Кассиан, еп. Рязанский
Кассиан, еп. Рязанский, † 1556 г., посвящен на кафедру из архимандритов Юрьевского монастыря. По своим взглядам Кассиан принадлежал к партии заволжских старцев (см. «Энц.» V), но как далеко шел его церковный либерализм и насколько приближался он к ереси жидовствуюицих (см. «Энц.» V) и Косого, – сведений об этом сохранилось мало. Есть известие, достоверность которого, однако, сильно заподозривает проф. Е.Е. Голубинский, что он, приближаясь к Косому, хотя и не принадлежал к числу его учеников, не нарицал Христа Бога Нашего Вседержителем и говорил, что более согрешаем Богу, нарицая Христа Вседержителем (см. Сказание вкратце о соборе на Матвея Башкина в «Чтен. Общ. Ист. и Древн.» 1847 г., кн. 3). Но в этом же «Сказании» о Кассиане говорится, что он поклонялся мощам святых, и о его старце, или учителе по монашеству, соловецком старце Исааке (Иоасафе?) Белобаеве говорится, что он (только) нечто от церковных закон развращал. Сказание повествует и об участии Кассиана на соборе, собранном на Башкина в конце 1553 г. По сказанию Кассиан не был обличен в вольномыслии по розыску, а сам обличил себя и, так сказать, был обличен Богом. Когда были приведены на собор заволжские старцы и вместе с ними упомянутый Исаак Белобаев, Кассиан начал защищать всех еретиков, а в особенности своего бывшего учителя и начал хулить книгу преп. Иосифа Волоколамского на новгородских еретиков: но у него внезапно отнялись рука, нога и язык (т. е. с ним случился паралич), так что он принужден был оставить епископию и идти в монастырь (один из заволжских), где он и умер. 17 марта 1554 г. ему уже был поставлен преемник. Иначе представляется дело в «Историческом обозрении Рязанской иерархии» Т. Воздвиженского (Москва 1820 года). Здесь сообщается, что Кассиан жаловался на митрополита (Макария) государю в том, что он в Рязанской епархии через своих священников освятил несколько церквей и что государь, рассмотрев сие дело, не велел более митрополиту вступаться в епархиальные дела. Возникшая из-за этого ссора между Макарием и Кассианом и была причиною низвержения с кафедры епископа митрополитом (стр. 46). К сожалению, Т. Воздвиженский не сообщает источников этих сведений, но вероятность их косвенно подтверждается Курбским («Сказания» кн. Курбского, стр. 134 сл.), который называет Исаака Белобаева и других заволжских старцев, осужденных собором на пожизненное тюремное заключение, совершенно невинными и представляет дело так, что, когда открыты были в Белозерьи действительные еретики, то любостяжательные епископы и монахи воспользовались случаем, чтобы отделаться от поименованных лиц, которые были проповедниками нестяжательности, и оклеветали их в ересях. Отсюда со значительною степенью вероятности можно заключить, что и в деле низложения Кассиана играли роль и личные счеты, – помимо различия взглядов.
Литература. Т. Воздвиженский, Историческое обозрение Рязанской иерархии, Москва 1820 г. Строев, Списки иерархов, 414 «Чтения в Обществе Ист. и Древн.» 1847 г., кн. 3. Н.И. Костомаров, Великорусские религиозные вольнодумцы в XVI в. в «Отечеств. Записках» т. 144, 317–348. Русский биографический словарь, Ибак-Ключарев, Спб. 1897, стр. 543. Проф. E.Е. Голубинский, История русской церкви II, 1, стр. 837–841.
С. Троицкий
