Источник

Кесарь

Кесарь – греческая форма (Καῖσαρ) латинского слова Caesar. Первоначально слово это имело значение собственного имени и было прозвищем Кая Юлия, знаменитейшего из членов первого римского триумвирата. Затем оно, мало-помалу, сделалось именем нарицательным. Именем «кесарь» стали обозначать тех римских правителей, которые, подобно Каю Юлию Цезарю, соединили в своем лице все высшие должности римской республики и таким образом явились властителями Римского государства, его императорами. Возникновение христианства совпало по времени с образованием римской империи; поэтому в новозаветных писаниях упомянуты некоторые из римских кесарей, именно те, в правление которых совершились события первоначальной истории христианства, занесенные в священные новозаветные книги. Назовем этих кесарей. 1) Октавиан, получавший от сената титул Августа – «почитаемого» и известный под этим почетным именем († 14 г. по р. Хр.). От него, кесаря Августа, вышло, по свидетельству Ев. Луки, повеление сделать перепись по всей вселенной. В силу этого повеления пошли все записываться каждый в свой город. Пошел и Иосиф из Назарета в Вифлеем записаться с Мариею, обрученною ему женой, которая была непраздна. Здесь, в Вифлееме, во дни кесаря Августа, родился Христос Спаситель (Лук.2:1–11). – 2) Тиверий, пасынок Августа и его преемник (14–37 г. по р. Хр.). В пятнадцатый год правления кесаря Тиверия явился Иоанн, сын Захариин, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов и совершая это крещение над приходившими к нему креститься. При кесаре Тиверии крестился от Иоанна Спаситель наш и, затем, выступил на общественное служение (Лк.3:1–3,7,12,21–23). Изображение и надпись на золотой монете, поданной Христу Иисусу были Тивериевы; к Тиверию кесарю прежде всего относились слова Христа: воздавайте кесарево кесарю; Тиверия же разумели иудеи, когда, возводя клевету на Господа Иисуса, говорили, что Он запрещает платить подать кесарю, а также, когда они кричали Пилату: «Ты не друг кесарю, нет у нас царя кроме кесаря» (Мф.22:17 сл. Мк.12:14 сл., Лк.20:22 сл., Лк.23:2. Ин.19:12,15). Наконец, при Тиверии кесаре, скончавшемся в 37 г., Господь Иисус претерпел крестную смерть и воскрес из мертвых. – 3) Клавдий (41–54 г.), наследовавший Каю Калигуле. При кесаре Клавдии был в римской империи великий голод, предвозвещенной Агавом, о чем упомянуто в Деян.11:28; по свидетельству той же книги, иудеи в Фессалониках обвиняли Павла и Силу в том, что они поступаюсь против повелений кесаря (Деян.17:7), именно кесаря Клавдия. При этом же кесаре и по его распоряжению были удалены из Рима иудеи (Деян.18:2). – 4) Нерон (54–68 г.), пасынок и преемник Клавдия. В правление Нерона произошло с Ап. Павлом то, что описано в 25–28 гл. кн. Деяний. Находясь в Кесарии в узах, Апостол был обвиняем во многих преступлениях пред правителем Фестом со стороны своих соплеменников иудеев. Последние настойчиво просили Феста, чтобы он оказал им милость, отправил Ап. Павла в Иерусалим на суд, причем злоумышляли на дороге убить ненавистного им узника. Желая угодить иудеям, Фест предложил Апостолу отправиться в Иерусалим. Но он сказал: «Требую суда кесарева» – и правитель ответил ему: «Ты потребовал суда кесарева, к кесарю и отправишься» (Деян.25:1–12), Отправленный под стражей в Рим, Апостол провел здесь, ожидая суда кесарева, два года в узах, без особенного, впрочем, стеснения (Деян.28:16–19,30,31). Все это происходило приблизительно в 61–63 году, и таким образом под кесарем в изложенном повествовании разумеется именно кесарь Нерон, хотя он ни однажды не назван по имени.

В первые времена правления кесарей, каждый подданный Римской империи, пользовавшийся званием римского гражданина, имел право, в каком бы пункте империи он ни находился, требовать, если его в чем либо обвиняли, суда кесарева. Поэтому-то Ап. Павел, имевший достоинство римского гражданина (Деян.22:25–29), требовал, находясь в Кесарии, чтобы его, вместо Иерусалима, отправили на суд кесарев в Рим (Деян.25:11). С тех пор как Иудея была поставлена под управление римских прокураторов (в 6 г. по р. Хр.), единственным государем этой страны сделался кесарь, который мог здесь устанавливать налоги и собирать подати (Мф.22:17 сл., Мк.12:14, Лк.20:22 сл.). Со времени разделения римских провинций (27 г. до р. Хр.) на провинции, которыми управлял сенат, и на провинции, которые зависели непосредственно от кесаря, была разделена и казна государственная. Налоги с провинций сенатских поступали в казнохранилище сената (aerarium), а дани с провинций кесаревых шли в казну, которою непосредственно распоряжался кесарь. Так как Иудея была провинцией кесаря, то дани с ее населения были платимы кесарю (Мф.22:17 сл. и др.).

Прот. Н. Елеонский.

Таким образом, имя Кесарь (ὁ σεβαστο’ς– augustus. Деян.25:21,25) в Новом Завете всегда усвояется римскому императору, как царю иудеев (Ин.19:15, Деян.17:7), которому они обязаны платить подати (Мф.22:17 сл., Лк.20:22, Лк.23:2) и к которому они, в случае нужды, при условии обладания правами римского гражданства, могли апеллировать (Деян.25:11, Деян.26:32, Деян.28:19). Если иудеев обвиняли в уголовных преступлениях, они обязаны были являться в Рим (Деян.25:12,21).

Н. Мухин.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. — Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 9: Кармелиты — Κοινή : с 15 рисунками. — 1908. — V, [3] с., 754 стб., 757-770 с.

Комментарии для сайта Cackle