профессор Александр Павлович Лопухин

Иеромонах

Иеромонах– священник-монах. Первоначально при учреждении монашества (IV в.) монахи не принимали сана священства, и литургию в монастырях совершали белые священники из соседних сел. Таков, между прочим, был порядок в монастырях, основанных преп. Пахомием: он высказывался против принятия священства кем-либо из братии, чтобы не питать среди нее духа честолюбия. То же самое наблюдалось и впоследствии, как видно из посланий Кирилла ал. к епископам Пентаполя (проф. П. С. Казанский, История монашества на Востоке, стр. 139). С течением времени, чтобы избавить монастыри от необходимости приглашать к себе приходских священников, было допущено рукоположение в священники и монахов. Так, в 491 г. иерусалимский патриарх Саллюстий поставил священником пр. Савву (Освященного), который начал иноческую жизнь с раннего возраста. Равным образом и «Завещание» пр. Саввы упоминает о существовали в обители его имени священников (проф. А. А. Дмитриевский, Описание литургических рукописей 1, стр. 223). О монахах-священниках говорят и памятники позднейшего времени: чин пострижения в монашество по евхологиям Барберинову и Гейтлеровскому (IX-X в.), устав патриарха Алексея (XI в.) и т. п. Поставляемые для нужд монастыря, иеромонахи назначались быть священниками для монахов и в монастыре, но не для мирян. Это с несомненностью следует из того, что по правилам монахи «безотлучно пребывают в тех местах, в которых отреклись от мира, не вмешиваются ни в церковные, ни в житейские дела и не принимают в них участия, оставляя свои монастыри» (4 пр. IV всел. соб.; 46 пр. VI всел. собора). В зависимости от данного обстоятельства число иеромонахов в известном монастыре определялось лишь его существенными нуждами. Так, по уставу патр. Алексея священников и диаконов в монастыре должно быть «довольно», так чтобы церковные службы не всегда совершались одними и теми же священниками, а по череде; по уставу Пандократорского монастыря при храме всесильной Премудрости Божией иереев должно быть шесть (Дмитриевский ibid., стр. 671), при храме Богоматери Милостивой – восемь (ibid.. стр. 678) и т. п. Что касается русской церкви, то иеромонашество современно в ней организации монашеской жизни Феодосием Печерским (XI в.). Введя в Печерском монастыре устав патриарха Алексея, он необходимо должен был руководиться его указаниями и относительно монахов-священников.

Свящ. А. Петровский



Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 6: Иаван - Иоанн Маронит : с 42 рисунками. - 1905. - [10] с., 1012 стб., 1013-1026 с., [25] л. ил., план. : ил. и портр.

Вам может быть интересно:

1. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том IX – Кекгсгольмские архиереи профессор Александр Павлович Лопухин

2. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

3. Библейская энциклопедия – Нетофа архимандрит Никифор (Бажанов)

4. Послание к смирнянам священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский

5. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви – Исидор, Митрополит Всероссийский митрополит Евгений (Болховитинов)

Комментарии для сайта Cackle