профессор Александр Павлович Лопухин

Глава 35

Выделение 48 городов для жилища левитов, из них – 6 городов для убежища невольных убийц. – Признаки нравственно-юридической вменяемости убийства. – Смертный приговор умышленным убийцам. – Право кровавого мщения невольному убийце со стороны гоэла (уполномоченного со стороны родных убитого). – Недопустимость выкупа за душу как умышленного, так и неумышленного убийцы.

Чис.35:1. И сказал Го­с­по­дь Мо­исею на равнинах Моавитских у Иордана про­тив Иерихона, говоря:

Чис.35:2. повели сынам Израилевым, чтоб они из уделов владе­ния своего дали левитам города для жи­тель­ства, и по­ля при городах со всех сторон дайте левитам:

Чис.35:3. города будут им для жи­тель­ства, а по­ля будут для скота их и для име­ния их и для всех житейских по­требностей их;

См. И. Навин (Нав. 21).

Чис.35:4. поля при городах, которые вы должны дать левитам, от стены города должны про­стираться на [две] тысячи локтей, во все стороны;

Чис.35:5. и отмерьте за городом к восточной стороне две тысячи локтей, и к южной стороне две тысячи локтей, и к западу две тысячи локтей, и к северной стороне две тысячи локтей, а по­средине город: таковы будут у них по­ля при городах.

Во избежание уклонения левитов от их прямых обязанностей в сторону преимущественного эксплуатирования земельных угодий, закон ограничивает пределы их земельной собственности количеством, необходимым лишь для нешироких хозяйственных потребностей.

Чис.35:9. И сказал Го­с­по­дь Мо­исею, говоря:

Чис.35:10. объяви сынам Израилевым и скажи им: когда вы пере­йдете чрез Иордан в землю Ханаанскую,

Чис.35:11. выберите себе города, которые были бы у вас городами для убежища, куда мог бы убежать убийца, убив­ший человека неумышлен­но;

Чис.35:12. и будут у вас города сии убежищем от мстителя [за кровь], чтобы не был умерщвлен убив­ший, пре­жде нежели он пред­станет пред обще­с­т­во на суд.

Чис.35:13. Городов же, которые должны вы дать, городов для убежища, должно быть у вас шесть:

Чис.35:14. три города дайте по эту сторону Иордана и три города дайте в земле Ханаанской; городами убежища должны быть они;

Чис.35:15. для сынов Израилевых и для при­шельца и для по­селенца между вами будут сии шесть городов убежищем, чтобы убегать туда всякому, убив­шему человека неумышлен­но.

Чис.35:16. Если кто ударит кого железным орудием так, что тот умрет, то он убийца: убийцу должно пред­ать смерти;

Чис.35:17. и если кто ударит кого из руки камнем, от которого можно умереть, так что тот умрет, то он убийца: убийцу должно пред­ать смерти;

Чис.35:18. или если деревян­ным орудием, от которого можно умереть, ударит из руки так, что тот умрет, то он убийца: убийцу должно пред­ать смерти;

Чис.35:19. мститель за кровь сам может умертвить убийцу: лишь только встретит его, сам может умертвить его;

Чис.35:20. если кто толкнет кого по ненависти, или с умыслом бросит на него что-нибудь так, что тот умрет,

Чис.35:21. или по вражде ударит его рукою так, что тот умрет, то ударив­шего должно пред­ать смерти: он убийца; мститель за кровь может умертвить убийцу, лишь только встретит его.

Чис.35:22. Если же он толкнет его нечаян­но, без вражды, или бросит на него что-нибудь без умысла,

Чис.35:23. или какой-нибудь камень, от которого можно умереть, не видя уронит на него так, что тот умрет, но он не был врагом его и не желал ему зла,

Чис.35:24. то обще­с­т­во должно рас­судить между убийцею и мстителем за кровь по сим по­становле­ниям;

Чис.35:25. и должно обще­с­т­во спасти убийцу от руки мстителя за кровь, и должно воз­вратить его обще­с­т­во в город убежища его, куда он убежал, чтоб он жил там до смерти великого священ­ника, который по­мазан священ­ным елеем;

Чис.35:26. если же убийца выйдет за пред­ел города убежища, в который он убежал,

Чис.35:27. и найдет его мститель за кровь вне пред­елов города убежища его, и убьет убийцу сего мститель за кровь, то не будет на нем вины кровопролития,

Чис.35:28. ибо тот должен был жить в городе убежища своего до смерти великого священ­ника, а по смерти великого священ­ника должен был воз­вратиться убийца в землю владе­ния своего.

Чис.35:29. Да будет это у вас по­становле­нием закон­ным в роды ваши, во всех жилищах ваших.

Чис.35:30. Если кто убьет человека, то убийцу должно убить по словам свидетелей; но одного свидетеля недостаточно, чтобы осудить на смерть.

Чис.35:31. И не берите выкупа за душу убийцы, который по­винен смерти, но его должно пред­ать смерти;

Чис.35:32. и не берите выкупа за убежав­шего в город убежища, чтоб ему позволить жить в земле своей пре­жде смерти [великого] священ­ника.

Чис.35:33. Не оскверняйте земли, на которой вы [будете жить]; ибо кровь оскверняет землю, и земля не иначе очищает­ся от про­литой на ней крови, как кровью про­лив­шего ее.

Чис.35:34. Не должно осквернять землю, на которой вы живете, среди которой обитаю Я; ибо Я Го­с­по­дь обитаю среди сынов Израилевых.

Распространенный на древнем Востоке обычай кровавой мести убийц со стороны родственников или людей близких к убитому имеет признание и в законе Моисея (ст. 19), как принцип, сдерживающий страсти враждующих, – хотя, в своем применении к укладу еврейской жизни, получает некоторые существенные видоизменения, гарантировавшие общество от несправедливости и жестокости возбужденного мстителя. Всякое убийство (и намеренное, и ненамеренное) подлежало прежде всего формальному судебному расследованию (ст. 16–24, 30). Оказавшийся умышленным убийцей предавался смертной казни (ст. 16–21, 30) без права выкупа (31–34). Оказавшийся же невольным убийцей получал возможность избегнуть кровавой расправы со стороны гоэла, спасшись в один из шести городов убежища и находясь там до смерти первосвященника. Со смертью первосвященника мститель лишался права кровавой мести, и невольный убийца получал все свои прежние права свободного гражданина (ст. 9–15, 22–29).

«Выкуп за убежавшего в город убежища, дабы позволить ему жить в своей земле прежде смерти первосвященника» (ст. 32), – не допускался. Страх возмездия и стеснительное во многих отношениях проживание в городе убежища должны были приучать евреев к осторожности в обращении с жизнью ближнего.

Разрешающее в данном случае значение смерти ветхозаветного первосвященника прообразовало собою, по учению блаж. Феодорита, искупительные плоды смерти первосвященника по чину Мелхиседекову (Толк. на кн. Чис., вопр. 50).

О названии и местоположении городов убежища для неумышленных убийц см. Втор 4.41–43; Втор 19.1–10; Нав. 20–21.


Вам может быть интересно:

1. Толкование на книгу Чисел – Глава 34 профессор Александр Павлович Лопухин

2. Толкование на книгу Чисел блаженный Феодорит Кирский

3. Книга Чисел преподобный Ефрем Сирин

Комментарии для сайта Cackle