профессор Александр Павлович Лопухин

Толковая Библия
Толкование на Первую книгу Паралипоменон

Глава 15

1–29. Перенесение ковчега завета из дона Авведдара Гефянина на Сион.

Вместо краткого описания перенесена ковчега завета во 2Цар 6.11–23 автор кн. Паралипоменон предлагает подробный рассказ об этом событии. В состав его входят: 1) перечисление предварительных действий – устройства скинии (1Пар.15:1), совещания Давида со священниками и левитами (1Пар.15:2–16) и назначения некоторых из них для перенесения ковчега (1Пар.15:16–24); 2) описание самого акта перенесения (1Пар 15.251Пар 16.3) и первого торжественного богослужения пред ковчегом (1Пар 16.4–43), в состав которого входило исполнение особого песнопения, составленного самим Давидом.

1Пар.15:1. И построил он себе домы в городе Давидовом, и приготовил место для ковчега Божия, и устроил для него скинию.

Автор не разъясняет, что это за домы, построенные Давидом. Предполагают, что они назначались для его жен (1Пар 14.3). Так как скиния Моисеева находилась в Гаваоне (1Пар 16.39, 21.29) и по особым соображениям Давида не была перенесена им на Сион то очевидно, что здесь была выстроена по образцу ее новая.

1Пар.15:2. Тогда сказал Давид: никто не должен носить ковчега Божия, кроме левитов, потому что их избрал Господь на то, чтобы носить ковчег Божий и служить Ему во веки.

Объясняя смерть Озы (1Пар 13.10) неисполнением закона о ношении скинии и ее принадлежностей левитами (1Пар.15:13), Давид издает теперь соответствующее постановлениям Моисея распоряжение (Чис 4.15).

1Пар.15:3. И собрал Давид всех Израильтян в Иерусалим, чтобы внести ковчег Господень на место его, которое он для него приготовил.

Израильтяне, не весь народ, но его представители старейшины и тысяченачальники (1Пар.15:25), только присутствовали при перенесении ковчега завета, но не принимали в нем непосредственного участия; это было делом левитов и священников, о созвании которых и идет речь ниже.

1Пар.15:4. И созвал Давид сыновей Аароновых и левитов:

1Пар.15:5. из сыновей Каафовых, Уриила начальника и братьев его – сто двадцать человек;

1Пар.15:6. из сыновей Мерариных, Асаию начальника и братьев его – двести двадцать человек;

1Пар.15:7. из сыновей Гирсоновых, Иоиля начальника и братьев его – сто тридцать человек;

1Пар.15:8. из сыновей Елисафановых, Шемаию начальника и братьев его – двести;

1Пар.15:9. из сыновей Хевроновых, Елиела начальника и братьев его – восемьдесят;

1Пар.15:10. из сыновей Уззииловых, Аминадава начальника и братьев его – сто двенадцать.

Решив перенести ковчег завета согласно с предписаниями закона Моисеева, Давид приглашает для этого дела те левитские поколения, которые по указанию Моисея обязаны были переносить скинию и ее принадлежности. Именно поколение Каафа с его представителем Уриилом (1Пар 6.24), на котором лежало приготовление к перенесению и само перенесение принадлежностей святилища (Чис 4.4–15); род Мерари во главе с Асаией (1Пар 6.30), обязанный переносить брусья скинии, подножия для них – шесты и т.п. (Чис 4.31–32), и наконец, потомков Гирсона, с их главою Иоилем (1Пар 6.28), переносивших покровы скинии, завесы и т.п. (Чис 4.25–26). К ним Давид присоединяет еще левитов из трех других происшедших от Каафа поколений: Елисафана, внука Каафа (1Пар 6.22), Хеврона, третьего сына Каафа (1Пар 6.18), и Узиила, четвертого его сына (1Пар 6.18). Для перенесения ковчега завета собираются, таким образом, четыре рода каафитов (ст. 5, 8–10) и по одному роду потомков Мерари и Гирсона.

1Пар.15:11. И призвал Давид священников: Садока и Авиафара, и левитов: Уриила, Асаию, Иоиля, Шемаию, Елиела и Аминадава,

1Пар.15:12. и сказал им: вы, начальники родов левитских, освятитесь сами и братья ваши, и принесите ковчег Господа Бога Израилева на место, которое я приготовил для него;

Перенесение ковчега завета – места пребывания самого Бога (Исх 25.22), требовало от левитов и священников чистоты, между прочим, измовения одежд (Исх 19.10, 15; 2Пар 30.3).

1Пар.15:13. ибо как прежде не вы это делали, то Господь Бог наш поразил нас за то, что мы не взыскали Его, как должно.

См. примеч. к 1Пар.15:2.

1Пар.15:17. И поставили левиты Емана, сына Иоилева, и из братьев его, Асафа, сына Верехиина, а из сыновей Мерариных, братьев их, Ефана, сына Кушаии;

См. 1Пар 6.33, 39, 44.

1Пар.15:18. и с ними братьев их второстепенных: Захарию, Бена, Иаазиила, Шемирамофа, Иехиила, Унния, Елиава, Ванею, Маасея, Маттафию, Елифлеуя, Микнея и Овед-Едома и Иеиела, привратников.

Иаазиил ­­ Азиил 1Пар.15:20, Иеиел 1Пар 16.5.

1Пар.15:19. Еман, Асаф и Ефан играли громко на медных кимвалах,

1Пар.15:20. а Захария, Азиил, Шемирамоф, Иехиил, Унний, Елиав, Маасей и Ванея – на псалтирях, тонким голосом.

1Пар.15:21. Маттафия же, Елифлеуй, Микней, Овед-Едом, Иеиел и Азазия – на цитрах, чтобы делать начало.

Разделение вышеупомянутых лиц (1Пар.15:17–18) на три хора сообразно с теми музыкальными инструментами, на которых они играли. Второй хор играл »на псалтирях тонким голосом«, буквально с еврейского («алаламот») «по-девичьи», девичьим, тонкий голосом – дискантом или альтом. Третий хор – «на цитрах, чтобы делать начало» – «ал-гашшеминит» – «на восьмой, последней и самой грубой струне», т.е. самым низким голосом.

1Пар.15:22. А Хенания, начальник левитов, был учитель пения, потому что был искусен в нем.

«Хенания – был учителем пения» – чтение LXX. Из дальнейшего рассказа не видно, чтобы перенесение ковчега завета сопровождалось пением. Поэтому некоторые (проф. Гуляев) все данное место переводят так: «Хенания был начальником левитов в этом деле. Он начинал музыку, потому что был искусен». Другие (Цоклер) присваивают ему роль главного руководителя всей процессией перенесения ковчега завета.

1Пар.15:23. Верехия и Елкана были придверниками у ковчега.

Так как при перенесении ковчега не было нужды в привратниках, не чувствовалось необходимости в них и при постановке его на место, то предполагают, что термин «привратник» имеет в данном, а равно и в следующем стихе какое-нибудь особое значение. Не открывали ли двое из них шествие и двое не замыкали ли?

1Пар.15:24. Шевания, Иосафат, Нафанаил, Амасай, Захария, Ванея и Елиезер, священники, трубили трубами пред ковчегом Божиим. Овед-Едом и Иехия были придверниками у ковчега.

Распоряжение трубить в трубы сделано, очевидно, во исполнение предписания Чис 10.10.

1Пар.15:26. И когда Бог помог левитам, несшим ковчег завета Господня, тогда закололи в жертву семь тельцов и семь овнов.

Выражение «помог» едва ли указывает на успех в начале процессии. Противополагая второе перенесение ковчега первому, как видно из 1Пар.13:, неудавшемуся, автор хочет указать словом «помог» на благополучный его исход, окончание. В таком случае и жертвоприношение, о котором идет в настоящем случае речь, имело место в конце перенесения. С этой стороны повествование кн. Паралипоменон отличается от рассказа кн. Царств. По словам последней, через каждые шесть шагов приносился в жертву вол и телец (2Цар 6.13). Но если трудно предположить, чтобы при громадном стечении народа возможно было рассчитать столь небольшое количество шагов, то естественнее будет считать вероятность сообщения на стороне кн. Паралипоменон. Отмечаемое в ней семеричное число жертвоприношения указывает на особенную торжественность.

1Пар.15:27. Давид был одет в виссонную одежду, а также и все левиты, несшие ковчег, и певцы, и Хенания начальник музыкантов и певцов. На Давиде же был еще льняной ефод.

Автор опускает показание 2Цар 6.14, что Давид «прыгал» перед ковчегом завета, но, как видно из 1Пар.15:29, этот факт ему известен. Опуская показание кн. Царств, он восполняет ее рассказ упоминанием, что Давид и все левиты были одеты в виссонную одежду, точнее в меип. Так как меип был одеждой священников (Исх 28.31), то это замечание указывает, что вся процессия носила церковно-богослужебный характер.


Комментарии для сайта Cackle