Источник

Василий Амасийский

Василий Амасийский, священномуч. – Историк Евсевий представил в своей «Церк. Ист.» в яркой картине те притеснения, гонения и преследования, каким подвергал христиан импер. Ликиний (307 – 324), и описал его личное нечестиво-развращённое поведение; но «концом безумия этого гонителя христиан, по словам Евсевия, было нападение на епископов, которых он почитал противниками своих поступков, и восставал на них не открыто, потому что боялся сильнейшего (Константина В.), но опять, тайно и коварно, знаменитейших между ними губил по наветам своих наместников. Льстецы из числа наместников, желая угодить преступнейшему тирану, подвергали епископов таким наказаниям, какие приличны только злодеям, и мужей, не сделавших ничего несправедливого, безвинно брали под стражу и наказывали, как разбойников. Некоторые же из них потерпели совершенно новый род смерти: тела их рассекали на многие части и, после такого бесчеловечного и ужасного зрелища, бросали их в глубину моря на пожирание рыбам»... Что касается личного поведения, то – говорит Евсевий, – «отнимая у людей благородных и знаменитых юных супруг и отдавая их на посрамление каким-то рабам, – сколько замужних жён и дев обесчестил он сам, находясь уже в глубокой старости и все ещё удовлетворяя своей необузданной похоти души? Но к чему распространяться об этом?»... В частности, относительно Амасии, место пребывания св. В. и его епископской кафедры, Евсевий пишет: «Что сделал он (Ликний) в Амасии и других городах Понта, то превосходит великую меру жестокости. Там, одни из церквей были разрушены сверху донизу, – и это после первого разрушения во второй раз; другие заперты, чтобы из привычных посетителей никто не входил в них и не приносил Богу подобающего служения» («Церк. Ист.» X, 9, рус. пер. стр. 543 и сл.; О Палест. мучч. II, 1–2, рус. пер. 107–108). – Эти несколько слов церковного историка, современника описываемых событий (Евсевий ум. 340–341 г.), вполне подтверждают и объясняют мученическое житие св. В. А., составленное пресвитером Никомидийским Иоанном, который был очевидцем его страданий и мученической кончины в Никомидии, а равно, узнал о нем по рассказам его сопутников, прибывших из Амасии. – Св. Василий епископ гор. Амасии (на берегах Понта, в Азиатск. Турции), великий поборник православия против арианства (Афанасий В. в первой речи против ариан), пал именно жертвой той развращённости Ликиния и злостной ненависти к христ. епископам, о которых говорит Евсевий. Поводом к преследованию его послужило то обстоятельство, что одна из служанок-рабынь жены Ликиния, молодая красивая девушка Глафира, спасаясь, при содействии своей госпожи, от растления её Ликинием, бежала из Никомидии, остановилась в Амасии и там нашла приют, и была сокрыта еп. В., который обратил её в христианство и крестил. Вскоре, однако, через своих приспешников, перехвативших письма царицы к бежавшей служанке, Ликиний узнал о её местопребывании и потребовал к себе обоих – и епископа, и сокрытую им беглую служанку-рабу. Глафира, между тем, ещё прежде, чем получен был приказ о её аресте, – умерла (она так же причислена к лику святых и память её так же, как и св. В. Амас., – 26 апр.), В. же был взят под стражу, в оковах отведён в Никомидию и здесь заключён в темницу. В темнице, посещаемый двумя диаконами, прибывшими с ним из Амасии (от которых пресв. Иоанн и слышал рассказ о нем), св. В., беседовал с ними, проводил время в молитве и псалмопении, и удостоился небесного видения, в котором ему было открыто об ожидающей его скорой кончине. Действительно, после установленных допросов и увещаний, сопровождавшихся пытками-мучениями, он был присуждён к тому необычному роду казни, о котором говорит Евсевий: на берегу моря в Никомидии отрубили ему голову от туловища и, отъехав в ладье далеко от берега, бросили то и другое в разные стороны в пучину морскую. Это произошло в 319 – 323 г. (точно год его смерти не установлен), 28 марта. Через 25 дней после этого, по особому откровению, были найдены в море, близ Синопа, его мощи, причём, тело оказалось чудесным образом соединённым с главою, перенесены в Амасию и погребены 26 апр., когда и совершается пам. его.

А. Пономарев


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 3: Ваал — Вячеслав. — 1902. — IV с., 1222 стб., 18 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle