митрополит Евгений (Болховитинов)

Геннадий, Архиепископ

Геннадий, Архиепископ Великого Новгорода и Пскова, посвящен в сей сан из Архимандритов Московского Чудова Монастыря Митрополитом Геронтием 1485 года Декабря 12 в Москве. С самого прибытия своего в Новгород нашедши, что Секта Жидовствующих, заведенная некоторыми Польскими Жидами в сем городе, чрезвычайно умножалась и усиливалась не только в простом народе, но и в Духовенстве, он употребил все тщание и ревность к искоренению ее. А как многие из сих ересеучителей бежали в Москву, где скопище их также сильно было при самом Дворе, то Геннадий писал к Великому Князю Иоанну Васильевичу, к Митрополиту Московскому Зосиме и ко всем Епископам извещательные о Секте сей граммоты, с обличением и опровержением ее лжеучения. Великий Князь, а паче сын его Василий Иоаннович, ревностью благочестия подвигшийся, по созвании Собора и по Соборном осуждении сей ереси в 1491 году, повелели изловить всех сих беглецов и препроводить в Новгород к Геннадию для наказания их. Там сперва подвержены они были всенародному поруганию; но из упорнейших некоторые наказаны по Градским законам и разосланы по городам в заточение, а иные казнены. Между прочими соблазнительными статьями сей Жидовской Секты, рассеватели оной оспаривали Христианскую веру и тем, что якобы издревле Христиане верили, что по семи тысячах лет от сотворения последует кончина миру; а в 1492 году, по счислению времени Греко-Российской Церкви, семь тысяч лет исполнилось, но не видно было и знаков кончины оного; следовательно, де, Христиане заблуждают в своей вере. Геннадий, в опровержение сего мнения, написал окружную Грамоту, основанную на самом Св. Писании, с мнениями Святых Отцов. Притом же, поелику в Греко-Российской Церкви далее семи тысяч лет нигде не было и расчисления Пасхального Круга, и, может быть, по вышеупомянутому древнему предрассудку о седмитысячном периоде мира никто и не осмеливался расчислять Пасхалию далее оного, то Московский Митрополит Зосима с Собором своим сперва сам уложил Пасхалию на 20 лет, потом поручил пересмотреть оную Вологодскому Епископу Филофею, который расположил ее только на 19 лет, а после повелел Геннадию сделать продолжение оного круга, который и сочинен им на 70 лет осьмой тысячи с показанием правил, как можно впредь каждому делать расчисление оного и на все будущие времена. Но с того времени установлено год считать уже не с Марта по Пасхалии, как было прежде, а с Сентября по Индикту.

Сочинения Геннадиевы доныне остаются еще не изданы, и списки оных сохраняются в Московской Патриаршей и Новгородской Софийской библиотеках; а список 70-летнего сего Пасхального круга и окружной Грамоты о седмитысячном периоде мира есть и в Александро-Невской Академической библиотеке. Несколько Грамот его напечатано в Древней Российской Вивлиофике (Часть XIV, 2-е издание). В них видно особенное его тщание о заведении училищ. Сверх того в библиотеке Патриаршей есть еще Геннадиева рукопись, под названием Уставец и иные повести. Но ревность сего Пастыря обратилась наконец самому ему в пагубу. Ибо многие скрытные последователи Жидовской секты имели еще при Велико-Княжеском Дворе своих единомышленников в числе самих Бояр, которые, как пишет Монах Зиновий, «страха ради казней отверглися нечестия и приложившаяся к благочестию лицом, а не сердцем». Они-то потом оклеветали Геннадия, якобы он многих Священников без всякой причины лишал Священства, а других за мзду посвящал. По сим их жалобам, Указом Великого Князя Василия Иоанновича он вызван был 1505 года в Москву, лишен Епархии, а по другим известиям и Архиерейства, и заключен в Чудов Монастырь, где и скончался 1506 года Декабря 14 дня, а погребен на том месте, где прежде почивали Мощи Св. Алексия Митрополита. Некоторые же Летописцы пишут, что сам он отказался от Паствы и избрал Монастырское уединение (См. Агафон). В рукописях есть многие его и к нему Послания.



Источник: Б 79 Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви. - М.: "Русский Двор", Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. - 416 с.

Вам может быть интересно:

1. Историческое учение об Отцах Церкви. Том II – § 105. Просвещение и сочинения его. святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

2. Книга глаголемая "Описание о российских святых, где и в котором граде или области или монастыре и пустыни поживе и чудеса сотвори, всякого чина святых" – Града Углича Святыя Михаил Владимирович Толстой

3. Биографические материалы. Том I – Правда против хулы... архиепископ Никанор (Бровкович)

4. Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова) – Праотцы схиархимандрит Иоанн (Маслов)

5. Слова и речи. Том I – Слово в неделю сыропустную митрополит Никанор (Клементьевский)

6. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том III – Вильберфорс Виллиам профессор Александр Павлович Лопухин

7. Вознесение Господне священномученик Сергий Мечёв

8. Философия правды – Философское народное право архимандрит Гавриил (Воскресенский)

9. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

10. Игумения Антония настоятельница Московских монастырей Страстного (1861-1871 гг.) и Алексеевского (1871-1897 гг.) священник Георгий Орлов

Комментарии для сайта Cackle