Источник

Вольфенбюттельские фрагменты

Вольфенбюттельские фрагменты – название сочинения, написанного с деистической точки зрения с целью опровергнуть истину евангельской истории. Это сочинение Лессинг начал издавать отдельными частями (фрагментами) в 1784 г. Уже в 1771, во время поездки в Берлин, он пытался найти издателя для этого сочинения, вопреки совету Николаи и Мендельсона, уговаривавших его не издавать этого труда; но так как королевский цензор (хотя и обещавший не вмешиваться в дело этого издания) отказался одобрить его, то на время он оставил своё намерение. Однако, в 1773 г. он начал выпускать своего рода периодическое издание: «к истории и литературе; из сокровищ герцогской библиотеки в Вольфенбюттеле», каковое издание было свободно от контроля герцогского цензора. В 3 номере этого издания от 1774 г. помещена была первая часть сочинения под заглавием: «О терпимости к деистам, фрагмент Безымянного», причём статья сопровождалась несколькими осторожными замечаниями издателя, хотя прямо рекомендовалась в предшествующей статье. Этот фрагмент не обратил на себя особенного внимания; но когда в 1777 г. весь четвёртый номер был занят «Фрагментами», из которых некоторые, как «Переход израильтян через Чермное море», «Об истории воскресения» и др., отличались слишком резким характером, издание произвело сенсацию в публике, и Лессинг не преминул усилить это впечатление изданием в 1778 г., в виде отдельной книги, нового фрагмента под заглавием: «О цели Иисуса и Его учеников». Этот фрагмент отличался уже столь резким рационалистическим характером и проникнут был таким неверием и злонамеренным искажением по отношению к евангельской истории, что Лессинг немедленно лишён был права издавать что-либо без позволения цензуры, и сочинение это послужило поводом к ожесточённой полемике с религиозной партией, во главе которой стал известный богослов Геце (см.). После смерти Лессинга, семь изданных фрагментов появились в Берлине, в 1784, в виде полного собрания, которое несколько раз переиздавалось, и в последний раз в 1835. Несколько других фрагментов, которые находились в распоряжении Лессинга, но не были изданы, появились в Берлине в 1787 в издании Шмидта (псевдоним). Анонимным автором сочинения, составляющего одно из самых замечательных произведений немецкого деизма, был Реймарус (см.). Лессинг пытался сбить с толку заинтересовавшуюся публику, намекая, что автором его, вероятно, был Иоганн Лоренц Шмидт, известный издатель Вертгеймской Библии. Но уже Гаманн упоминает о Реймарусе, как авторе этого произведения, в письме к Гердеру от 13 окт. 1777; и авторство его впоследствии было установлено вне всякого сомнения заявлением сына Реймаруса, изданным в лейпцигской Literatur-Zeitschrift, 1827, № 55, и многочисленными местами в корреспонденции Лессинга, и сына, и дочери Реймаруса. Подробное изложение этой истории см. в сочинении А. Лопухина: «Библейская история при свете новейших исследований и открытий», Т. I, глава 1.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 3: Ваал — Вячеслав. — 1902. — IV с., 1222 стб., 18 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle