Источник

Киликия – древняя малоазийская область

Киликия – древняя малоазийская область, известная под этим именем с 400 г. до p. X., занимала длинную береговую полосу на южной окраине Малой Азии. Полоса эта, начинаясь в заливе Александретты (Иссийском) на востоке (в северо-восточном углу Средиземного моря) и, направляясь к западу, параллельно с о. Кипром, простиралась до области Памфилии. Западную границу Киликии составляла сейчас названная Памфилия, северную – горные хребты Тавра, отделявшие ее: от областей Ликаонии и Каппадокии, восточную – горы Амана, за которыми лежала северная Сирия, южную – Средиземное море. Туземным населением Киликии были сирийские семиты, но со времен Александра В. между туземцами появились многочисленные греческие колоний, а со времени Селевкидов – иудеи. Хотя киликийский народ издревле управлялся местными князьями, но вместе с тем он постоянно находился в зависимости от великих соседних монархий. Именно над Киликией, в последовательном порядке, властвовали: прежде всего ассирияне, войска которых, начиная с VIII в. до р. Хр., не однажды проникали в эту страну (Иудифь.1:7,12, Иудифь.2:21,25), затем халдеи, персы, монархия Селевкидов (1Макк.11:14, 2Макк.4:30,36); наконец, Киликия перешла во власть римлян, и последние образовали из нее, в 64 г. до р. Хр., новую римскую провинцию с тем же названием Киликия. Главным городом провинции и местопребыванием римского наместника был назначен Тарс (см. «Тарс»), известный своими промышленностью, торговлею и образовательными учреждениями в греческом духе. В числе различных народностей, обитавших в Тарсе, находилось и многочисленное иудейское общество, поддерживавшее, подобно другим киликийским иудеям, живые сношения с главной синагогой в Иерусалиме (Деян.6:9, Деян.22:3). Одним из видных членов этого иудейского общества был фарисей Савл, впоследствии Ап. Павел (Деян.21:39,22 слл.), который не однажды посещал свою родину после обращения в христианство (Деян.9:30. Гал.1:21. Деян.15:41). Христианство очень рано проникло в Киликию из Иерусалима и сирийской Антиохии и успешно в ней распространялось (Деян.15:21,41, Ср. Гал.1:21).

Прот. Н. Елеонский.

В истории Киликия является более тесно связанною с Сирией, чем с Малою Азией, по нравам, этнографическому составу, а также в религиозном, политическом и церковном отношениях. Обычно Киликию делили на две части – западную (Cilicia Тгасhеiа), покрытую высокими, бесплодными скалами, прорезываемыми значительною речкой Каликадном, и восточную (С. Pedias), представляющую собою низменную плодородную равнину между морем и горными отрогами Тавра и Амана. Киликия, – безотносительно к той или другой своей части, – упоминается в Деян.27:5, где, между прочим, содержится замечание о малоазийских странах, прилегающих к Кипрскому морю. Обычно же с именем Киликии в книгах Нового Завета соединяется представление только культурной, занятой мирным населением восточной части ее (С. Pedias), подвластной Риму. Западная Киликия (С. Tracheia) была занята дикими беспокойными племенами, номинально подвластными царю Архелаю Каппадокийскому (от 20-го г. до р. Хр. по 17 г. по р. Хр.) и Антиоху коммагенскому (37–74 г.). Киликия Педиа сделалась римской провинцией в 103 г. до р. Хр. После нескольких перемен в ее административном устройстве, она была включена императором Августом (вероятно, около 27 г. до р. Хр. в состав большой соединенной провинции Сирии-Киликии-Финикии. Границы этой соединенной провинции, в общем, остались те же и в первом веке по р. Хр., хотя в частностях они временами могли подвергаться незначительным изменениям. Сирия и Киликия упоминаются в Гал.1:21 и в Деян.15:23,41, как страны непосредственно соединенные между собою. Христианство в указанной римской провинции распространялось из двух центров – из Тарса в Киликии и особенно из Антиохии сирийской. Близкая связь Киликии с Сирией объясняется следующими обстоятельствами. Киликия была соединена с Сирией более удобным горным проходом (так называемыми «сирийскими воротами»), высота которого над уровнем моря равнялась 1.980 футам, тогда как ущелья, ведшие из таврских гор в Ликаонию и Каппадокию были мало доступны; более удобное из них для прохода (так называемые «киликийские ворота» ) лежало над уровнем моря на 4.300 футов. С другой стороны, Киликия Педиа, после своего присоединения к Сирии, под владычеством Рима, была долгое время и на значительном протяжении на западе и на севере отделена от римских владений независимыми государствами. Иосиф Флавиии (Древн. I 1, 6:1) говорит, что Киликия первоначально называлась Θαρσο’ς. Поэтому некоторые исследователи несправедливо отождествляют ее с упоминаемым в книгах Ветхого Завета (Быт.10:4 и др.) Фарсисом.

Наличность значительного иудейского населения в Киликии подтверждается книгой Деяний (Деян.6:9). Что иудейские колонисты могли быть многочисленны в Селевкидовых городах Киликии, – об этом можно заключать на основании приверженности, какою, вообще, заявили себя иудеи в отношении к Селевкидам. Указание на киликийских иудеев мы находим у Филона (Leg. ad Caium). Ап. Павел имел права гражданина города Тарса (Деян.21:39). Эти права были наследственные, и отсюда можно заключать, что в Тарсе была целая колония иудеев. Следы религиозного влияния иудеев в Киликии подтверждаются существованием там общества субботников, о котором упоминает надпись времен начала нашей эры, найденная близ Элеуссы и Корина (см. Canon Hicks в «Journ. of Hellenic Studies» 1891, p. 234–236). Это общество состояло, по всем данным, из язычников, усвоивших себе некоторые иудейские обряды.

Н. Mухин.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. — Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 9: Кармелиты — Κοινή : с 15 рисунками. — 1908. — V, [3] с., 754 стб., 757-770 с.

Комментарии для сайта Cackle