профессор Александр Павлович Лопухин

Введение во храм Пресвятой Богородицы

ВВЕДЕНИЕ во храм Пресвятой Богородицы – дванадесятый богородичный праздник 21-го ноября, установленный в воспоминание события из раннего детства пресв. Девы Марии. Неизвестное Писанию, оно упоминается апокрифическими евангелиями, некоторыми отцами церкви – Кириллом Александрийским, Григорием Нисским, Иоанном Дамаскином, и, по их словам, а равно указанию церковных песнопений, совершилось следующим образом. Родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, до глубокой старости не имели детей. Получив обетование о рождении ребёнка, они дали обещание посвятить его Богу, – отдать на воспитание и служение при храме, в многочисленных зданиях которого жили подобные лица. Несмотря на ранний возраст, Дева Мария выказывала явное расположение к такому образу жизни. Ей исполнилось три года, и в эту пору сердце её уже пламенело любовью к Богу. «Младенчествуя, по выражению церковной песни, плотию, она была совершенна душою, трилетствуя телом, многолетствовала духом». Видя расположение своей дочери к святой жизни, св. Богоотцы решили посвятить её Богу. К торжеству введения Богооткроковицы в храм были собраны родные и знакомые Иоакима и Анны, а также множество юных дев. Навстречу им вышли из храма священники и сам первосвященник, которым, по преданию, был Захария, отец Иоанна Предтечи. Поставив свою дочь на. первую ступень храма, Анна, по словам Димитрия Ростовского, сказала ей: «гряди, дщерь моя, к Тому, Кто даровал мне тебя», и Дева Мария одна, никем не поддерживаемая, взошла на самый верх ступеней храма. Захария, объятый духовным восторгом, ввёл её во храм и даже, не в пример прочим посвящаемым, во «святая святых». В воспоминание этого события – введения во храм Пресвятой Богородицы и установлен церковью дванадесятый праздник с предпразднеством 20 ноября и попразднеством до 25. Как видно из поучений на этот праздник, произнесённых Германом и Тарасием, константинопольскими патриархами, он установлен в VIII ст. В том же самом убеждает Синайское евангелие 715 г., содержащее чтение на 21 ноября, – на вход Пресвятой Богородицы. В ХII в., при императоре Еммануиле Комнине, данный праздник был общеизвестен на востоке, а отсюда перешёл и на запад. Каноны праздничной службы составлены Георгиом Никомидийским и Василием Пагариотом, стихиры – тем же Георгием и Сергием святоградцем.

В. Петровский


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. — Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 3: Ваал — Вячеслав. — 1902. — IV с., 1222 стб., 18 л. портр., к. : ил.

Комментарии для сайта Cackle