Глава 29
1–7. Против разных видов нравственной нечувствительности и ожесточенности. 8–11. Против страсти к раздорам, кровожадности и гневливости. 12–17. Увещание правителям к справедливому и милостивому правлению, а воспитателям – к серьезному и строгому воспитанию детей. 18–23. Против беззакония, необузданности, гневливости и высокомерия. 24–27. Против общения с нечестивыми в их преступлениях, против человекоугодничества: поучение страху Божию и благочестию.
Притч.29:1. Человек, который, будучи обличаем, ожесточает выю свою, внезапно сокрушится, и не будет ему исцеления.
Притч.29:2. Когда умножаются праведники, веселится народ, а когда господствует нечестивый, народ стенает.
Притч.29:3. Человек, любящий мудрость, радует отца своего; а кто знается с блудницами, тот расточает имение.
Притч.29:4. Царь правосудием утверждает землю, а любящий подарки разоряет ее.
Притч.29:5. Человек, льстящий другу своему, расстилает сеть ногам его.
Притч.29:6. В грехе злого человека – сеть для него, а праведник веселится и радуется.
Притч.29:7. Праведник тщательно вникает в тяжбу бедных, а нечестивый не разбирает дела.
В ст. 1 осуждается глубокая нераскаянность человека, не внимающего никаким вразумлениям откуда бы ни исходили призывы к исправлению: это так часто обличаемая в Пятикнижии, «жестоковыйность» (Исх 32.9, 33.3, 34.9; Втор 9.6, 31.27 и др.), ср. Притч 28.14. Ст. 2 сн. Притч 28.12, 28. Ст. 3 сн. Притч 6.26, 28.7. В ст. 4–7 проявлением нравственного огрубения представляется в особенности неправосудие (ст. 4, 7) и лесть (ст. 5).
Притч.29:8. Люди развратные возмущают город, а мудрые утишают мятеж.
Притч.29:9. Умный человек, судясь с человеком глупым, сердится ли, смеется ли, – не имеет покоя.
Притч.29:10. Кровожадные люди ненавидят непорочного, а праведные заботятся о его жизни.
Притч.29:11. Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его.
Здесь идет речь об обнаружениях греховности и злобы человеческой в жизни.
Притч.29:12. Если правитель слушает ложные речи, то и все служащие у него нечестивы.
Притч.29:13. Бедный и лихоимец встречаются друг с другом; но свет глазам того и другого дает Господь.
Притч.29:14. Если царь судит бедных по правде, то престол его навсегда утвердится.
Притч.29:15. Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери.
Притч.29:16. При умножении нечестивых умножается беззаконие; но праведники увидят падение их.
Притч.29:17. Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей.
В ст. 12–14 продолжается изображение явлений социальной и, отчасти, политической жизни, а в ст. 15 и 17 говорится о необходимости здравого охранения и надлежащей постановки и самого основания общественной жизни – воспитания детей (ср. Притч 23.13).
Притч.29:18. Без откровения свыше народ необуздан, а соблюдающий закон блажен.
Притч.29:19. Словами не научится раб, потому что, хотя он понимает их, но не слушается.
Притч.29:20. Видал ли ты человека опрометчивого в словах своих? на глупого больше надежды, нежели на него.
Притч.29:21. Если с детства воспитывать раба в неге, то впоследствии он захочет быть сыном.
Притч.29:22. Человек гневливый заводит ссору, и вспыльчивый много грешит.
Притч.29:23. Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь.
Ст. 18 утверждает необходимость живого пророческого слова в разъяснении и охранении закона; бедность такого слова, а тем более полное отсутствие его в известные времена (ср. 1Цар 3.1; Ос 3.4; Ам 8.12; Пс 73.9) сопровождается упадком истинной религии и нравственности в народе (ср. Исх 32.25). Ст. 19 заключает приложение ветхозаветной педагогики с ее физическими мерами воздействия к системе отношений господ к рабам. Ст. 20, сн. Притч 26.12. Ст. 21 дополняет мысль ст. 19, ср. Сир 33.21. Ст. 22 сн. Притч 15.18. Ст. 23 сн. Притч 15.33, 16.18.
Притч.29:24. Кто делится с вором, тот ненавидит душу свою; слышит он проклятие, но не объявляет о том.
Притч.29:25. Боязнь пред людьми ставит сеть; а надеющийся на Господа будет безопасен.
Притч.29:26. Многие ищут благосклонного лица правителя, но судьба человека – от Господа.
Притч.29:27. Мерзость для праведников – человек неправедный, и мерзость для нечестивого – идущий прямым путем.
Воспроизводя и углубляя требования закона, Премудрый внушает (ст. 24) слушателям своим всячески избегать какого-либо сообщества с нечестивыми в их преступлениях, даже простым сокрытием последних (ср. Лев.5:1). К такому сокрытию может побуждать человека человекоугодничество и страх перед людьми (ст. 25); но для человека верующего и благочестивого, по учению Премудрого, выше всего должно стоять чувство страха Божия (ст. 25а), и лишь у Бога, как всеправедного Судьи, человек должен искать истины и правды (ст. 26). Заканчивается глава (XXIX), а вместе и вся группа Притчей в гл. XXV-XXIX, мыслью о глубокой нравственной противоположности и полной разъединенности и отчуждении праведников и нечестивых (ст. 27, сн. Притч 11.20, 28.4).