Кана
Кана (kanah – «тростник, камыш, место тростника»; Κανά, Χελκανά, Καρανά, Κανθάν; vallis arundineti, Cana, Кана).
I) Город в колене Завулоновом, называемый Галилейским для отличия от Каны в пределах Тирских, в колене Асировом. Здесь, в Кане Галилейской, на браке Господь претворил воду в вино (Ин.2:1–11); отсюда происходил Нафанаил (Ин.21:2); здесь же Господь заочно исцелил сына одного царедворца из Капернаума (Ин.4:46). И. Флавий упоминает о Кане, как месте временного своего пребывания («Жизнь», 16), как о месте, куда убежали части войска Антиоха II (262–246 г. до р. Хр.), разбитого аравитянами («Древн.» 13 кн. 15, 1; «о войне» 1 кн.4:7), наконец, как о временном лагере Ирода великого («О войне иуд.» 1, 17:5).
Место этого города с точностью не определено. Кану указывают теперь в kаnet еl Dschelil, – местности, находящейся в трех часах пути к северу от Назарета, на пути из Акры в Назарет, между Иотапатой и Сепфоридой. Крестоносцы (с Зевульфа 1102 г.) находили Кану в нынешнем hirbet Каnа, развалинах в 8 километр. (71/2 верстах) к северу от Seffurije. Имя Каnа еl Dschelil (Кана Галилейская) слышал Робинсон (Palästina III, 432, 444) в Назарете от одного христианина, а Вильсон (Мет. I, 287) близ указываемого места от одного пастуха.
Об этой же Кане говорит игумен Даниил, путешествовавший к св. местам (XII в.): «от Назарета до Кана Галилейска 7 верст. Кана Галилея же есть село на людском пути. И ту обретохом дружину добру и многу, идущу в Акру»... Жители в Kanet еl Dschelil доселе употребляют водоносы; показывают здесь и место, где, по предположению, происходил брак. Антонин из Пьяченцы (570 г.) указывает другое место для Каны в Kefr Kenna, – селении, находящемся в 3 римских милях (немного менее 4 верст) на пути из Диокезарии в Назарет, а ныне представляющем собою красиво расположенную деревню с каменными домами, прекрасным источником и хорошими садами. Это мнение о Kefr Kenna, как месте Каны Галилейской, с XVI в. было значительно распространенным, главным образом, под влиянием католических назаретских монахов, которым хотелось иметь Кану ближе к Назарету, чем та – Галилейская. У них в церкви находятся две массивные купели, высеченные из камня, которые они выдают за евангельские водоносы, и в которых совершают крещение. Теперь более склоняются к первой из указанных местностей, Каnа еl Dschelil, как месту упоминаемой в Евангелии Каны Галилейской, проф. (А.А. Олесницкий, Св. Земля II, стр. 413–414).
II) Кана – город на границе колена Асирова (Нав.19:28), вероятно, Каnа, большое селение в 12 килом. (111/4 верст) к юго-вост. от Тира, на пути к Сафету. Некоторые полагают, что город этот должен быть севернее, ниже Сидона. В «Ономастике» Евсевия (Р. dе Lagarde 271; 110) этот город ошибочно отождествляется с вышеуказанною Каной Галилейской (Keil. и Del. на Нав., S. 157).
См. статьи: в Kurzes Bibelwört. H. Guthе [y Hastings’a, Cheyne, Vigouroux, I. Hastings, A. Dictionary of Christ and the Gospels, Edinburgh 1906, p. 267: Rev. Arthur W. Cooke], в Kirchl. Handlex. Meusel’я, в «Опыте библейск. словар.» о. Π.Ф. Солярского.
Свящ. И. Богоявленский
