профессор Александр Павлович Лопухин

Псалом 115

В сильном смущении от тяжелых обстоятельств, я сказал, что человек – ложь (1–2), а потому прибегал только к Твоей, Господи, помощи. Что я могу воздать Тебе за твои благодеяния? Буду возносить Тебе возлияния и исполнять свои обеты (3–5). Смерть святых дорога пред Тобою. Ты разрешил мои узы, избавил от гибели, за что я буду восхвалять Тебя в дому Господнем (6–10).

Пс.115:1. Я веровал, и потому говорил: я сильно сокрушен.

Пс.115:2. Я сказал в опрометчивости моей: всякий человек ложь.

Жалоба писателя на свое сокрушение пред Господом служит показателем его глубокой веры. В своей «опрометчивости» (точнее передать – в исступлении), в тяжелых стеснительных обстоятельствах своей жизни, когда он не видел ниоткуда помощи, но встречал только противодействие и обманы со стороны людей, он сказал, что «всякий человек ложь», т. е. что надежда на помощь человека не только обманчива, но что люди и живут даже намеренными и сознательными обманами других. Очень может быть, что писатель здесь делает намек на интриги самарян пред персидским двором. Эта беспомощность писателя своими силами выйти из тяжелых обстоятельств вызвала в нем молитвенное обращение к Богу за помощью, являясь выражением его веры, что только один Господь истинен и только в Нем одном можно найти защиту.

Пс.115:4. Чашу спасения прииму и имя Господне призову.

"Чаша спасения" – благодарственная чаша, которую евреи выпивали на пасхальной вечери (тогда пили три чаши: чашу горечи, чашу веселья и чашу благословения). Здесь разумеется не пасхальная чаша благословения, т. е. не отнесение воздаяния благодарения Господу до праздника Пасхи, а назначение особой благодарственной чаши сейчас, наподобие той, какая выпивалась на Пасху.

Пс.115:6. Дорога́ в очах Господних смерть святых Его!

«Дорога́ в очах Господних смерть святых Его!» Господь дорожит смертью святых, посылает ее тогда, когда это нужно, а потому избавляет праведников от тяжелого и, по-видимому, безвыходного положения, в которое они попадают (Пс. 114:3). Таков смысл этого выражения по контексту речи и по параллели с Пс.114. С этим не стоит в противоречии и обычное понимание, что Господь любит праведников и дорожит ими при их смерти, т. е. Господь по смерти принимает праведников к Себе и награждает их. Здесь тогда заключается ясное учение о загробном мздовоздаянии и бессмертии человеческой души.


Вам может быть интересно:

1. Толкование на сто пятьдесят псалмов – Изъяснение псалма 115-го. блаженный Феодорит Кирский

2. Толкование на Псалмы – Псалом 115 епископ Палладий (Пьянков)

3. Толковая Псалтирь – Псалом 115 Евфи́мий Зигавинос (Зигабе́н)

4. Толкование на книгу притчей Соломоновых – Глава 11 профессор Александр Павлович Лопухин

5. Толкование на псалмы святитель Афанасий Великий

6. Беседы на Псалмы – Беседа 26 на псалом 115 святитель Иоанн Златоуст

7. Объяснение священной книги псалмов – Псалом 115 протоиерей Григорий Разумовский

8. Толкование на Послание к Римлянам святого апостола Павла – Глава шестая Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский

9. Открытость Антоний, митрополит Су́рожский

10. Сектантство в Православии и Православие в сектантстве архиепископ Иоанн (Шаховской)

Комментарии для сайта Cackle