Кающиеся
Кающиеся – вообще, те, кто нарушил положения христианского вероучения и нравоучения, и требования церковных уставов, допустил тем самым грех и, при искреннем сознании последнего, ищет примирения с церковью, установленными для того в ней способами.
В частности:
А) кающиеся публично – явные и тяжкие преступники против веры и церкви, как то: отступники (по воле и по принужденно) от веры, убийцы, прелюбодеи и пр., – которые в древней церкви допускались в общение с церковью только при публичном сокрушении ими о своем грехопадении. Они делились на четыре класса, окончательное установление которых и относится к к III или нач. IV в. Эти классы: а) плачущие (προσκλαίοντες), которые во время совершения богослужения стояли на открытом месте, вне храма, с плачем прося идущих к богослужению верующих о молитве за них; б) слушающие (ἀκροώμενοι), которым при богослужении дозволено было стоять в притворе (при входе в храм), вместе с оглашенными, где они могли слушать чтение Свящ. Писания и поучения, и откуда удалялись одновременно с оглашенными же; в) припадающие, или коленопреклоненные (ὑποπίπτοντες или γονυκλίνοντες), которые при совершении литургии имели право стоять в самом храме (в передней его части, до амвона) и перед оставлением храма (вместе с готовящимися ко крещению, до начала литургии верных) слушали особые, произносимые за них епископом, молитвы; и г) совместно (с верными) стоящие (συνιστάμενοι), которые допускались к присутствованию при всем совершении литургии, но только без права причащения (Григорий Неокесар. пр. 12). Срок пребывания в каждом классе зависел и от тяжести грехопадения, и потому был неодинаков. Упразднение этих классов, как применяемых по общему правилу, относится к V веку; но по отдельным случаям, и после того, они применялись до довольно позднего времени.
Б) кающиеся – изъявляющие свои грехи на тайной исповеди духовнику. В таком понятии кающимся является каждый член церкви, и притом не только по требованию своей христианской совести, но и по формальному требованию церковно-гражданских постановлений (Уст. дух. конс. ст 15; Уст. о пред. и пресеч. прест. ст. 20. 22). По более ранним постановлениям каждый должен каяться на исповеди, начиная – мужчины с 14 лет, а женщины с 12 лет; теперь безразлично для всех – начиная с семилетнего возраста. По постановлениям прежнего времени каждый член церкви обязан каяться 4 раза в году (Московск. собор 1666–1667 г., «Инструкция» патр. Адриана); с ХVIII же века устанавливается обязательность, собственно, однократной исповеди в течение года. – В XVIII в. с не исполнявшего эту обязанность взыскивался денежный штраф; теперь о лице, не бывшем три года на исповеди, если к исполнению этой обязанности не могут побудить его и увещания епарх. начальства, – сообщается гражданскому начальству (см. еще «Покаяние»).
Литература. Ф. Смирнов (еп. Христофор), Богослужение христианское со времени апостолов до IV в. Киев 1876. О публичном покаянии – в «Правосл. Собеседн.» 1868 г., т. I. Проф. Н.С. Суворов, Объем дисциплинарного суда и юрисдикции церкви в период вселенск. соборов, Ярославль 1883. Проф. А.И. Алмазов, Тайная исповедь в восточной церкви, т. II, Одесса 1894. Frank, Die Bassdisciplin d. Kirche von den Apostelzeiten bi zum siebenten Janrhunders, Mainz 1867. См. и Art «Penitence» by Rev. George Mead у W. Smith and S. Сheetham, A. Dictionary of Christian Antiquities II, p. 1586–1608. И.М. Милованов, О преступлениях и наказаниях церковных (по канонам древней Вселенской церкви), Спб. 183S (из «Христ. Чтения», №№ 1–2 за 1883 г.) стр. 24–23. См. еще при статье «Катехуменат» выше.
А. Алмазов
