профессор Александр Павлович Лопухин

Толковая Библия
Толкование на книгу Иисуса Навина

Глава 21

1–7. Просьба начальников поколений Левиина колена в силомском собрании о городах для жительства и разделение по жребию назначенных израильскими коленами городов между тремя поколениями Левиина колена. 8–42. Перечисление назначенных городов. 43–45. Исполнение божественных обетований о даровании израильскому народу Ханаанской земли и побед над врагами.

Нав.21:1. Начальники поколений левитских пришли к Елеазару священнику и к Иисусу, сыну Навину, и к начальникам поколений сынов Израилевых,

Нав.21:2. и говорили им в Силоме, в земле Ханаанской, и сказали: Господь повелел чрез Моисея дать нам города для жительства и предместья их для скота нашего.

Левиино колено состояло из трех поколений: Гирсонова, Каафона и Мерарина (Чис.3:17–20). Божественное обетование, на котором основывают начальники поколений свою просьбу о городах для жительства, дано было Моисею (Чис.35:1–8).

Нав.21:4. Вышел жребий племенам Каафовым; и досталось по жребию сынам Аарона священника, левитам, от колена Иудина, и от колена Симеонова, и от колена Вениаминова, тринадцать городов;

Разделение городов, назначенных израильскими коленами для Левиина колена, между поколениями последнего производилось посредством жребия (Нав.14:2), которым определялось то, какому из левитских поколений имеют принадлежать города, назначенные тем или другим коленом. Первый жребий вышел поколению Каафа, которое состояло из 4-х родов (Исх. 6:18), старшим из которых был род Амрама, состоявший в то время из двух домов: Аарона и Моисея (Исх.6:20). «Дом Арона священника», представлявший старшую линию в поколении Каафа по происхождению и по служению в обществе Господнем, получил именно города, назначенные левитам от колен Иудина, Симеонова и Вениаминова в количестве 13-ти. Указание жребия на города в этих именно коленах, как на место жительства священников, а не в Ефремовом колене, в уделе которого находилась в то время Скиния собрания, составляет не случайное, без сомнения, событие, а знаменательное ввиду наибольшей близости мест жительства священников, указанных жребием, к Иерусалимскому храму.

Нав.21:5. а прочим сынам Каафа от племен колен Ефремова, и от колена Данова, и от половины колена Манассиина, по жребию, досталось десять городов;

«А прочим сынам Каафа», т.е. младшей линии рода Амрама, состоявшей из дома Моисея и родам Ицгара, Хеврона и Узиила (Исх.6:18), достались по жребию города в уделах Ефремова, Данова и западно-иорданской половины колена Манассиина в количестве 10.

Нав.21:6. сынам Гирсоновым – от племен колена Иссахарова, и от колена Асирова, и от колена Неффалимова, и от половины колена Манассиина в Васане, по жребию, досталось тринадцать городов;

Нав.21:7. сынам Мерариным, по их племенам, от колена Рувимова, от колена Гадова и от колена Завулонова – двенадцать городов.

Нав.21:8. И отдали сыны Израилевы левитам сии города с предместьями их, как повелел Господь чрез Моисея, по жребию.

Гирсоново и Мерарино поколения получили прочие 25 городов в уделах других западно- и восточно-иорданских колен. Назначение 48-ми городов для Левиина колена, состоявшего по последнему счислению из 23-х тыс. мужеского пола (Чис.26:62), объясняется тем, во-первых, что города в Ханаанской земле были в то время невелики и состояли вообще из небольшого числа жителей, и, во-вторых, объясняется тем, что эти города занимали не одни священники или левиты, а вместе с ними жили в них и члены того колена, в уделе которого они находились, как это особенно видно из сказанного о Вефсамисе, бывшем священническим городом, жители которого, жавшие пшеницу, а затем принесшие всесожжение Господу, ясно отличаются от левитов, которые сняли Ковчег Господа и поставили его на большом камне (1Цар.6:13, 15). При назначении городов Левиину колену принималось, конечно, во внимание и умножение его численности в последующее время. В некоторых из этих городов должны были также иметься дома для невольных убийц. Что касается числа священников, составлявших дом Аарона во время раздела Ханаанской земли, то оно с точностью неизвестно, но не может быть представляемо слишком малочисленным, состоявшим из Елеазара и Ифамара (Чис.3:2, 25:7). Значительная численность их в то время видна из того, что во время перехода через Иордан священники не только несли Ковчег Завета, но и держали его на плечах во все то время, в которое совершался переход народа через Иордан, а при обхождении вокруг Иерихона, кроме священников, несших Ковчег Завета, было еще 7 священников, трубивших в юбилейные трубы. Первой книги Паралипоменон XXIV глава (1Пар.24:4) представляет ясное указание на то, что сыновья Аарона Елеазар и Ифамар, имели 24 сына, которые стали главами 24-х священнических родов, между которыми при Давиде распределено было служение при святилище. И так как в начале 2-го года по выходе из Египта (Исх.40:12–15, Лев.9:1, 10:12) эти сыны Аарона были уже священниками, т.е. совершеннолетними, то через 40 лет и их дети были уже совершеннолетними и имели тоже детей. Через три поколения потомство Аарона должно было возрасти до нескольких сот лиц мужеского пола.

Нав.21:9. От колена сынов Иудиных, и от колена сынов Симеоновых, [и от колена сынов Вениаминовых] дали города, которые здесь названы по имени:

Нав.21:10. сынам Аарона, из племен Каафовых, из сынов Левия [так как жребий их был первый],

Нав.21:11. дали Кириаф-Арбы, отца Енакова, иначе Хеврон, на горе Иудиной, и предместья его вокруг его;

Нав.21:12. а поле сего города и сёла его отдали в собственность Халеву, сыну Иефонниину.

Нав.21:13. Итак сынам Аарона священника дали город убежища для убийцы – Хеврон и предместья его, Ливну и предместья ее,

Нав.21:14. Иаттир и предместья его, Ештемо и предместья его,

Нав.21:15. Холон и предместья его, Давир и предместья его,

Нав.21:16. Аин и предместья его, Ютту и предместья ее, Беф-Шемеш и предместья его: девять городов от двух колен сих;

Нав.21:17. а от колена Вениаминова: Гаваон и предместья его, Геву и предместья ее,

Нав.21:18. Анафоф и предместья его, Алмон и предместья его: четыре города.

Нав.21:19. Всех городов сынам Аароновым, священникам, досталось тринадцать городов с предместьями их.

Из 13-ти городов, доставшихся священникам, 11 были названы в предшествующих главах и указаны по месту нахождения их (Хеврон, Нав.10:3; Ливна, Нав.10:29; Иаттир, Нав.15:48; Ештемо, Нав.15:50; Холон, Нав. 15:51; Давир, Нав.10:38; Аин, Нав.19:7; Юта, Нав.15:55; Беф-Шёмес, Нав.15:10; Гаваон, Нав.9:3; Гева, Нав.18:28). Из двух прочих городов «Анафоф» находился на час пути к северо-востоку от Иерусалима, на месте его в настоящее время мусульманская деревня Аната; с вершины холма, на которой расположена деревня, открывается широкий вид на Иорданскую долину и на заиорданские горы. «Aлмон», в настоящее время место развалины Альмит, в 20-ти минутах к северо-востоку от Анаты. Города, данные священникам, перечислены еще 1Пар.6:54–60.

Нав.21:20. И племенам сынов Каафовых, левитов, прочим из сынов Каафовых, по жребию их, достались города от колена Ефремова;

Нав.21:21. дали им город убежища для убийцы – Сихем и предместья его, на горе Ефремовой, Гезер и предместья его,

Нав.21:22. Кивцаим и предместья его, Беф-Орон и предместья его: четыре города;

Нав.21:23. от колена Данова: Елфеке и предместья его, Гиввефон и предместья его,

Нав.21:24. Аиалон и предместья его, Гаф-Риммон и предместья его: четыре города;

Нав.21:25. от половины колена Манассиина: Фаанах и предместья его, Гаф-Риммон и предместья его: два города.

Нав.21:26. Всех городов с предместьями их прочим племенам сынов Каафовых досталось десять.

Из 10-ти городов, полученных прочими родами поколения Каафа, 8 городов названы в предшествующих главах (Сихем, Нав.17:7; Гезер, Нав. 10:33; Беф-Орон – верхний (Нав. 10:10) или нижний (Нав.16:3); Елтеке и Гиввефон, Нав.19:44; Аилон, Нав.19:42; Гаф-Риммон, Нав.19:45; Фаанах, Нав.12:21). Из прочих двух – «Кивцаим» остается неизвестным по своему положению. Что касается «Гаф-Риммона», данного Каафитам от полуколена Манассиина, то это название одинаковое по нынешнему еврейскому тексту с тем, какое носил город Данова колена, названный в Нав.21:24, признается у комментаторов, следующих еврейскому тексту, вошедшим в него по ошибке древнего писца215. В 1Пар.6:70 второй город, данный от полуколена Манассиина Каафитам, носит название «Билеам», по славянской Библии "Иевлаам", согласно греческим спискам. Это последнее название совершенно одинаково с "Иевлаам" по славянской Библии, как назывался «Ивлеам» по еврейскому тексту, принадлежавший полуколену Манассиину (Нав. 17:11)216.

Нав.21:27. А сынам Гирсоновым, из племен левитских дали: от половины колена Манассиина город убежища для убийцы – Голан в Васане и предместья его, и Беештеру и предместья ее: два города;

Нав.21:28. от колена Иссахарова: Кишион и предместья его, Давраф и предместья его,

Нав.21:29. Иармуф и предместья его, Ен-Ганним и предместья его: четыре города;

Нав.21:30. от колена Асирова: Мишал и предместья его, Авдон и предместья его,

Нав.21:31. Хелкаф и предместья его, Рехов и предместья его: четыре города;

Нав.21:32. от колена Неффалимова город убежища для убийцы – Кедес в Галилее и предместья его, Хамоф-Дор и предместья его, Карфан и предместья его: три города.

Нав.21:33. Всех городов сынам Гирсоновым, по племенам их, досталось тринадцать городов с предместьями их.

Из «тринадцати» городов, данных поколению Гирсона, названия 9-ти городов ясно соответствуют указанным в предшествующих главах (Голан, Нав.20:8; Кишион, Нав.19:20; Давраф, Нав.19:12; Ен-Ганним, Нав.19:21; Мишал, Нав.19:26; Хелкаф, Нав.19:25; Рехов, Нав. 19:28; Кедес в Галилее, Нав. 19:37; Кедес и Хамоф-Дор, Хамаф Нав.19:35.). Прочие 4-е названия городов требуют объяснений. «Беештера» (Βοσορα, Βεεθαρα, «Веесфера́»; в переводе блаженного Иеронима Bosra) отличается некоторыми от Астарофа (Нав.9:10, 12:4), как носящего другое название (у LXX-ти Ασταρωθ – слав. "Астаро́ф") и признается именно за Бостру, бывший главный город Гаурана, находившийся, по Евсевию (Ασταρωθ), в 31 римских стадий (ок. 43 верст) на восток от Астарофа. У Евсевия «Веесфера́», соответствующая библейской Беештере, отличается также, как можно думать, от Астарофа. При всем этом отождествление Беештеры с Бострой подлежит сомнению ввиду того особенно, что в 1Пар.6:71, где перечисляются города, данные поколению Гирсона, вместо Беештеры поставлено в еврейском тексте название Аштароф, т.е., название, какое носила столица Васанского царя по указанию Нав. 9:10 и др. мест. Это, данное писателем кн. Паралипоменон, объяснение названия Беештеры должно, конечно, иметь большее значение, чем соображения, основывающиеся на древних переводах и осмотре местности. Беештера представляет, следовательно, несколько иное, но однородное по основе (имя богини Астарты), может быть, сокращенное (из слов бейт Аштера – дом Аштеры) название Астарова, который находился в пределах западно-иорданского колена Миниссиина, на месте нынешнего Тель-Аготер к северу от Иеромакса. «Иармуф» (Ρεμμαθ, Ιερμαθ, "Иермо́ф"), данный левитам от Иссахарова колена, представляет также иное несколько название того же города, который в Нав.19:21 указан под именем «Ремеф» (Ρεμμας, Ρεμαθ, "Рама́ф"). Основанием для такого отождествления служит явное сходство обоих названий, особенно по Ватиканскому списку, и то, что «Иармуф» и «Ремеф» в обоих местах библейского текста предшествуют названию города «Ен-Ганнима» – "Авдо́н" (Δαββων, Αβδων, "Авдо́н")217, данный Асировым коленом, не значатся в перечислении городов этого колена. Мнение некоторых из комментаторов, что «Авдо́ну» соответствует названный в Нав. 19:28 «Еврон», название которого вместо первоначального Авдон вошло в еврейский текст вследствие ошибки писца, не лишено основания; последнее состоит в том, что в 20 кодексах еврейского текста в Нав.19:28 читается Авдон218. Место Авдона в настоящее время указывается недалеко от берега Средиземного моря, верстах в 6-ти на восток от Ахзива (Нав. 19:29) в Абдэ, как называются развалины. «Карфан» (Θεμμων, Νοεμμων, "Ноеммо́н") неизвестен по своему положению.

Нав.21:34. Племенам сынов Мерариных, остальным левитам, дали: от колена Завулонова Иокнеам и предместья его, Карфу и предместья ее,

Нав.21:35. Димну и предместья ее, Нагалал и предместья его: четыре города;

Нав.21:36. [по ту сторону Иордана против Иерихона] от колена Рувимова [дан город убежища для убийцы] Бецер [в пустыне Мисор] и предместья его, Иааца и предместья ее,

Нав.21:37. Кедемоф и предместья его, Мефааф и предместья его: четыре города;

Нав.21:38. от колена Гадова: города убежища для убийцы – Рамоф в Галааде и предместья его, Маханаим и предместья его,

Нав.21:39. Есевон и предместья его, Иазер и предместья его: всех городов четыре.

Нав.21:40. Всех городов сынам Мерариным по племенам их, остальным племенам левитским, по жребию досталось двенадцать городов.

Из 12-ти городов, данных поколению Мерари, на западной и восточной сторонах Иордана, 10 городов названы в предшествующих главах (Иокнеам, Нав.12:22; Бецер, Нав.20:8; Иааца, Кедемоф, Мефааф, Нав. 13:18; Рамоф в Галааде, Нав. 20:8; Маханаим, Нав.13:26; Есевон, Нав.13:17 и Иазер, Нав. 13:25). Остальные два города «Карфа» и «Димна» неизвестны по своему положению. В Нав.21:36 слова в скобках «[По ту сторону Иордана против Иерихона... в пустыне Мисор]» не читаются в нынешнем еврейском тексте, в изданиях которого стихи Нав.21:36–37 опускаются или печатаются внизу под строкой. Но они находятся в переводе LXX-ти, в древнейших и позднейших его списках, на основании которых и переведены в славянской и русской Библии; в последней перевод следует тексту Александрийского списка. Что эти стихи находились первоначально в еврейск. тексте, это видно, кроме свидетельства перевода LXX-ти, из Нав.20:7, где говорится, что сыны Мерарины получили города от «колена Рувимова»; левитские города этого колена перечислены в указанных стихах.

Нав.21:42. При городах сих были при каждом городе предместья вокруг него: так было при всех городах сих.

[Когда Иисус кончил разделение земли по пределам ее, тогда сыны Израилевы дали часть Иисусу по повелению Господню, дали ему город, которого он просил, Фимнаф-Сару дали ему на горе Ефремовой, и построил Иисус город, которого просил, и жил в нем. И взял Иисус каменные ножи, которыми обрезал сынов Израилевых, родившихся на пути в пустыне, ибо они не были обрезаны в пустыне; и положил их в Фимнаф-Саре.]

Поставленные здесь в скобках слова «[когда Иисус кончил разделение земли... в Фимнаф-Саре]» не находятся в еврейском тексте, а читаются в переводе LXX-ти, по древнейшим и позднейшим его спискам. Первая половина их представляет повторение сказанного в Нав.19:49–50; вторая – дополнение, сделанное греческими переводчиками. Во времена Оригена эта вставка находилась уже в списках перевода LXX-ти, как видно из сохранившегося в некоторых из них особого знака (овела), указывавшего на отсутствие составляющих ее слов в еврейск. тексте. Возможность опущения этих слов в позднейших списках еврейск. текста устраняется тем, что их нет в сирском переводе219 и в переводе блаженного Иеронима. Подтверждение сведений о ножах обрезания, положенных Иисусом Навином в Фимнаф-Саре, через открытие, которое сделано было в гробнице Анбие (Нав.19:50), оказывается недействительным220; при отождествлении города Иисуса Навина с Кефар Хорес самая гробница его переносится в другое место и через это порывается связь с тем, что найдено было в гробнице Анбие. Ввиду этого приведенные слова перевода LXX-ти справедливо могут быть признаны за дополнение, сделанное греческими переводчиками на основании существовавшего в их время предания или сказания, которое они так высоко ставили, что присоединили в виде дополнения к библейскому тексту.

Нав.21:43. Таким образом отдал Господь Израилю всю землю, которую дать клялся отцам их, и они получили ее в наследие и поселились на ней.

Нав.21:44. И дал им Господь покой со всех сторон, как клялся отцам их, и никто из всех врагов их не устоял против них; всех врагов их предал Господь в руки их.

Нав.21:45. Не осталось неисполнившимся ни одно слово из всех добрых слов, которые Господь говорил дому Израилеву; все сбылось.

Изложение второй части книги Иисуса Навина заканчивается указанием на совершенное исполнение – со стороны Господа – данных Им израильскому народу обетований: народ вступил во владение Ханаанской землей, и никакой враг не выступал против его господства над ней. Если страна не была вполне очищена от прежних жителей и последние препятствовали новым владетелям пользоваться некоторыми участками, то Господь и не обещал немедленного истребления врагов (Исх.23:29–30, Втор. 7:22). Это очищение земли от оставшихся в ней ханаанитян должно было совершиться собственными усилиями народа при Божией помощи, которая всегда давалась, когда ее просили. Если этого не произошло, то причиной служило отсутствие не только общенародных усилий, но и усилий отдельных колен в деле изгнания ханаанитян из их уделов в то время, когда они были в состоянии сделать это (Нав. 17:13).

* * *

215

См., напр., Keil. Iosua, 167.

216

Названию Гаф-Риммон в Нав.21:25, в Александрийском и других списках соответствует Βαιθσα или Βαιθσαν (Ватиканский список Ιεβαθα), по славянской Библии "Вефса́н", как назывался город, принадлежавший также Манассиину полуколену (Нав 17.11). Но этот Вефсан не был левитским городом.

217

У LXX-ти это название передано в Ватиканском списке.

218

Keil. Iosua, 157. Нужно, однако, заметить, что Еврон у LXX-ти носит другие названия, отличные от тех, какими означен Авдон; он именно назван Ελβων, Αχραν. "Ахра́н" в древних списках.

219

Святая Земля, 2:317.

220

Там же, с. 323.


Комментарии для сайта Cackle