Библиотеке требуются волонтёры

Источник

Библейские общества

Библейские общества – так называются добровольные учреждения, составившиеся с целью возможно более широкого распространения св. книг на народных языках. Усиленное распространение св. книг началось вслед за изобретением книгопечатания; но книги все-таки оставались малодоступны для низших и бедных классов, хотя потребность в них все более усиливалась. Тогда с целью удовлетворения этой потребности ревнители Слова Божия стали соединяться в общества, чтобы общими силами помочь беде. Такие общества стали появляться в Англии с конца XVII века и главными из них были: 1) «Общество для распространения христианского знания» (ок. 1698 г.). Целью его было основание частных школ, распространение Библии, молитвенника и религиозно­нравственных книг, а также поддержка заграничных миссий, особенно в Индии. 2) «Общество для распространения Евангелия в иностранных землях» (1701), с подобными же целями, специально для американских колонии. 3) «Шотландское общество для распространения христианского знания» (1709), поприщем деятельности которого были Шотландия, Шотландские острова и часть Северной Америки, каковые страны оно снабжало миссионерами, Библиями и назидательными книгами на гельтском наречии. 4) «Общество для распространения религиозных знаний среди бедных» (1750) также распространяло Библию и религиозные книги. 5) «Библейское общество», позже называвшееся «Морское и военное библейское общество» (1780), которое исключительно трудилось среди солдат и матросов. 6) «Общество для поддержания и поощрения воскресных школ» (1785), даром раздававшее Библию и другие книги в воскресных школах. 7) «Общество для противодействия пороку и поощрения знания и исполнения христианской религии» (основ. в Дублине, в 1792) вело подобную же деятельность среди бедных ирландцев. 8) «Французское библейское общество» было основано в Лондоне, в том же году (1792) для издания Библии на французском языке; но время не благоприятствовало этому предприятию, и собранным таким образом для этой цели деньгам дано было другое назначение, хотя потребность в таком обществе среди французских протестантов была очень велика.

