича», знаменитого впоследствии иерарха. Переводческое дело митроп. Иов предполагал поставить очень широко. Решено было перевести на русский язык богословские книги и святоотеческие творения, присланные в Москву в 1693 г. патриархом иерусалимским Досифеем; о высылке этих книг в Новгород в 1706 г. митрополит и обратился с ходатайством к Государю и другим влиятельным лицам (см. перечень этих книг в «Указателе для обозрения Моск. Син. библ.» Саввы стр. 13 сл.; ср. «Опис. рук. Моск. Синод. библ.» II, 3, стр. 499 сл.). Но никакого ответа от Государя на это ходатайство не последовало. Вероятно, Государь находил несвоевременным издание этих книг, большая часть которых была направлена против протестантов. Не останавливаясь на этом, митрополит в том же 1706 г. возбудил вопрос об исправлении славянского перевода библейского ветхозаветного текста. «Древний завет на славенском диалекте, – писал он Государю, – зело погрешно претолковася, и вся Россия желает видети сей по всему самореченный, подобный греческому завету. Повели убо, великий Государь, сущим ныне при мне учителем, Иоаникию и Софронию Лихудиевым, сему быти желающим и им, по нашему желанию сие благоугодное дело исполнити». Вместе с тем, митроп. Иов, для дальнейшего успеха переводческой деятельности, просил у Государя взять из Москвы в Новгород принадлежности так называемой верхней типографии, заведенной Симеоном Полоцким при Кремлевском дворце. Эту просьбу митрополит настойчиво повторил и в следующем, 1707 г. Государь разрешил Иову взять «печать и станы», кроме того мастеров и справщика Николая Семенова. Но митроп. Иову не пришлось воспользоваться царской милостью и завести у себя типографию. Отправленный в Москву в конце 1707 г., чтобы принять типографию, вместе с Хутынским архимандритом Феодосием Яновским и казначеем Феодосием же, Софроний Лихуд был удержан в Москве в должности учителя греческой школы, открытой при типографии. Решено было взять в Москву и Иоаникия Лихуда, и только, по усиленным просьбам новгородского архипастыря, решение это было отменено: Иоаникий остался в Новгороде. Кроме того, встретились и другие препятствия к открытию типографии, и благое намерение митрополита Иова не осуществилось.

Кроме просветительных начинаний, митрополит Иов известен учреждением в своей епархии благотворительных и сиропитательных заведений. С 1707 г., на иждивение своих вотчинных доходов, он устроил в Новгороде три больницы, две гостиницы для странных и прохожих, и дом для незаконнорожденных и подкидышей. На содержание этого необыкновенного в те времена учреждения он назначил приписной к архиерейскому дому Колмов монастырь, где и ныне находятся больницы для душевнобольных, состоявшие прежде в ведении приказа общественного призрения, а ныне земства. Кроме того, на содержание этих и других благотворительных учреждений были обращены сборы, поступающие в церквах епархии с венечных памятей. В 1710 г. на средства Новгородского ландрихтера Я. Н. Римского-Корсакова митроп. Иов устроил больницу при Знаменском соборе, которая доныне состоит в ведении новгородского архиерейского дома, под именем богадельни для вдов и сирот духовного звания. Из ведомости, представленной в канцелярию Сената в апреле 1717 года, видно, что за 14 месяцев, с февраля 1716 г. по апрель 1717 г., на содержание госпиталей и других богоугодных заведений, учрежденных митроп. Иовом, израсходовано из Софийской казны 4148 руб. 30 алтын, 3 деньги, что по нынешнему курсу составит сумму в 40–50 тысяч рублей. Из той же ведомости видно, что в этих учреждениях призревалось 468 человек. («Опис. арх. Св. Син.» I, стр. 12). Во внимание к столь значительным расходам «на многие госпитали, странноприимные дома и больницы», заведенные митрополитом Иовом, Новгородская епархия была освобождена от обложения сбором на раненых и больных солдат (см. «Описание докум. и дел арх. Св. Синода» V, ст. СLХХХVІ; ср. X, ст. 1159). В 1721 г. Св. Синод обязан указом, чтобы при всех церквах заведены были госпитали, по примеру учрежденных в Новгороде митрополитом Иовом (Голиков, Деяния Петра Великого, изд. 2, т. VI, стр. 66; ср. Собрание пост. и распор. по вед. Свят. Синода I, стр. 39; «Опис. арх. Свят. Син.» I, стр. 117–121). Так митрополит Иов шел впереди своего века и давал пример для подражания другим епархиальным преосвященным.

