Источник

Кесария – три города, названные в честь римских цезарей

Кесария (Κεισα’ρεια, Caesarea). В церковной истории встречаются три города, названные в честь римских цезарей Кесариями: Кесария Каппадокийская (прежде Мазака; о ней см. под словом «Каппадокия» в «Энц.» VIII), Кесария Палестинская и Кесария Филиппова. В Свящ. Писании упоминаются лишь две последние.

1) Кесария Палестинская или Приморская (παρα’λιος: Иосиф Флавий, О войне иудейской VII, 1: 3) или Севаста (Иосиф, Древности XVI, 5: 1) лежит на восточном берегу Средиземного моря. По сообщаемому Плинием, Страбоном и Птоломеем преданию, здесь некогда был город Крокодилополис, названный так потому, что основавшие его египетские колонисты пустили в реку Зерну и Акупр крокодилов. Но уже во времена Страбона от Крокодилополиса остались лишь развалины. На юг от этих развалин хананеяне построили другой город «Мигдал Стратон» т. е. – «Стратонова башня» (Στρα’τωνος πυ/ργος Stratonis turris). Ирод В. расширил город, построил гавань, театр, цирк, водопровод и храм посвященный Августу, и переименовал ее в честь его в Кесарию. Перестройка города была закончена в 12 году до р. Хр. (Иосиф, Древности XV, 9: 6; О войне I, 21: 5). Особенно способствовал дальнейшему процветанию Кесарии выстроенный Иродом мол, благодаря которому Кесария сделалась удобной стоянкой для судов. По смерти Ирода В. город перешел к его сыну Архелаю, а после его низложения вследствие своего значения сделался резиденциею римских прокураторов. Между 41 и 44 годом им владел царь Агриппа I (Деян.12:19 сл.; Иосиф, Древности XIX, 8: 2; ср. «Энц.» I), но затем Кесария опять сделалась резиденциею прокураторов. Здесь жили Апостол Филипп, один из первых диаконов (Деян.8:40, Деян.21:8), и сотник Корнилий, обращенный Апостолом Петром (Деян.10:1,24, Деян.11:11). Так как Кесария была хорошей гаванью (Иосиф, Древности XVII, 5: 1; О войне I, 31; 3), то через нее начинался морской путь из Иерусалима, почему здесь не раз останавливался Апостол Павел на пути из Иерусалима и в Иерусалим (Деян.9:30, Деян.18:22, Деян.21:8). В Кесарии же он содержался два года в тюрьме при прокураторах Феликсе (52–61 г.) и Порцие Фесте (61–62 г.) и держал речь перед Агриппой II и Вереникой (Деян.23:23 сл., Деян.24:27, Деян.25:14 сл.; ср. «Энц.» I, III). Раздоры между иудеями и многочисленными в Кесарии иностранцами положили начало иудейской войне 66–70 годов (Иосиф, О войне II, 13:7; XIV, 4 cл.). Еще Веспасиан сделал Кесарию римской колонией (Colonia prima Flavia) и освободил ее жителей от поголовной, подати, а Тит освободил их и от земельной подати. По разрушении Иерусалима Кесария сделалась главным городом Палестины, а со второго века она служила местопребыванием епископа, которому подчинен был Иерусалим, пока, наконец, на Халкидонском соборе иерусалимскому епископу были даны права патриарха. В 195 г. здесь на соборе было определено время празднования Пасхи. В Кесарии нашел убежище Ориген, осужденный Александрийскими соборами 231 и 232 годов. Памфил и Евсевий, основали здесь богословскую школу и богатую библиотеку. В 638 году Кесария была завоевана одним из полководцев Омара. Завоеванная крестоносцами в 1101 году, она заняла второе место в ряду католических архиепископий, подчиненных иерусалимскому латинскому патриарху. За время владения ею крестоносцев в ней преемственно было 11 архиепископов. В 1187 г. она была взята и разрушена Саладином; после много раз была восстановляема и разрушаема, а в 1265 г. была совершенно разрушена султаном Бибарсом. Остатки стен, выстроенных крестоносцами, показывают, что в их время Кесария была гораздо менее своей прежней величины. Долгое время на месте Кесарии была пустыня, и только в 1878 г. турецкое правительство переселило сюда бежавших из Болгарии черкесов, видоизменивших древнее название в форму Кайсарие.

2) Kecapия Филиппова – город северной Палестины у подошвы Ермона, при восточном истоке Иордана. Некогда здесь находилось капище Ваала и город назывался Ваал-Гад (Нав.11:17, Нав.13:5). Греки отождествили культ Ваал-Гада с культом Пана, и город получил название Панеады (Plin. Н. N. V, 15). Август отдал этот город Ироду В., который выстроил здесь великолепный храм из белого мрамора, посвященный Кесарю (Иосиф, Древности XV, 10: 3). Тетрарх Филипп, получивший в свое владение Гавлонитиду (4–34 по р. Хр.), украсил город и назвал его в честь Кесаря Тиверия Кесариею (Иосиф, Древности ХVIII, 2: 1; О войне II, 9: 1). Сюда приходил Спаситель со Своими учениками из Вифсаиды и дорогою спрашивал их, за кого они принимаюсь Его, предсказав им о Своих страданиях и воскресении, а потом всенародно проповедовал о ношении креста и Своем пришествии во славе (Мф.16:13–28; Мк.8:27–38; Лк.9:18–27). По преданию, здесь жила исцеленная Спасителем кровоточивая женщина (Мф.9:20–23; Мк.5:25–34; Лк.8:43–48; ср. Евсевий, Церк. Ист. VII, 18). Царь Агриппа II переименовал Кесарию в честь Нерона в Нерониаду (Иосиф, Древности XX, 9; 4), но за городом удержалось древнее название Панеады или Баниас. В IV веке Кесария Филиппова была местопребыванием епископа, стоявшего в зависимости от антиохийского патриарха. У Евсевия и Иеронима она известна под именем Панеи. Последним она ошибочно отожествляется с Даном (см. «Энц.» IV), на самом деле лежавшем на четыре версты к западу от Кесарии и на месте нынешнего Тель-ель-Кади. Около 1134 года Кесария была взята крестоносцами и сделалась местопребыванием епископа, – суффрагана архиепископа Тирского. Известны два панеадских епископа – Адам (1134–1160 г.) и Иоанн (1160–1169 г.). Некоторое время Кесария переходила то в руки крестоносцев, то в руки магометан. Мусульманская деревня Баниас с 350 жителями находится на месте не города Кесарии, а крепости Кесарии, носившей у арабов название Зубейбе. Сохранились остатки стен этой крепости средневековой постройки. Самый город лежал значительно ниже.

С. Троицкий.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. — Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 9: Кармелиты — Κοινή : с 15 рисунками. — 1908. — V, [3] с., 754 стб., 757-770 с.

Комментарии для сайта Cackle