Но как ни благотворна была деятельность подобных обществ, однако, спрос далеко превосходил предложение. Особенно это чувствовалось в Валлисе, где в течение 20 лет в качестве странствующего пастора проповедовал Томас Чарльз Бала, в Мерионетшире. Этот благочестивый человек умел повсюду пробуждать живейший интерес к Библии, но многим приходилось отправляться далеко, чтобы достать себе экземпляр ее; и вот, в Лондоне, в декабре 1802 г., у Чарльза явилась мысль: почему бы не основать Библейское общество в Валлисе? Эту мысль он сообщил своему другу, Тарну; последний рекомендовал его исполнительному комитету «Лондонского трактатного общества», которому Чарльз представил поразительное доказательство жажды Слова Божия среди его соотечественников. Речь его произвела глубокое впечатление, особенно на баптистского пастора Иосифа Югеса, одного из секретарей трактатного общества. «Конечно», сказал он, «такое общество можно бы основать; а если для Валлиса, то почему не для всего государства и даже для всего мира»? Иосиф Югес высказал таким образом мысль об основании всемирного библейского общества. Оставалось возбудить всеобщий к этому делу интерес и исследовать степень нужды у себя и за границей. 7 марта 1804 г., в лондонской таверне, по приглашению Югеса, состоялся общественный митинг, на котором присутствовало 300 человек. Среди различных вероисповеданий тут были даже квакеры, которых считали ненавистниками Библии, и которые вообще держались в стороне от других вероисповеданий, не принимая участия ни в каком общем деле, кроме вопроса об отмене рабства. Библ. О. сразу представило общую почву, на которой могли сойтись все вероисповедания и партии. Примкнули к этому делу и англикане: первым из англиканского духовенства заявил свое сочувствие доброму предприятию Джон Овен, на которого произвели глубокое впечатление речи членов собрания о недостатке Библий для народа, и его примеру последовали другие. Наскоро составленные постановления были приняты. Был избран исполнительный комитет, состоявший из 36 мирян, из которых 15 были от англиканской церкви, 15 диссентеров, 6 иностранцев, живших в Лондоне или в его окрестностях, и по подписке собрано было 700 фунтов стерлингов (около 7,000 рублей). Председателем был избран епископ лондонский Портей. Кроме епископа лондонского, к движению примкнули епископы Дургемский, Эксетерский и Сен-Дивидесский, и многие другие влиятельные лица, как Вильберфорс и Гранвилль Шарп, прославившиеся деятельностью против рабства. Вскоре затем окончательно выработан был устав общества, и оно приступило к своей деятельности под именем «Британского и Иностранного Библейского Общества». Получив такую организацию, общество стало действовать под руководством упомянутого выше комитета. Кроме президента, в нем есть вице-президенты, казначей и секретари. Члены платят ежегодный взнос в количестве одной гинеи (ок. 10 рублей), и могут покупать Библии с уступкой. С целью пробудить более широкий интерес к целям общества и облегчить распространение Библии, основаны были вспомогательные и филиальные отделения, которые вносят свои сборы в общий фонд и получают Библии с уступкой. В связи с ними находятся еще мелкие ассоциации, которые, собирая маленькие суммы в виде незначительного еженедельного взноса, снабжают бедных Библией. В 1814 году образовались подобные ассоциации женщин, а теперь есть ассоциации моряков, солдат и даже детей. Общество начало свою деятельность удовлетворением прежде всего потребностей Валлиса. 20,000 экземпляров Библии и 5,000 Нового Завета были отпечатаны на валлийском языке. К великому счастью, незадолго перед тем было изобретено искусство стереотипии. Когда, в 1806 году, в Валлис прибыл первый воз с Библиями, то он был принят как ковчег завета, и народ с радостными криками ввез его в город. В Шотландии Общество распространяло Библию в исправленном гельтском переводе. Общество обратило свое внимание также и на Ирландию, на приюты и тюрьмы. Не забыты были и военнопленные, которых в 1806 г. в Лондоне было до 30,000 человек: для них отпечатан был Новый Завет на французском, голландском и испанском языках. Одним словом, Общество стало снабжать все области Великобритании Библиями, печатавшимися без всяких примечаний или толкований, и ревностно исполняло свое назначение. Но оно не забывало, что оно не есть только «Британское» Библейское Общество, но и «Иностранное». Оно повсюду рассылало своих агентов, по всему миру возбуждало интерес к Слову Божию, и теперь, особенно чрез миссионеров, распространяет Слово Божие среди сотен миллионов жаждущих душ.

Библейские общества на материке Европы и в других частях света. Когда Британское и Иностранное Библейское Общество начало свою деятельность, Европа была потрясаема войнами; и поэтому, хотя требования на Библию и были в некоторой степени удовлетворяемы, однако при наличных обстоятельствах дело сильно затруднялось. На материке Европы уже были свои собственные библейские общества; особенно хорошо снабжена была ими Германия. 1) В 1710 г. был основан «Канштейнский библейский институт» бароном Канштейном, и он весьма деятельно распространял Библии на различных языках. 2) Недостаток Библий в Австрии возбудил ревность в торговце Кислинге, в Нюренберге, под влиянием которого образовалось «Нюренбергское Б. О.» (10 мая 1804 г.), которое от Британского и Иностранного Б. О. снабжено было стереотипом. К этому движению примкнули базельские ревнители библейского дела, и через два года (1806) оно перенесено было в Базель и стало называться «Базельским Б. О.». 3) Движение это не прошло – бесследным и для римско-католической части Германии. Один римско-кат. священник в Южной Германии написал письмо, в котором выражал великую радость по случаю основания Британского и Иностранного Б. О. и в котором уверял, что многие знакомые ему священники желали бы дать своим пасомым возможность читать Библию. Для практического осуществления этого желания, доктор Витманн основал в 1805 г. «Римско-католическое Регенсбургское (Ратисбоннское) Б. О.». Сам Витманн перевел Новый Завет на немецкий язык. Священник Госснер в Мюнхене и Леандер ван-Эсс, знаменитый бенедектинский монах и экстраординарный профессор Марбургского университета, также сделали переводы, которые были напечатаны обществом и ревностно распространялись среди народа. Сердечную поддержку этому делу оказали барон Вессенберг и епископ Зайлер. Но в Риме взглянули на это общество с недовольством, и распространение Св. Писания в одном из округов было запрещено папской буллой, а весной 1817 г. общество и совсем было закрыто. Перед тем, однако, оно успело напечатать до полмиллиона Новых Заветов. Госснер, который, несмотря на буллу, продолжал распространение Св. Писания, был изгнан из Мюнхена. Ван-Эсс, однако, продолжал трудиться над распространением Св. Писания, хотя и отказался от своего места (1822 г.); под покровительством Британского и Иностранного Б. О. он продолжал свой перевод Библии, и наконец издал полную Библию на немецком языке в 1840 году. 4) «Берлинское Б. О.» было основано 11 февраля 1806 г. Своим происхождением оно обязано моравскому проповеднику Иеникке, который изложил перед Британским и Иностранным Б. О. крайний недостаток Библий в Богемии. Последнее общество доставило большое количество Библий и Новых Заветов на чешском, польском и литовском языках (ветвь его была открыта в 1810 г. в Кенигсберге). Берлинское общество, в августе 1814 г., преобразилось в «Прусское Б. О.», которое поставило своей целью распространение Св. Писания в Прусском королевстве. Теперь оно имеет много отделений, и энергично ведет свое дело. Большая часть обществ были основаны после 1812 года, и особенно по ревности Штейнкопфа и Пинкертона, которые неоднократно объезжали Европу. Так было основано 5) «Вюртембергское Б. О.» (в феврале 1813 г.), которое сделалось одним из самых цветущих в Германии. Затем последовательно являлись общества – в Ганновере, Саксонии и небольших германских государствах, в 1811 году основалось в Венгрии, где впрочем, оно было закрыто в силу папской буллы. 6) Не оставалась позади других и Швейцария. После перенесения Нюренбергского общества в Базель, оно проявляло оживленную деятельность. Поездка Штейнкопфа по Швейцарии в 1812 г. возбудила повсюду большой энтузиазм, и библейские общества стали возникать повсюду. 7) В 1816 г. в Латуре было основано «Б. О. для вальденсов». 6) В 1815 г. было основано «Б. О. Соединенных Нидерландов». Там возникло также и «Б. О. для моряков». 9) Во Франции движение начато было лондонским «Французским Б. О.», основанным в 1792 г. Но революция сильно помешала этому делу. Одно издание Нового Завета было напечатано в Париже в 1802 г. другим английским обществом; но возобновление войн в 1804 г. опять послужило тормозом к распространению Библии. В 1818 году было основано «Протестантское Б. О. в Париже». Все эти общества пользовались щедрыми субсидиями от Британского О., которые однако впоследствии были прекращены вследствие разногласий по вопросу о неканонических книгах. Именно в 1826 г. Британское и Иностранное Б. О. постановило лишить своей субсидии все те общества, которые продолжали печатать неканонические книги. Французское общество думало разрешить это затруднение, печатая Библии с неканоническими книгами и без оных. Успех этого последнего общества однако сильно тормозился и вследствие внутренних распрей, потому что в нем образовались две партии, из которых одна настаивала на том, чтобы вместо так называемого исправленного издания Остервальда, которое заведомо было неточным, был принят текст Перрет-Жантиля для Ветхого Завета, а для Нового Завета – женевский перевод и перевод Арнода. Результатом внутренних распрей было образование (в 1864 г.) «Б. О. во Франции», которое продолжает печатать старые переводы и отвергает неканонические книги. 10) В северных странах Европы деятельность Британского и Иностранного Б. О. открылась довольно неожиданно: шотландцы Патерсон и Гендерсон отправились в Копенгаген, чтобы оттуда, в качестве миссионеров, на корабле отплыть в Транкебар (город в Индостане, тогда принадлежавший Дании). План этот не удался, но они встретились там с Торкелином, который обратил их внимание на нужду в Библиях среди исландцев: на население в 50,000 там было всего только 50 Библий. Шотландцы изложили дело перед Британским и Иностранным Б. О., которое обещало принять на свой счет половину издержек по изданию 5,000 Новых Заветов. Печатание началось в 1806 г. в Фюнене, но война между Данией и Англией неожиданно прервала это дело. В 1812 Гендерсону позволено было остаться в Копенгагене, с целью закончить печатание всей исландской Библии и, несмотря на войну, сноситься с Англией, – в чем нельзя не видеть весьма замечательного примера доверия к иностранцу, подданному враждебной страны. 8 августа 1813 г. основано было «Датское Б. О.», а в 1815 г. – «Б. О. в Исландии». 11) В 1831 г. было основано «Евангелическое Б. О. в России», с целью распространения Библии, без примечаний, среди протестантов, живущих в пределах Российской империи, где оно главным образом поддерживается немцами. В Швеции Б. О. ведет свое начало от 1814 г., в Норвегии – от 1816, в России – от 19 января 1813, но оно закрыто было в 1826 (о чем см. ниже). Библейские общества возникли и в Южной Европе, где находим «Мальтийское Б. О.» (1817), распространявшее Новые Заветы по греческим островам, «Ионийское Б. О. в Корфу» (1819), которое стало распространять Библии по всему востоку, особенно по Малой Азии и Египту. Не ограничиваясь Европой, Б. О. распростерло свою деятельность и на Азию, особенно на Индию, причем Библия переведена была на различные местные наречия и деятельность Б. обществ в Калькутте (1811), Бомбее (1813), Яффне (1814), Мадрасе (1820), и в других местах Азии свидетельствует о живом интересе к этому великому христиански-просветительному делу.

Наконец, в весьма тесном соотношении с Британским и Иностранным Б. О. находятся и несколько Б. обществ, действующих в Америке. Среди них, прежде всего возникло «Американское Б. О.», которое представляло собою союз нескольких частных обществ. В 1777 г., во время войны за освобождение, конгрессу была подана петиция о напечатании 30,000 экземпляров Библии, с целью удовлетворения спроса. Вследствие недостатка шрифта и бумаги, оказалось невозможным, однако, напечатать их; тогда комитету торговли было поручено достать 20,000 экземпляров из Голландии, Шотландии или из других стран, на счет конгресса. Война помешала исполнению и этого плана; в 1782 г., вследствие другой петиции, комитет рекомендовал Библию, напечатанную Робертом Эткеном в Филадельфии. Но Библии печатались в то время в недостаточном количестве, и притом по своей цене были недоступны для бедных. В 1808 г. составилось первое общество для распространения Библии в Филадельфии. Мысль эта быстро подхвачена была повсюду, так что в июне 1816 г. уже было основано 128 библейских обществ. Кроме указанного общества, в Америке действует еще «Американское и Иностранное Б. О.», главными деятелями в котором выступают баптисты. Оно было основано в Филадельфии (в апреле 1846) баптистами, оказавшимися недовольными ведением дела в первом названном обществе. Затем еще возник, «Американский библейский союз» (в 1850 г.), составившийся из тех членов Амор. и Иностр. Б. О., которые разошлись с главным обществом по вопросу о переводе библейского текста. Небольшие библ. общества возникли также в Африке (в 1812 на Маврицие, 1814 на о. Св. Елены, 1818 в Сиерре-Леоне и в 1820 в Капландии) и в Австралии (в 1816 на Монниских островах в 1817 в Новом Южно-Валиссе).

