профессор Александр Павлович Лопухин

Войденов В. П.

Войденов Василий Петрович – один из современных духовных композиторов, профессор музыкально-драматического училища московского филармонического общества и преподаватель церковного пенья в московской духовной семинарии. Сын диакона пензенской епархии, В. родился в 1852 г. в г. Инсаре пензенской губ., образование получил в пензенской духовной семинарии. По окончании семинарского курса в 1873 г., он поступил в число учеников московской консерватории импер. русского музык. общества по классу теории музыки профессора П. И. Чайковского. В 1879 г., по выдержании установленного экзамена в спб. придворной певч. капелле, получил аттестата первой степени и поступил капельмейстером и регентом церковного хора в первую московскую военную гимназию (ныне 1-й моск, кадетский корпус). В 1880 г. определён на должность учителя церковн. пения в московскую духовную семинарию, а в 1881 г. на таковую же должность в московский николаевский сиротский института. В 1883 г. был приглашён в качестве старшего преподавателя по классу сольфеджио в музыкально-драматическое училище московский) филармонического общества, где в 1890 г. удостоен званья свободного художника и в 1898 г. возведён в звание ординарного профессора. В то же время сделан членом наблюдательного совета при московском синодальном училище церковного пения.

Духовно-музыкальные сочинения В. написаны на следующие церковный песнопения: «Единородный Сыне», «Херувимская песнь», «Ныне отпущаеши», «Хвалите Господа с небес», «Милость мира», «Хвалите имя Господне», «Ныне силы небесныя», «Вкусите и видите», «Радуйся, Богородице Дево», «Все упование моё» (богородичны) и две воскресные «евангельские» стихиры; кроме того, готовятся к изданию: 9-ть воскресных евангельских стихир, 8-мь антифонов, аллилуарии на 8 гласов, две херувимские песни, «Покаяния отверзи ми двери» и «Ныне силы небесныя». Издан также его гимн: «Хвала Тебе, Отец щедрот» привет воспитанников московской семинарии своей «аlma mater».

Произведения В. отличаются учёным характером и написаны в стиле старинных мастеров контрапунктистов, суть музыки которых заключалась в составлены гармонии из нескольких самостоятельных, движущихся в разных направлениях, преимущественно в противоположном, мелодий, написанных вдобавок в разнообразных ритмах. Благодаря преобладанию контрапунктического стиля, в произведениях В. встречаются и формы контрапункта: имитации, каноны, перенесёте мелодий в другие голоса и т. п. Впрочем, этот стиль не всегда проводится у В. строго, – у него встречается и целый ряд гармонических соединений, при которых один голос остаётся на месте для связи, отчего он уже теряет свою самостоятельную мелодию, служа целям других голосов. В основу большинства сочинений В. положены церковные, обиходные в собственном смысле мелодии, которые и гармонизуются им в строгом стиле по всем правилам гармонии.

Биографические сведения сообщены самим композитором. Относительно характера его музыкальных трудов см. в обзоре духовно-музыкальной литературы свящ. М. Лисицына. 1901 г., стр. 117 – 125.

Свящ. А. Митропольский


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 3: Ваал - Вячеслав. - 1902. - IV с., 1222 стб., 18 л. портр., к. : ил.

Комментарии для сайта Cackle