профессор Александр Павлович Лопухин

Толковая Библия
Толкование на книгу Иисуса Навина

Глава 14

1–5. Общие основания разделения Ханаанской земли между девятью с половиной израильскими коленами. 6–15. Удел Халева – Хеврон.

Нав.14:1. Вот что получили в удел сыны Израилевы в земле Ханаанской, что разделили им в удел Елеазар священник и Иисус, сын Навин, и начальники поколений в коленах сынов Израилевых;

Нав.14:1–5. Истории раздела Ханаанской земли библейский повествователь предпослал введение, в котором изложил общие основания для этого разделения, состоящие в указании того, кто производил этот раздел, каким способом и кому.

Раздел производили назначенные Моисеем первосвященник Елеазар, Иисус, сын Навина, и «начальники поколений» (буквально с еврейского «главы отцов колен») или князья колен (Чис. 34:17–28).

Раздел производился посредством «жребия» (Чис. 26:55–56) согласно с божественным повелением, которым требовалось, чтобы при определении величины удела принимаема была во внимание многочисленность или малочисленность колена, получающего удел (Чис. 26:53–56). Выполнение этого требования, при разделении земли по жребию, внушает то представление, что жребием указывалось только положение достававшегося колену удела в известной части Ханаанской земли, а его величина определялась сообразно с количеством лиц, составлявших колено. Самый способ бросания жребия (Нав. 18:6, 19:1), нигде не указанный в священных книгах, состоял, по мнению раввинов128, в том, что ставились два влагалища (чаши или ящики), в одно из которых клались куски кожи или дощечки с надписью колен, в другое – такие же предметы с надписью частей Ханаанской земли, подлежавших разделу, при этом за выниманием знака с названием колена следовало вытягивание знака с названием области, которая и делалась достоянием колена и сообразно с его численностью расширялась или сокращалась, вся западно-иорданская страна разделена была между девятью с половиной коленами. В объяснение этого в Нав. 14:3–4 указано, во-первых, то, что два с половиной колена получили уже уделы в восточно-иорданской стране, а одно колено, вследствие своего особого назначения, не получило удела, и, во-вторых, то, что потомство Иосифа образовало два отдельных колена. Слово «посему» в Нав. 14:4 не находит для себя соответствия ни в еврейском тексте, ни в греко-славянском переводе.

Нав.14:5. Как повелел Господь Моисею, так и сделали сыны Израилевы, когда делили на уделы землю.

Указывается на божественное повеление в Чис. 18:20, 26:53–56.

Нав.14:6. Сыны Иудины пришли в Галгал к Иисусу. И сказал ему Халев, сын Иефоннии, Кенезеянин: ты знаешь, что говорил Господь Моисею, человеку Божию, о мне и о тебе в Кадес-Варне;

Халев был главой рода в Иудином колене (Чис. 13:4, 7, 1Пар. 2:9, 18, 42) и князем в этом колене (Чис. 34:18–19). Он носил прозвище «Кенезеянин», которое усвоено ему и в Чис. 32:12, не потому, что происходил от другого народа – Кенезеев (Быт. 15:19, 36:11, 15), на что нет каких-либо указаний, а потому, нужно думать, что имя «Кеназ» или прозвище «Кенезеянин» носил один из его славных предков, может быть, родоначальник того рода, главой которого он был и члены которого носили тоже прозвище (Нав. 15:17) или имя (1Пар. 4:15). Выступление Халева, сопровождаемого другими членами Иудина колена с просьбой о предоставлении ему Хевронской горы (Нав.14:12), показывает, что в Иудином колене прежде других почувствовалась потребность в прочном заселении завоеванной страны; в этом выразилось равным образом и особенное расположение этого колена к южной именно части Ханаана. Сказанное Господом Моисею «о мне и о тебе», т.е. о Халеве и Иисусе Навине, находится в Чис. 14:24, 30. О «Кадес-Варни» – Нав. 10:41.

Нав.14:7. я был сорока лет, когда Моисей, раб Господень, посылал меня из Кадес-Варни осмотреть землю, и я принес ему в ответ, что было у меня на сердце:

«И принес ему, – т.е. Моисею, – в ответ, что было у меня на сердце», т.е. Халев высказал искренно вынесенное им из осмотра Ханаанской земли представление о ней, не опасаясь нареканий за это со стороны других, участвовавших в этом осмотре, и не страшась народного гнева (Чис. 14:10).

Нав.14:8. братья мои, которые ходили со мною, привели в робость сердце народа, а я в точности следовал Господу Богу моему;

«Братья мои», т.е. другие соглядатаи. Несогласие с ними Иисуса Навина в суждении о Ханаанской земле само собой разумелось в словах Халева, обращенных к нему самому и было слишком хорошо известно присутствовавшим, чтобы особо указывать на это, не возбуждая подозрений в заискивании пред израильским вождем.

Нав.14:9. и клялся Моисей в тот день и сказал: «земля, по которой ходила нога твоя, будет уделом тебе и детям твоим на век, ибо ты в точности последовал Господу Богу моему»;

Нав.14:10. итак, вот, Господь сохранил меня в живых, как Он говорил; уже сорок пять лет прошло от того времени, когда Господь сказал Моисею слово сие, и Израиль ходил по пустыне; теперь, вот, мне восемьдесят пять лет;

Нав.14:11. но и ныне я столько же крепок, как и тогда, когда посылал меня Моисей: сколько тогда было у меня силы, столько и теперь есть для того, чтобы воевать и выходить и входить;

Божественное повеление о предоставлении Халеву земли, «по которой ходила нога его», в наследственную собственность передано Моисеем во Втор. 1:36. Из слов Халева: «Господь сохранил меня в живых,.. уже сорок пять лет», еще блаженный Феодорит выводил заключение, что завоевание Ханаанской земли продолжалось 7 лет. «После Божия приговора, – говорит он, – произнесенного над шестьюстами тысяч, – разумеется в Кадесе по Чис. 14, – евреи провели тридцать восемь лет, странствуя по пустыне, посему остается еще семь лет до сорока пяти»129. К разъяснению этого вывода можно разве присоединить указание на Втор. 2:14, где говорится, что со времени выхода из Кадес-Варни и перехода через долину Заред на пути в Ханаан прошло 38 лет. Семь лет войны причислены в словах «и Израиль ходил по пустыне» ко времени странствования, так как и в продолжение их народ не имел еще настоящей оседлости. Словами «выходить и входить» означается вообще жизненная деятельность человекa (ср. Чис. 27:17 и др).

Нав.14:12. итак дай мне сию гору, о которой говорил Господь в тот день; ибо ты слышал в тот день, что там [живут] сыны Енаковы, и города у них большие и укрепленные; может быть, Господь [будет] со мною, и я изгоню их, как говорил Господь.

Под горой сей разумеется гористая местность, в которой находится Хеврон; здесь соглядатаи видели енакимов исполинского роста (Чис. 13:23), которые, несмотря на поражение, нанесенное им Иисусом Навином (Нав. 11:21), снова завладели этой местностью. В последних словах своей просьбы «может быть» (по-еврейски «улай» – «не ли»), «Господь [будет] со мною» Халев, доселе в точности следовавший Господу (Нав.14:8–9), выражает, конечно, не сомнение в выполнимости своего намерения изгнать Енакимов, а надежду и желание сделать это при Божией помощи.

Нав.14:13. Иисус благословил его, и дал в удел Халеву, сыну Иефонниину, [Кенезеянину,] Хеврон.

«Иисус благословил его», т.е. пожелал ему Божией помощи.

Нав.14:15. Имя Хеврону прежде было Кириаф-Арбы, как назывался между сынами Енака один человек великий. И земля успокоилась от войны.

О прежнем названии Хеврона см. Толковую Библию, т. 1-й, с. 52. Словами «и земля успокоилась от войны» снова (Нав. 11:23) указывает на мирное состояние Ханаанской земли, как благоприятствовавшее разделению ее между израильским народом.

* * *

128

Keil. Iosua, 111.

129

Творения блаженного Феодорита, т. 1-й, 283.


Комментарии для сайта Cackle

Требуются волонтёры