Все эти общества, по большей части возникшие в подражание Британском и Ин. Б. Обществу, действовали и действуют под его влиянием и потому объем и значение их деятельности можно определить, только имея в виду деятельность главного общества. Деятельность его совершалась не без препятствий и затруднении: некоторые из них были неизбежны, по самому существу дела, вследствие, напр., затруднительности перевода Библии на языки таких народов, которые незнакомы не только с книгопечатанием, но даже и вообще с письменностью; но не было недостатка в затруднениях и иного рода. Высоко-церковная партия в англиканской церкви сначала сильно противодействовала этому Б. О., потому что видела в нем опасного конкурента для излюбленного ею «Общества для распространения христианского знания». Другие считали опасным предлагать Библию без примечаний или толкования мирянам и особенно язычникам. Некоторые даже пророчествовали, что такое распространение Библии поведет к ниспровержению английского владычества в Индии; поэтому, генерал-губернаторы долго противодействовали Обществу. Немало было разногласий и по вопросу о самом составе Библии: епископ Марш, напр., требовал, чтобы Библия издавалась вместе с Книгой общественных молитв, чтобы таким образом поддержать дух церковности. Но особенно сильное затруднение возникло по вопросу о неканонических книгах, и борьба из-за этого, продолжавшаяся с 1825 по 1827 г., едва не привела к раздроблению общества. Сначала Библия, печатавшаяся для канштейнского общества, содержала в себе и неканонические книги; но в 1811 г. комитет порешил исключить их. Борьба была ожесточенная, причем особенно сильно выступали против допущения неканонических книг Андрю Томсон Эдинбургский и Эдинбургское общество, которые касательно этих книг позволяли себе употреблять даже весьма резкие выражения, и добились того, что 3 мая 1827 г. было порешено признать за основной закон Общества полное и открытое исключение неканонических книг из обращения: отселе никакое лицо или общество, распространяющее неканонические книги, не могло уже получать денежной помощи от Общества. Следствием этого было то, что многие общества на континенте, где повсюду распространялись и неканонические книги, отделились от главного Общества. Тогда Общество основало в различных странах Европы свои собственные агентства. В настоящее время деятельность Британского и Иностранного Б. О. ведется чрез посредство вспомогательных обществ и отделений, постепенно возникших во всех округах Великобритании и в колониях; чрез агентов, которые в Англии и за границей исследуют местные нужды и доставляют сведения к руководству комитета; чрез склады для продажи Библии во всех городах Англии и во многих местах за границей; чрез книгонош, и, наконец, чрез посредство пособий обществам, особенно обществам миссионерского и благотворительного характера, а также пособий, оказываемых в деле перевода Библии на новые языки.

Взятая в целом, деятельность Брит. и Ин. Б. О. поистине грандиозна и представляет собою один из великих факторов в деле распространения христианства. Располагая ежегодным бюджетом до 2 1/2 миллионов рублей (по отчету за 1900 г. расход его был в 2.258,022 р.), оно израсходовало на переводы, печатание и распространение Св. Писания за 96 лет своего существования до 150 миллионов рублей и распространило 160.009,393 экземпляра Новых Заветов и отдельных книг Св. Писания. В одном 1900 году было распространено 5.047,792 экз. и эта пропорция с каждым годом возрастает. Благодаря ему, Слово Божие в настоящее время переведено на 373 языка и наречия, причем многие языки и наречия впервые выведены им из бесписьменного состояния. При своей работе Общество употребляет до 60 разных алфавитов, из которых иные читаются слева направо, другие справа налево, третьи сверху вниз. Интересно отметить, что в последнее десятилетие особенно усиленно стала расширяться деятельность Общества в Китае. В 1900 году там было распространено 856,000 экз., на 128,000 более предшествующего года. Значение этого факта станет более очевидным, если принять во внимание, что с самого основания Общества до 1890 года оно успело распространить в Китае только 4.320,000 экз. Св. Писания, а за одно минувшее десятилетие 3.920,000 экземпляров, – т. е. почти столько же. Определяя характер своей деятельности, Общество в своем отчете за 1900 г. говорит: «Общество ничем не стесняет работу проповедников Слова Божия, напротив того, способствует ей всеми средствами, какие только находятся в его распоряжении. Предоставляя толкование Библии тем, которые к тому призваны, Библейское Общество облегчает их труд, в изобилии снабжая их экземплярами Св. Писания. Там же, куда не проникал еще миссионер, где нет благовестителей и наставников, Общество предлагает святую Книгу и верит, что она, при содействии Духа Божия, приготовит путь Господу и умудрит людей во спасение, верою во Христа Иисуса».

Источником для истории Бр. Б. Общества служат его превосходные, подробные ежегодные отчеты, из которых краткие извлечения издаются и на русском языке (под заглавием: «Статист. Записки и извлечение из... отчета Брит. и Ин. Б. О.»). Затем известны «Истории» этого общества Owen’a (1820) и Brown’a (1859); также юбил. сочинение некоего L. N. R. под заглавием: «Библия и ее история», разошедшееся в 4 года в 11 изданиях (в 66,000 экз.). Это сочинение было написано по случаю 50-летнего юбилея Общества.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 2: Археология — Бюхнер. — 1901. — VI, [2] с., 1305 стб., 7 л. ил., портр., карты, план.

Комментарии для сайта Cackle