Источник

Кесарий епископ арльский

Кесарий епископ арльский, арелатский, один из видных церковно-общественных и литературных деятелей галльской церкви первой половины VI столетия. О жизни и деятельности Кесария можно почерпнуть довольно подробные сведения из его жизнеописаний, написанных его учениками: 1) Киприаном, епископом Тулонским (помещено у Миня в его Patrol, scr. lat. t. VII, col. 1021), 2) пресвитером Meccиaном и 3) диаконом Стефаном («О чудесах, добродетелях и кончине св. Кесария» у Болландистов в Acta SS.). Родился Кесарий около 470 года [в Шалоне на Саоне (Chalons-sur-Saone), почему называется иногда Шалонским, Cabillanensie или Саbеllinensis] и с самого раннего возраста отличался благочестивой настроенностью. 20-летним юношей начал монашескую жизнь. С 499 г. состоял в продолжение 3 лет настоятелем монастыря. В 502 г., после смерти Арльского епископа Эония, наследовал его епископскую кафедру, которую и занимал целых 40 лет (до 542 г.), когда 73-летним старцем и окончил свою жизнь 27 августа.

Все епископское служение Кесария протекло среди кипучей деятельности, которая главным образом была направлена на упрочение нравственно-религиозной стороны жизни молодого галльского народа. Преимущественным орудием борьбы с нравственною распущенностью были для Кесария его многочисленные речи, которых теперь с его именем насчитывается до 150. Впрочем, строго критического выделения действительно ему принадлежащих речей до сих пор еще не сделано. Некоторую попытку такого выделения пока сделал только Фесслер (Institute Patrol. II, p. 875–884) и наметил Морэн (Mes principes et ma méthode pour la future edition de St. Césaire в «Revue Bénedictine» t. X (1893), p. 62–77). Нет в виду того и полного издания речей Кесария в одном сборнике. Изданы они частию у Миня (Patr. lat. XXXIX, 1735 sqq, LXVII, 1041–1090, 1121), a частью у Каспари (Kirchenhistor. Analecta, Christiania 1883, S. 213–224; 1890, S. 200–201). – При содействии Keсария состоялся целый ряд соборов: Агдийский – 506 г., Арльский – 524 г. Карпентрасский – 527 г., Оранжский – 529 г., Вайтонский – 529 г., Марсельский – 533 г. (см. деяния у Mansi Acta conc.), – словом, все те соборы, которые имеют ближайшую связь с административно-церковной деятельностью Кесария. – По его инициативе в Галлии были открыты два монастыря – мужской и женский, для которых сам он написал 2 устава – «Правила к девам» и – «к монахам» («Regulae ad virgines» и «R. ad monachos» см. у Миня lat. LXVII, 1001–1042, 1099–1104). Первый из этих уставов, согласно с обстоятельствами времени, он в самом конце своей жизни подверг переработке (recapitnlatio см. у Галланди Bibl. Max. t. XI, р. 34–36). В связи с монашескими правилами Кесария можно упомянуть еще его три письма, посвященные изображению монашеской аскетической жизни (одно написано к девственнице Оратории, а два к сестре Кесарии: у Миня lat. LXVII, 1125–1132), а также «Завещание» (Testamentum: у Миня lat. t. LXVII, 1139–1142), обращенное к клиру и сестрам с призывом к деятельной любви. Принимал участие Кесарий и в современной ему борьбе православия с пелагианством и полупелагианством и, по свидетельству Геннадия Массилийского, написал «Книгу о благодати и свободном произволении». Сочинение это до нашего времени не сохранилось. Можно, впрочем, думать, что оно составляет воспроизведение того учения о благодати и свободе (в духе Августиновской теории), которое входит в состав вероопроделения Оранжского собора (529 г.), состоявшегося под председательством Кесария.

В западной литературе по вопросу о Кесарии есть несколько обстоятельных исследований. Таковы особенно: U. Villevieille, Histoire de St. Césaire évêque d’ Arles.; Prof. Dr. Carl Hranulin Arnold, – Caesarins von Arelate und die gallishe Kirche seiner Zeit, Lpzg 1891.

Л. Писарев.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. — Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 9: Кармелиты — Κοινή : с 15 рисунками. — 1908. — V, [3] с., 754 стб., 757-770 с.

Комментарии для сайта Cackle