Библиотеке требуются волонтёры

Источник

Вифезда

Вифезда – упоминаемый в Евангелии от Иоанна пруд в Иерусалиме, имевший целебное значение (Ин.5:2), на что указывает и самое название его, означающее по-еврейски «дом милосердия». Собственно, название «дома» придавалось тем крытым ходам или галереям, которые воздвигнуты были около пруда для удобства многочисленных больных, собиравшихся тут в ожидании «возмущения воды», периодически происходившего в пруду и обозначавшего момент высшей его целебности. В евангельской истории этот пруд связывается с рассказом об исцелении Христом одного расслабленного, который страдал целых 38 лет и, уже совершенно отчаявшись в возможности исцеления, неожиданно получил его от неизвестного ему Галилейского Учителя (Ин.5:5–9). Вопрос о местоположении В. доселе не нашёл окончательного разрешения. По свидетельству евангелиста, пруд находился у Овечьих ворот, которые отождествляются иногда с теперешними воротами св. Стефана, в мусульманской части Нового Иерусалима. Там действительно находится высохший водоём, который, по-видимому, содержался некогда в исправности, так как берега его выложены весьма прочными стенами древнееврейской кладки. Он имеет правильную четырехугольную, продолговатую форму, до 50 саж. в длину и 17 саж. в ширину. У местных жителей арабов он называется «Биркет Израиль», т. е., прудом Израильским. У западной стены заметны развалины двух арок, которые могут соответствовать упоминаемым евангелистом «крытым ходам». Есть, впрочем, мнение, отождествляющее В. с другим прудом, находящимся близ церкви св. Анны. Этот пруд ещё во времена крестовых походов назывался «Овчей купальней»; там находили следы пяти арок. Некоторые, наконец, видят В. в так называемом «пруде Девы», находящемся в Кедронской долине, особенно вследствие того, что там и доселе от неизвестных причин происходит своеобразное «возмущение» или движение вод, периодически повторяющееся раза три-четыре в неделю. Но местоположение его совсем не соответствует евангельскому рассказу, по своей отдалённости от храма, и потому большинство учёных склоняется в пользу первого из вышеприведённых мнений (См. Энцикл. Слов. Брокгауза и Ефрона т. 12).

А. Л.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 3: Ваал — Вячеслав. — 1902. — IV с., 1222 стб., 18 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle