профессор Александр Павлович Лопухин

Катавасия

Катавасия (от καταβαι’νω – сходить): – так называется в православном богослужении ирмос (первый стих в каждой песне канона), когда он поется не только в начале песни канона, но и повторяется в конце ее. Самое название «катавасия» произошло от того, что для пения ее в монастырях оба клироса сходились вместе на средину храма и становились пред амвоном. В уставе различается катавасия после 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песни и катавасия после каждой. Последняя называется рядовою и исполняется во Владычние и Богородичные праздники, в недели, в дни нарочитых святых, а также в субботу мясопустную и пред Пятидесятницею. Самою общеупотребительною катавасией является «Отверзу уста моя». Она исполняется от 22-го сентября до 20-го ноября, от 10-го февраля до 1-го августа, в недели мытаря и фарисея, 2-ю, 4-ю и 5-ю недели великого поста, в неделю всех святых, – после отдания праздника Пятидесятницы до 1-го августа. В некоторые сроки указанного периода вместо «Отверзу уста моя» поется другая катавасия. Именно: «Крест начертав» – от 1-го августа до 6-го включительно и от 24-го авг. до 21 сентября; «Христос раждается» – от 21-го ноября до 31-го декабря; «Глубины открыл есть дно» – от 1-го января до 14-го того же месяца; «Сушу глубородительную землю» – от 15-го января до отдания Сретения; «Преукрашенная божественною славою» – от 14-го августа до 23-го августа; «Воскресения день» – от дня Пасхи до отдания; «Божественным покровен» – на день Вознесения, в 7-ю неделю по Пасхе, от недели Пятидесятной до отдания. Катавасия после З-ей, 6-й, 8-й и 9-й песни поется в седмичные непраздничные дни и в дни предпразднства и попразднства; она состоит из ирмосов канона Минеи, Октоиха и Триоди.

Так как ирмосы введены в канон Иоанном Дамаскиным, то пение катавасий введено не ранее конца VIII в. На основании существующих литургических памятников можно констатировать факт его существования в XII и следующих столетиях. Так, но Типикону константинопольского Евергетидского монастыря по рукописи XII в. библ. Афонского университета полагается катавасия на Рождество Христово – «Христос раждается», с 1-го января катавасия Крещения «Глубины открыл есть дно», на Сретение «Сушу глубородительную», на Рождество Богородицы «Крест начертав» (проф. А. А. Дмитриевский, Описание литургических рукописей I, стр. 356. 370. 382. 407. 264). Катавасия на Рождество Богородицы «Крест начертав» отмечается также в Типиконе Лаврентианской библ. во Флоренции З-е 15, 1336 г., и Типиконе XIII в. Валличеллиановской библ. в Риме Д. № 61 (А .А. Дмитриевский ibid., стр. 810.838).

Свящ. А. Петровский.



Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 9: Кармелиты - Κοινή : с 15 рисунками. - 1908. - V, [3] с., 754 стб., 757-770 с.

Вам может быть интересно:

1. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том III – Василько или Василий Константинович Ростовский профессор Александр Павлович Лопухин

2. Библейская энциклопедия – Амплий архимандрит Никифор (Бажанов)

3. Книга пророка Амоса – Глава 4 профессор Павел Александрович Юнгеров

4. Очерки православно-христианского вероучения священник Георгий Орлов

5. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

6. Послания – Послание 109(168). К Илии, сыну преподобный Феодор Студит

7. Письма – 266. Духовный отец одною рукою по голове гладит, другою же строго наказывает преподобный Антоний Оптинский (Путилов)

8. Письма – 426. Старайся понуждать себя к молитве преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)

9. София-Логос. Словарь – Диофиситы профессор Сергей Сергеевич Аверинцев

10. Алфавитный указатель предметов, содержащихся в творениях преподобного Maкapия Египетского – Раб. преподобный Макарий Великий, Египетский

Комментарии для сайта Cackle