профессор Александр Павлович Лопухин

Толковая Библия
Толкование на книгу Екклесиаста, или Проповедника

Глава 4

1. Печальные явления в жизни людей. 2–3. Притеснения. 4–6. Зависть и беспокойство. 7–12. Одиночество и скупость. 13–16. Непрочность человеческой привязанности. 17. Поведение богобоязненного человека.

В предшествующих главах, доказывая суетность человеческой жизни, Екклезиаст исходил, главным образом, из общих оснований. Теперь он подтверждает свою мысль на частных фактах, делающих счастье человека неустойчивым, временным, случайным.

Еккл.4:1. И обратил­ся я и увидел всякие угнете­ния, какие делают­ся под солнцем: и вот слезы угнетен­ных, а утешителя у них нет; и в руке угнета­ю­щих их – сила, а утешителя у них нет.

Еккл.4:2. И ублажил я мертвых, которые давно умерли, более живых, которые живут доселе;

Еккл.4:3. а блажен­нее их обо­их тот, кто еще не суще­с­т­вовал, кто не видал злых дел, какие делают­ся под солнцем.

Насилие, угнетение сильных и богатых над слабыми и бедными до такой степени проникли во все общество и заразили весь общественный строй, что нравственно чуткий и впечатлительный Екклезиаст почувствовал отвращение к жизни и счел мертвых более счастливыми, чем живых, и еще более счастливыми тех, кто никогда не существовал и не был свидетелем злых дел на земле. Екклезиаст, конечно, не возводит в принцип превосходство небытия над бытием, но, подавленный созерцанием нравственного зла, изливает лишь свои чувства глубокого негодования и отвращения, подобно Иову (Иов 3.10–13) и Иеремии (Иер 20.18). В другом месте, спокойно рассуждая, он говорит, напротив, что лучше псу живому, чем мертвому льву (Еккл 9.4).

Еккл.4:4. Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах про­изводят взаимную между людьми зависть. И это – суета и томле­ние духа!

Еккл.4:5. Глупый сидит, сложив свои руки, и съедает плоть свою.

Еккл.4:6. Лучше горсть с по­коем, нежели при­горшни с трудом и томле­нием духа.

Еккл.4:7. И обратил­ся я и увидел еще суету под солнцем;

Еккл.4:8.  человек одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата нет у него; а всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщает­ся богат­с­т­во­м. «Для кого же я тружусь и лишаю душу мою блага?» И это – суета и недоброе дело!

Еккл.4:9. Дво­им лучше, нежели одному; по­тому что у них есть доброе воз­награжде­ние в труде их:

Еккл.4:10. ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его.

Еккл.4:11. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться?

Еккл.4:12. И если станет пре­одоле­вать кто-либо одного, то двое устоят про­тив него: и нитка, втрое скручен­ная, нескоро по­рвет­ся.

Екклезиаст отмечает новую черту в современном ему обществе, разрушающую человеческое благополучие, именно – внутреннее обособление людей, их нравственное разъединение. Человек богат, но он одинок; нет у него «другого», т. е. искреннего друга, ни сына, ни брата. Он не знает, для кого он трудится и лишает себя благ. А, между тем, жизнь вдвоем имеет много преимуществ, так как дает каждому нравственную и материальную поддержку.

Еккл.4:13. Лучше бедный, но умный юноша, нежели старый, но нера­зу­мный царь, который не умеет при­нимать советы;

Еккл.4:14. ибо тот из темницы выйдет на цар­с­т­во­, хотя родил­ся в царстве своем бедным.

Еккл.4:15. Видел я всех живущих, которые ходят под солнцем, с этим другим юношею, который займет место того.

Еккл.4:16. Не было числа всему народу, который был перед­ ним, хотя по­здней­шие не по­радуют­ся им. И это – суета и томле­ние духа!

Екклезиаст приводит случай, доказывающий изменчивость и непостоянство человеческого счастья. Бедный, но умный юноша занимает место неразумного царя, не умеющего принимать советы. Все переходят на сторону юноши, но, увы, последующее поколение будет холодно и равнодушно к нему. «Лучше (tob) бедный, но умный юноша». Слово tob следует понимать в смысле «счастливее». Но это счастье непродолжительно. Оно – суета и погоня за ветром. Многие комментаторы видели в этих стихах намек на определенные исторические лица: одни – на Иосифа, другие – на Саула и Давида, третьи – на Иеровоама и Равоама и т. п. Но, вероятнее всего, Екклезиаст имел здесь в виду просто возможный случай, чтобы сильнее показать превратность человеческого счастья.

Еккл.4:17. Наблюдай за ногою твоею, когда идешь в дом Божий, и будь готов более к слушанию, нежели к жертвоприноше­нию; ибо они не думают, что худо делают.

До сих пор Екклезиаст рассуждал, знакомил читателя со своими наблюдениями и выводами; теперь он обращается к нему с положительными советами и увещаниями применительно к высказанным ранее положениям. Он подробно описывает настроение человека, ищущего счастья в добром труде и чистых радостях. Такой человек должен тщательно следить за собой во время богослужения, избегая всего, что может нарушить благочестивое расположение духа, сообразуя с ним даже свое внешнее поведение. Его благочестие должно выражаться не столько в механических жертвоприношениях без веры и покаяния, сколько в благоговейном слушании и исполнении слова Божия. «Ибо они не думают, что худо делают.» Екклезиаст говорит о своих современниках, жертвы которых, чуждые веры и благоговения, были «мерзостью пред Господом» (ср. Притч 21.27).


Комментарии для сайта Cackle