митрополит Никанор (Клементьевский)

Слово в день св. Пасхи 2

Христос воскресе!

Вот неумолкаемое ныне слово; и как оно чудодейственно!

Кто из нас, возлюбленные, не ощущал некоего необыкновенного сотрясения, при первом торжественном ныне восклицании: Христос воскресе? В ком не озарилась душа вдруг неким небесным лучем животворного света? У кого не вострепетало сердце от священного восторга?

Чтобы занять вашу радостную мысль и чувство предметом, достойным настоящей радости, я не нахожу ничего приличнее, как обратить внимание ваше на те явления Господа Иисуса, которые последовали в самый день Его воскресения, и показать знаменования некоторых священных действий нынешнего торжественного Богослужения.

Кому прежде и скорее явился Господь Иисус Христос, восстав от гроба? Св. Евангелист повествует, что воскрес Иисус заутра в первую субботу, явися прежде Марии Магдалини (Мк. 16:9). Магдалина приходит с двумя учениками, Петром и Иоанном, ко гробу Иисусову до рассвета. Ученики, не нашедши во гробе ничего, кроме одних погребальных одежд Воскресшего, и не видя никого в вертограде, обратились назад, частию уже и с верою, а более с недоумением. Магдалина осталась у гроба одна. И вот, среди слез – обыкновенной отрады душ печальных, видит двух ангелов в белом одеянии, седящих одного у главы, а другого в ногах у гроба. Кого ни привело бы в страх такое неожиданное явление небесных существ? Но у Марии скорбь была так глубока, так объяла всю душу, что подавляла в ней всякое другое чувство. Ангелы вопрошают ее: жено, что плачешися? И она, без смущения и страха, отвечает то же самое, что говорила Апостолам: взяша Господа моего и не вем, где положиша Его (Ин. 20:13). Сказав сие, Мария обратила взор свой назад и увидела, что невдалеке стоит некто. Это был сам Господь. Но Мария, в слезах, среди мрака не узнала своего Божественного Учителя. Даже когда Сам Господь вопросил ее: что плачеши, кого ищеши? – почла Его за вертоградаря. Что ж разогнало скорбь, омрачавшую ум и очи ученицы Христовой? Одно слово Господа: Марие, вдруг переменило все в душе ее; Мария вне себя от радости воскликнула: Раввуни! – Учитель! и поверглась к ногам Его (Ин. 20:11–17).

В тоже почти время удостоились узреть Господа и прочии св. жены, когда они шли возвестить ангельскую весть о воскресении Апостолам. И се Иисус срете я глаголя: радуйтеся, и ев. жены в забвении всего, пали к ногаим Его, радуясь и трепеща от радости: оне же приступльше ястеся за нозе его, и поклонистеся ему (Мф. 28:9).

Примечаете ли, братия, различие в чувствованиях сих жен? Мария была в состоянии недоумения и скорби, повторяя только одно: взяша Господа моего и не вем, где положиша его; а у прочих жен было более веры в воскресение. Примечаете ли различие и в действиях на них Воскресшего? Марию надобно было приготовить к радости начатием беседы с нею, а прочим святым женам прямо можно было войти в радость. Так, в ком есть способность и готовность к получению какого блага, тот получает оное скоро и беспрепятственно; но кто не готов, тот хотя и получит, но поздно и постепенно. Так светоносное и животворное слово: Христос воскресе, всем нам возвещено; но все ли равно озарены светом Божественной радости, и все ли равно оживлены благовестием воскресения Христова? Нет ли различия во впечатлении от сего слова: Христос воскресе?

Потом явился Иисус Христос двум из учеников: по сих же двема из них грядущема явися инем образом, идущема на село, продолжает тот же св. Евангелист (Мк. 16:12). Эти два ученика хотя слышали от мироносиц о воскресении своего Божественного Учителя, но не верили этой радости, и шли в Эммаус, рассуждая, оправдается ли надежда их на Иисуса Христа, как избавителя Израиля. Подходит к ним Сам Воскресший, идет с ними и беседует, а они выражают пред Ним свои недоумения о Нем же. Он изъясняет им пророчества о Себе самом, но они все еще не узнают Его. Когда же и как узнали Его? Когда Он, взяв хлеб, благословил оный, преломил и подал им: тогда уже отверзостася има очи и познаста Его (Лк. 24:31).

Наконец, вечером в самый день воскресения явился всем ученикам кроме Фомы: последиже возлежащим им единомунадесяте явися (Мк. 16:14), оканчивает Евангелист. Апостолы, собранные в одном доме, слышали радостную весть от мироносиц и от учеников Эммаусских, и однако же сим свидетелям не верили. Чтоже делает Воскресший? Проходит сквозь затворенные двери дома, является им и говорит: мир вам; ученики и тогда не верят. Чем же наконец побеждает Господь такое неверие? Показал им крестные раны свои: видите руце мои и нозе мои, яко сам Аз есмь, и вкусил пищи, Ему поданной: взем пред ними яде (Лк. 24:39, 43).