Пределы новгородской епархии при митроп. Иове значительно расширились присоединением новых завоеванных областей и городов – Выборга, Ямбурга, Нарвы, Копорья и Шлиссельбурга. Для ближайшего наблюдения за духовенством и устроения церковной жизни в завоеванных городах митрополит Иов командировал Хутынского архимандрита Феодосия Яновского, который и жил в Петербурге. Впрочем, святитель и сам лично посещал новую столицу Русского государства и 1-го апреля 1704 г. освятил первую из петербургских церквей – Петропавловскую в крепости. В его же управление новгородской епархией последовало основание Александро-Невской лавры, причем к ней приписан из новгородской епархии – Иверский монастырь со всем движимым и недвижимым имуществом, к немалому огорчению митрополита Иова, который «много противился тому и на помянутого архимандрита (Феодосия Яновского) зело негодовал, чая, что от того архимандрита помянутой Иверской монастырь и архимандрития оттоль упразднена» (Опис. арх. Св. Син., т. V, ст. С.ССХIII).

Обширность епархии и множество епархиальных дел побудили митрополита Иова просить о назначении себе помощников по управлению епархией, которых он и получил сначала в лице Иоиля (1708 – 1712 г.), а затем Аарона (1714–1727 г.), епископов корельских и ладожских. Таким образом при митрополите Иове было восстановлено, – почти после 100 летнего перерыва, – корельское епископство, закрытое в 1611 г. по случаю завоевания Корелии и Швецией.

Из трудов митрополита Иова по управлению епархией следует отметить также энергичную деятельность его против раскола, который получил широкое распространение за Онегой, в старорусском и других уездах новгородского края. В 1707 г. распространилось в Новгороде подметное письмо о рождении антихриста. Многие были «возмущены и ужасахуся ужасом велиима. Для успокоения смущенных, митроп. Иов составил в том же году «увещательный ответ ко христианам от священных писаний вкратце со свидетельствы» и разослал по всем городам своей епархии, чтобы этот ответ был прочитываем по церквам и распространяем в списках. Составленный митроп. Иовом «ответ краткий на подметное письмо о рождении сими временами антихриста» издан в Москве в 1707 г.

Митрополит Иов сочувственно относился к преобразовательной деятельности Петра I-го и, – насколько мог, – содействовал ему, приветствовал его победы, благословил его полководцев и сподвижников. В 1710 г., после поражения под Нарвой, ожидая нападения шведов на север России, Петр начал спешно, при себе, возобновлять новгородский детинец и укреплять город. Престарелый новгородский владыка, в числе других, лично трудился на бастионах, наряду со всеми, и подавал другим пример усердия к «государеву делу» (см. опис. новгород. детинца в «Повгород. Губер. Вед.» 1850 г., стр. 66 и 127). Государь ценил заслуги и труды митроп. Иова и неоднократно оказывал ему знаки своего расположения. «Царское пресветлое Величество, – писал митр. Иов 23 февр. 1710 г. Римскому-Корсакову, – весьма благодушно и весело достиже до Новаграда сего февраля 20 числа в нощи. И аз убогий с епископом и прочими духовными лицы прибредох пеш к его монаршеству, за что быхом прияты любезно. И от дому своего изволил, купно со мною грешником, на чужой лошадке, в худеньких санях, прибыти. И вечеряв у нашего недостоинства..., яко же и прежде, или много паче лучше, пребыв же у нас с часа два или вящше... отыде в путь свой» («Странник» 1861 г., стр. 87). Высоко ценя старца-святителя, Император, несмотря на неоднократные просьбы его об удалении на покой, не давал на то своего согласия и удерживал Иова на кафедре до самой его смерти.

Достойный святитель скончался 3 февраля 1716 г., завещав словесно все свое имущество, «кроме потребных к школьному учению книг, продать и раздать в поминовение души его архиерейские и по церквам и работавшим при келлии его архиерейской и неимущим и в шпитали нищим и убогим в снабдение» (Опис. арх. Св. Син. I т., стр. 14). Погребен святитель в мартириевой паперти Софийского собора.

После митроп. Иова осталось большое собрание писем его к разным лицам. Большая часть их издана в «Страннике» за 1861 г. (февраль). Письма его к Трубецкому напечатаны в «Литературной Газете» 1842 г. № 7. Письма к митроп. Иову императора Петра и других особ напечатаны в «Чт. Москов. Общ. Истории и др.» 1860 г., кн. III, смесь, стр. 123–132. Письмо митроп. Иова к Феодосию Яновскому, обширное и назидательное, издано в «Летоп. Рус. Лит.» 1861 г. При митр. Иове составлена третья Новгородская летопись, в которой отмечены многие деяния святителя. (Собр. русс. лет. III т., стр. 275–295).

Мих. Сменцовский


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 7: Иоанн Скифопольский — Календарь : с 18 рисунками и картами. — 1906. — VII, 892 стб., 893-913 с., [12] л. ил., портр., план.

Комментарии для сайта Cackle