Источник

Псалом 3

Кроме указания на автора псалма, в надписании говорится о поводе и времени написания последнего, именно – во время бегства Давида от Авессалома.

Изображаемое в псалме внешнее и внутреннее состояние Давида настолько отвечает его положению во время гонений от Авессалома, что вполне отвечает и согласуется с приведенным в надписании указанием времени происхождения псалма. Точно указать, в какой момент был написан этот псалом нельзя, но можно думать, что уже после бегства его из Иерусалима, когда с Давидом была только небольшая группа преданных ему лиц, на стороне же врагов была громадная масса, энергично преследовавшая Давида, так что, по-видимому, нельзя было ожидать спасения для него (Пс.3:3), и он сам опасался за свою жизнь (Пс.3:6).

В первой части псалма Давид (2–3) говорит о степени опасности для него от множества врагов, во второй (4–9) выражает свою веру в Бога и уверенность в получении спасения для себя и достойной кары врагов.

Пс.3:2. Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня;

Пс.3:3. многие говорят душе моей: «нет ему спасения в Боге».

«Как умножились враги мои!», выражение страха Давида пред возраставшим количеством его врагов. – «Говорят душе моей» – говорят о моей жизни, судьбе, сомневаются в возможности спасения для Давида, ввиду видимой его беззащитности и безвыходности положения.

Пс.3:4. Но Ты, Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою.

Пс.3:5. Гласом моим взываю к Господу, и Он слышит меня со святой горы Своей.

Предшествующая жизнь Давида, полная превратностей и многочисленных войн, наглядно убеждала его в том, что истинным его заступником, доставившим ему славу и победы, был и есть Бог, к Которому он обращается и в настоящем положении.

Пс.3:6. Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня.

Пс.3:7. Не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня.

В том факте, что Давид, отовсюду окруженный врагами и с минуты на минуту ждавший своей гибели, однако ж «ложится, спит и встает» живым, он видит непосредственную божественную помощь, Его заступничество («ибо Господь защищает меня»), почему уже перестает бояться преследующих и отовсюду окруживших его врагов, и характер его молитвы к Богу изменяется, из скорбной переходит в торжественный гимн.

Это спасение Давида было следствием отвержения Авессаломом совета Ахитофела, предлагавшего немедленное преследование Давида, и принятия предложения Хусия о медленности и осторожности действий, давшего возможность Давиду переправиться за Иордан и избежать близкой опасности. В этом Давид видит помощь от Бога.

Пс.3:8. Восстань, Господи! спаси меня, Боже мой! ибо Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих; сокрушаешь зубы нечестивых.

Пс.3:9. От Господа спасение. Над народом Твоим благословение Твое.

«Восстань». Давид молит Бога не только о своем спасении, но и о каре врагам; «зубы» у животных – их сила; зубы врагов – вся сила врагов. Давид уверен в неизбежной каре врагов, которых он видит как бы уже наказанными, за праведников же он молит о милости пред Богом.

Этот псалом – первый из так называемого шестопсалмия, входящего в состав утрени. Последняя же своим назначением имеет – воздать Богу благодарение за сохранение жизни в истекшую ночь с молитвой о ниспослании благополучия в наступающем дне, с чем в согласии стоит этот псалом («ложусь я, сплю и встаю»; «Восстань, Господи! спаси меня»).


Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т. / Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009. / Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с. / Псалтирь. 190-536 с.

Комментарии для сайта Cackle