Источник

Вино, виноделие

Вино, виноделие. Палестина, вследствие особенностей своей почвы и климатических условий, принадлежит по самой своей природе преимущественно к пригодным для виноделия странам. Рядом с полями, в описании её часто упоминается о виноградниках, рядом с смоковницами и маслинами – виноградные лозы, рядом с зерновым хлебом и маслом – виноградный сок, где она характеризуется, как благословенная плодородная страна (ср., напр., Втор.6:11; 7:13; 8:8; 33:28; 4Цар.18:32; Иер.5:17; 39:10 и др.). Виноградники были распространены по всей земле; благоприятно расположенные горные склоны и холмы были особенно пригодны для них; но и в равнинах также были виноградники (напр., по Талмуду, в равнине Саронской); и даже в южной части (Нигебе) название многих холмов и скал «виноградными холмами» свидетельствует о том, что культура винограда, несмотря на крайнюю сухость почвы, в прежнее время производилась и там. Особенно славились своими виноградными произведениями горы Иудовы (Быт.49:11), именно окрестности Хеврона, где ещё и теперь изобильно производится виноград. Славились и виноградники Энгеди (Песн.1:13), и в высшей степени ароматное, ещё и теперь высоко ценимое вино ливанское. И у евреев повсюду рядом с смоковницами были большие виноградные лозы, кисти которых достигали такой величины, что сиденье каждого «под своей виноградной лозой и под своей смоковницей» сделалось приточной характеристикой времён мира и благоденствия при Соломоне (3Цар.4:25; Мих.4:4; Зах.3:10). Обработка виноградников в Палестине долго оставалась в цветущем состоянии, несмотря на все опустошения, неразлучные с многочисленными войнами. В первые времена средневековья, вина филистимско-финикийского берега, называвшиеся по именам городов Газы, Аскалона и Сарепты, высоко ценились при византийском дворе и на Западе, как самые крепкие и благородные, и составляли значительную часть торговли. Только вследствие господства ислама и запрещения употребления вина кораном, все это изменилось. Хотя ещё и теперь в Палестине повсюду можно встречать виноградники, но лишь в незначительном количестве, и притом. они принадлежат лишь евреям или христианам. Если ещё Авраам не предлагает своим гостям вина (Быт.18:8), то Ханаан уже в его время (Быт.14:18), и во всяком случае, до завоевания Палестины израильтянами, был уже страной виноградников; в предании о Ное, как первом насадителе виноградников (Быт.9:20), сохранилось воспоминание о том времени, когда началось уже земледелие, но не было ещё виноградников, а, быть может, также и воспоминание о том, что из Армении (Быт.8:4) виноградная лоза проникла на юг, в Ханаан и соседние страны. С течением времени виноделие приобрело большое экономическое значение и стало высоко цениться. Об этом свидетельствуют касающиеся виноделия узаконения, а также и то, что виноградная лоза сделалась предметом народнориточной речи (Суд.8:2; Иов.24:18; Иер.31:29; Иез.18:2), религиозных образов (ср., напр. Втор.32:32; Суд.9:13; Пс.127:3; Ис.1:8; 18:5; 63:1 и след.; Мф.7:16; 9:17; Ин.15:1 и след.; Иак.3:12; Откр.14:19 и след.), так что даже царство Божие сравнивается с виноградником и самый народ – с виноградной лозой (Пс.79:9; Ис.3:14; Мф.20:1; 21:28 и сл.).

Вино у евреев было столь обычным напитком, что часто сопоставляется с хлебом, как необходимая потребность жизни, и, обыкновенно, употреблялось за всякой трапезой, и особенно на торжествах у всякого более или менее зажиточного израильтянина. Известно, что Библия восхваляет его увеселяющую, сердце радующую силу (Пс.103:15; Притч.31:16; Суд.9:13; Сир.31:32 и след.), и признает диетическое значение за умеренным употреблением вина (1Тим.5:23), и даже выражение «быть пьяным» нередко употребляет без всякого дурного смысла. Впрочем, ещё чаще встречаются строгие укоры Израильтянам, особенно из высших классов, за господствующее среди них пьянство; печальные последствия неумеренного винопития изображаются в виде многих отвратительных примеров (ср. напр., 1Цар.25:36) и нередко рисуются в самых резких чертах (напр., Ис.19:14; 28:7); непослушный сын, которому угрожает закон наказанием смертью, характеризуется как пьяница (Втор.21:20), ему делается предостережение от обольстительной прелести и отуманивающего, и соблазнительного действия вина (напр., Притч.20:1; Ос.4:11; ср. также рассказ о Ное и Лоте, Быт.9:21; 19:33); в отношении священников существовали особые постановления, ограничивавшие употребление ими вина. Перед употреблением, вино, обыкновенно, пропускали через полотно, чтобы очистить его от осадков и от попавших в него насекомых (Мф.23:24). Обычая, существовавшего у греков и римлян, примешивать к вину воды, у израильтян не было, и на такую примесь они смотрели, как на обман, и только впоследствии, уже под влияниям греков и римлян, вошёл этот обычай. Напротив, израильтяне любили, подобно грекам и римлянам, придавать особый вкус вину через прибавление к нему разных пряностей, мирры, нарда и проч., что делало вкус его тоньше и благороднее. «Сладкое вино» в Деян.2:13 не есть, во всяком случае, сладкий виноградный сок, которого во время Пятидесятницы ещё не было; быть может, слово глевкос, означающее, вообще, сок, здесь употреблено в том смысле, который имело у греков слово гликис: это выжатое из сухого винограда вино, так называемое passum у римлян. Фуррер, в «Библейском Словаре» Шенкеля, свидетельствует, что один еврей в Хевроне изготовлял такое сладкое вино, размачивая высохший виноград в воде, дистиллируя сок и прибавляя к нему некоторых пряностей. Кроме натурального вина, у евреев под именем шекара (отсюда сикера греческой Библии, напр. Лк.1:15) было в употреблении искусственное вино, которое, вместе с приготовлявшимся из него уксусом, запрещено было назореям. При неопределённости этого названия, можно только с предположительностью сказать, какие из многих сортов искусственного вина, известных древности, разумеются в Библии. На арабском языке, саххар есть пальмовое вино, и, конечно, уже древние евреи (ср. Геродот, 2:86; 3:20) умели приготовлять опьяняющий напиток из фиников. Талмуд упоминает о яблочном и медовом вине. В древней Палестине, без сомнения, умели приготовлять искусственное вино и из других плодов и, пожалуй, умели приготовлять даже и пиво.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 3: Ваал — Вячеслав. — 1902. — IV с., 1222 стб., 18 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle