Источник

Каптерев Н.Ф.

Каптерев Николай Феодорович – заслуженный ординарный профессор московской Духовной Академии, доктор церковной истории. Сын священника села Кленова московской губернии, подольского у., он родился 8 июля 1847 года: учился в звенигородском духовном училище, а затем в вифанской духовной семинарии, где окончил курс в 1868 г. и в том же году поступил студентом в московскую Духовную Академию. В 1872 г. Николай Феодорович окончил курс в Академии и оставлен был при ней в качестве приват-доцента, а в следующем – 1873 г. избран был доцентом по кафедре древней гражданской истории, каковую занимает и до настоящего времени. В 1874 г., после публичной защиты диссертации, он получил степень магистра богословия; в 1891 г. – степень доктора церковной истории. В 1883 г. Н.Ф. Каптерев избран был в экстраординарные профессоры, в 1896 г. – в ординарные, а в 1898 г. получил звание заслуженного ординарного профессора.

Ученые сочинения проф. Н.Ф. Каптерева касаются или сношений России с православным Востоком, начиная с XVI века до середины XIX, или событий русской церковной истории, по большей части, так или иначе связанных с указанными сношениями с православным Востоком. К сочинениям первого рода принадлежат его книги: 1) Характер отношений России к православному Востоку в ХVІ и ХVІІ столетиях, Москва 1885 (удостоено Академией Наук Уваровской премии); 2) Сношения иерусалимского патриарха Досифея с русским правительством 1669–1707 гг., Москва 1891 (докторская диссертация); 3) Сношения иерусалимских патриархов с русским правительством с половины ХVІ до конца XVIII столетия и 4) Сношения иерусалимских патриархов с русским правительством в текущем столетии (1815–1844). Обе последние книги изданы Императорским Палестинским обществом, в изданиях которого они занимают 43-й выпуск.

Кроме этих книг, относительно сношений русских с православным Востоком, проф. Каптеревым напечатано в разных духовных журналах несколько других исследований, именно: 1) Русская благотворительность Синайской обители в ХVІ, ХVІІ и ХVІІІ столетиях; 2) Русская благотворительность монастырям св. горы Афонской в ХVІ, ХVІІ и ХVІІІ столетиях (оба исследования напечатаны в журнале «Чтения в обществе любителей духовного просвещения» 1881 и 1882 гг.): 3) Ахридские архиепископы и подчиненные им иерархи разных кафедр, являвшиеся в Москву за милостыней в XV, XVII и в начале ХVІІІ столетия («Прибавления к творениям св. отцов» 1888 г.); 4) Приезд в Москву Павловского афонского монастыря архимандрита Исаии в 1688 году с грамотами от прежде бывшего Константинопольского патриарха Дионисия, сербского патриарха Арсения и валахского господаря Щербана с просьбою, чтобы государи освободили их от турецкого ига («Прибавление к творен. св. отцов» 1889 г.); 5) Приезд бывшего Константинопольского патриарха Афанасия (Пателара) в Москву в 1653 году («Чтения в обществе любителей духовного просвещения» 1889 г.); 6) Приезд в Москву за милостынею сербских иерархов разных кафедр и настоятелей разных сербских монастырей в XVI, XVII и в начале XVIII столетий («Приб. к твор. св. отцов» 1891 г.); 7) Приезд в Москву иерусалимского патриарха Паисия в 1649 году (ibid.); 8) Господство греков в иерусалимском патриархате с первой половины XVI до половины XVIII века («Богословский Вестник» 1897 г.).

По русской церковной истории проф. Н.Ф. Каптеревым изданы книги: 1) Светские архиерейские чиновники в древней Руси, Москва 1874 (магистерская диссертация); 2) Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов; выпуск первый, Москва 1887 (см. об этой книге ряд статей в «Братском Слове» за 1887 г.).

В разных духовных журналах по русской церковной истории проф. Каптеревым напечатаны следующие статьи: 1) Следственное дело об Арсение греке и ссылка его в Соловецкий монастырь («Чтения в общ. любит. духовн. просв.» 1881 г.); 2) Приезд в московский Успенский собор Никона патриарха и дело ростовского митрополита Ионы («Прибавл. к твор. св. отцов» 1887 г.); 3) Оправдание на несправедливые обвинения. Полемическая статья, по поводу нападений на его книгу «Патриарх Никон» («Православное Обозрение» 1888 г.); 4) О сочинении против раскола Иверского архимандрита грека Дионисия, написанном до собора 1667 года («Правосл. Обозрение» 1888 г.); 5) О греко-латинских школах в Москве до открытия славяно-греко-латинской академии («Прибавл. к твор. св. отцов» 1889 г.); 6) Суждение большого московского собора о власти царской и патриаршей («Богосл. Вестник» 1892 г.); 7) В чем состоит истинное монашество по воззрениям преп. Максима Грека? (ibid. 1903 г.); 8) Отзыв о книге М. Семенцовского «Братья Лихуды», написанный по поручению Академии Наук (Спб. 1904), за который автору присуждена золотая Уваровская медаль; [9) Власть патриаршая и архиерейская в древней Руси в их отношении к власти царской и к приходскому духовенству («Богосл. Вестник» 1905 г., IV, 657–690, V, 27–64): 10) К вопросу о церковной реформе (по поводу книги И.В. Преображенского) ibid. 1905 г., XI, 501–524; 11) Царь и московские церковные соборы ХVІ и XVII столетий ibid. 1906, X. 326–360, XI, 467–502, XII, 631–682].

Об ученых работах проф. Каптерева следует сделать такое общее замечание: все они, – кроме книги «Светские архиерейские чиновники», – написаны автором, главным образом, на основании архивных и рукописных материалов, почему все эти исследования по материалу, а также и по обработке являются оригинальными, впервые освещают и уясняют такие стороны нашей исторической жизни, которые доселе оставались в тени, будучи мало, или вовсе необследованными раннейшими учеными.

Кроме профессорской и ученой деятельности проф. Каптерев известен еще и как местный общественный деятель. С 1894 по 1902 год он состоял городским старостой Сергиевского Посада (где находится московская Духовная Академия), причем за время его управления Посадом сделано следующее: мужская классическая прогимназия преобразована в полную гимназию; открыта в Посаде женская восьмиклассная гимназия: построено вместо старого и тесного мужского городского училища новое обширное здание, а самое училище преобразовано из двухклассного в четырехклассное; построено новое хорошее здание для городского женского училища; открыта в Посаде (главным образом, на средства московского губернского земства) прекрасная общественная больница, с даровым коечным и амбулаторным лечением для всех жителей Посада; устроены городские, со всеми приспособлениями, бойни и т. под. Отказавшись в 1902 г. от должности городского старосты, проф. Каптерев не покинул однако своей общественной деятельности и состоит в настоящее время: председателем попечительного совета при женской гимназии, председателем Сергиево-Посадского отделения попечительства о тюрьмах; председателем сергиевского отделения попечительства о народной трезвости, казначеем местного отделения общества Красного Креста, а также членом всех существующих в Посаде благотворительных и других обществ, из которых некоторые ему обязаны и самым своим возникновением, и своею начальною организацией.

Н.В. П-в


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь : В 12 том. / Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Петроград : Т-во А.П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 8: Календарь библейско-еврейский и иудейский - Карманов Д.И. (и в приложении: Иерархия первохристианская, Иуда Предатель, Казан. дух. семинария и Академия-новая): с 6 рисунками и картами. - 1907. - V, [3] с., 854 стб., 855-866 с., 5 л. портр., ил., карт.: портр.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle