профессор Александр Павлович Лопухин

Беза

Беза, Феодор, – друг и жизнеописатель Кальвина, род. в Везелейском замке в Бургундии, где его отец был правителем, 24 июня 1519; ум. в Женеве, 15 октября 1605. Когда ему было еще только три года, его дядя, Николай Беза, советник французского парламента, взял его с собою в Париж, нов декабре 1528 отправил его в Орлеан, для воспитания под руководством Мельхиора Вольмара, греческого учителя Кальвина, выдающегося швабского ученого и ревностного протестанта. У Вольмара он прожил до 1534 г., когда последний возвратился в Германию. С мая 1535 до августа 1539 он изучал законоведение в орлеанском университете; но, получив степень лиценциата юриспруденции, он начал свою практику в Париже. Не особенно любя законоведение, он посвятил себя поэзии, и пользуясь доходом от двух бенефиций, с надеждой сделаться наследником своего другого дяди, Клавдия, аббата фроймондского, он увлекся прелестями веселой столицы, и жил в обществе своих сверстников, острословов, ученых и красавиц Парижа. Нет достаточных оснований думать, что Беза был крайне безнравственен. Вероятно, он был более легкомыслен, чем преступен. Даже его связи с Клавдией Деснос были не столь зазорны, как их выставляют; потому что он был верен ей, и наконец исполнил свое обещание жениться на ней. В 1548 г. он издал свои Juvenalia, сборник латинских поэм, и этим приобрел себе славу лучшего латинского поэта своего времени. В том же году он подвергся жестокой болезни, которая нравственно отрезвила его. Наставления благочестивого Вольмара взяли свое и он, наконец, порешил оставить свою греховную жизнь, отказаться от своих бенефиций, и отправиться в Женеву. Так он и сделал. По совету Кальвина, он публично исповедал протестантскую веру, и женился на своей метресе. В ноябре 1549 г. он был назначен профессором греческого языка в лозаннской академии; но не ограничиваясь в своей деятельности этою областью, возобновил священные драмы средних веков, и написал (в 1550 г.) весьма удачную драму, под заглавием «Жертвоприношение Авраама», в которой остроумно сопоставил римский католицизм с протестантизмом. Он помогал Кальвину в его толкованиях на Послания ап. Павла; защищал сожжение Сервета; пытался объединить швейцарских и германских протестантов в протесте против французского гонения на вальденсов в Пьемонте, но, вследствие неблаговременных споров об евхаристии, потерпел неудачу, и вызвал своей попыткой больше порицания, чем похвалы. Осенью 1558 г. он отправился в Женеву, где сделался профессором в академии. С этого времени он был также коадьютором Кальвина. Карьера его была блестяща. В 1560 г. он издал свой полный метрический перевод Псалтири, которым занимался в течение нескольких лет. Он закончил труд Климента Марота, который перевел 50 псалмов. Труд этот был принят с величайший восторгом. Можно сказать, что французская реформатская церковь ведет свое начало от появления этого труда. В 1561 г., в аббатстве Пуасси, близ Паршка, 9 сентября, Беза, в присутствии блестящего собрания знати и духовенства, под председательством молодого короля Карла ИХ, с ученостью, красноречием и духовной восторженностью отстаивал дело протестантизма. Эта его блестящая защита утвердила за Безой славу главы реформатской церкви. Кальвин умер 27 мая 1564 г., Беза составил его жизнеописание, и, хотя и с неохотой, занял его место. Подобно ему, он был душой воспитательных и церковных дел, но несколько ослабил строгость управления. Его защита воззрения Кальвина на евхаристию привела его к столкновению с лютеранами, как это обнаружилось в Мемпельгарде в споре с Андрфэ 1585, и с цвинглианами, – в споре с Буллингером и Рамусом 1571 г. В 1588 г. умерла его любимая, по бездетная жена и он женился на вдове Екатерине дель-Пиано. До 65 лет он, не смотря на непрестанные триды, пользовался хорошим здоровьем; но последние 20 лет его жизни были сплошной борьбой против болезни. Постепенно он все более суживал предмет своих исследований, хотя в нем еще оставалось много его прежнего огня; так, он в резкой сатире отвечал на рассказ, коварно пущенный в оборот римскими католиками, что он отказался от своего верования на смертном одре. В 1600 г. он отказался от всех своих общественных должностей, и через пять лет скончался.


Вам может быть интересно:

1. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том II. Археология - Бюхнер – Буттлар профессор Александр Павлович Лопухин

2. Библейская энциклопедия – Битрон архимандрит Никифор (Бажанов)

3. Слова и речи. Том II – Слово в день Преображения Господня митрополит Никанор (Клементьевский)

4. Sermons – Forgiveness Sunday Антоний, митрополит Су́рожский

5. Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова) – Солнце схиархимандрит Иоанн (Маслов)

6. Послания – Послание 268(456). Силенциарию Антиоху преподобный Феодор Студит

7. Письма – 280. Быть может, лучше оставаться смиренною послушницей, нежели получить мантию с длинным хвостом преподобный Антоний Оптинский (Путилов)

8. Книга глаголемая "Описание о российских святых, где и в котором граде или области или монастыре и пустыни поживе и чудеса сотвори, всякого чина святых" – Града Соли Вычегоцкия Святыя Михаил Владимирович Толстой

9. Священная история Андрей Николаевич Муравьёв

10. Письма – 641. Если не придется побывать в Оптиной, то покорись со смирением преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)

Комментарии для сайта Cackle