Видите ли, братия, различие в способах, через которые сообщал Господь радость своего Воскресения? Магдалине сообщена она в названии ее Мариею, прочим св. женам в слове: радуйтеся, Эммаусским ученикам в преломлении хлеба, единонадесяти в показании крестных язв. Видите ли то состояние духа, в котором находились ученицы и ученики прежде, нежели познали Воскресшего? В ученицах видны чувства сетующей любви к Божественному Наставнику, а в учениках видятся сомнения и уныние. Довольно было одного слова из уст Спасителя, и любовь Его узнала; но сколько нужно было доказательств, чтобы убедить разум!

Есть обряды в нынешнем торжественном Богослужении, которые напоминают нам о действиях мироносиц и учеников. Так, почему так рано начинаем мы свое величественное Богослужение ныне? Потому что благочестивые жены зело рано приидоша на гроб, носяще ароматы (Лк. 24:1), и когда пришли, не нашли уже ни камня у пещеры, ни тела во гробе. Что за мысль в первом нашем пении: воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси? Тайна судеб Божиих всегда открывается прежде в духовном мире, чем в нашей земной обители. Мироносицы еще не знают, где Иисус, а Ангелы сошли уже с неба, сидят при гробе, и благовествуют: во ста, несть зде. Что значит наше шествие, совершаемое вокруг Церкви? Хождение мироносиц и учеников Иисуса Христа ко гробу Его. И как мироносицы получили первую весть о воскресении Христове пред дверями гроба; то и мы начинаем пение победной песни: Христос воскресе из мертвых, пред дверьми храма. Крест, многократно предносимый во время служения, указывает на неоднократные явления Иисуса Христа ученикам Своим; а благоухание кадильное означает ту неизъяснимую радость, которую всякий раз доставляло верующим Его явление. Взаимные приветствия и лобзания выражают всеобщую любовь и братство верующих во Христе Иисусе. Отверзтие Царских дверей в храме на всю седмицу показывает нам, что Христос воскресением отверз нам двери царствия небесного. Есть ли в каком Богослужении такие торжественные, радостные особенности? Подлинно, Пасха есть праздник праздников и торжество торжеств!

Но, может быть, томят тебя, возлюбленный, грехи, лежащие у тебя на сердце, ты алчешь и жаждешь правды? Прииди и насыщайся: Христос воскресе, иже предан бысть, за беззакония наша и  во ста за оправдание наше! (Рим. 4:24–25) Может быть изнемогаешь во брани против врагов твоего спасения? Воскреснет Бог и расточатся врази Его. Может быть, недугуешь страхом смерти? Приими врачевство против сей болезни: Христос воста от мертвых начаток умершим бысть (1Кор. 15:20). Может быть...., но время ли приводить кого теперь в испытание и смущение? Теперь время не плача, а радости. Радуйтесь, возлюбленная братия, все радостию воскресения Христова! Аминь.

* * *

2

Произнесено 1841 г., марта 30 дня.



Источник: Избранные слова и речи высокопреосвященнейшего Никанора, митрополита Новгородского. В 3 Томах. / С.-Петербургского, Эстляндского и Финляндского : Т. 2-. Слова на праздники Господские и Богородичные и на Дни святых. / Санкт-Петербург : Типография Морского министерства, 1857. 461 с.

Вам может быть интересно:

1. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том II. Археология - Бюхнер – Асклон профессор Александр Павлович Лопухин

2. Простые и краткие поучения. Том 7 протоиерей Василий Бандаков

3. Слова и речи. Том I – Слово в неделю пятую по Пятидесятнице митрополит Никанор (Клементьевский)

4. Библейская энциклопедия – Завуф архимандрит Никифор (Бажанов)

5. Sermons – Reading Signs Of Times Антоний, митрополит Су́рожский

6. Письма – 313. Образ смирения – деревья плодовитые, а ели и осине уподобляться не должно преподобный Антоний Оптинский (Путилов)

7. Войдите в радость Господа: праздники церковного года епископ Серафим (Шарапов)

8. Послания – Послание 56(115). К Льву, патрицию и сакелларию преподобный Феодор Студит

9. Симфония по творениям святителя Игнатия епископа Кавказского и Черноморского – СЛАВА БОЖИЯ святитель Игнатий (Брянчанинов)

10. Письма – 366. Божие благословение на спасение и на труды преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)

Комментарии для сайта Cackle