профессор Александр Павлович Лопухин

Толковая Библия
Толкование на книгу пророка Исаии

Глава 62

1–5. Промыслительные заботы Мессии о водворении в Его церкви света правды и ее высшем прославлении. 6–7. Призвание к той же деятельности и особых священных стражей. 8–12. Особенная охрана Богом интересов и благополучия Его народа.

Глава эта, по общему мнению ее истолкователей, является естественным продолжением предыдущей и, подобно ей, говорит о славных судьбах новозаветной церкви, честнее – об особом Божественном промышлении и охране ее. Еще ближе со стороны своего содержания и самого изложения она примыкает к 54 гл. Исаии. Лицом, говорящим через пророка, здесь, как и раньше, выступает все тот же Воплощенный Господь, Мессия-Христос. Впрочем, существует еще и такой взгляд, что здесь объединены речи трех лиц: в первом отделе – самого пророка (1–5 ст.); во втором – Сына Божия (6–10), и в третьем – Господа-Вседержителя (11–12).

Ис.62:1. Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь, доколе не взойдет, как свет, правда его и спасе­ние его – как горящий светильник.:

«Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь». Т. е. не прекращу Своих спасительно-промыслительных забот о духовном Сионе, пока не достигну цели своей деятельности – его просвещения, оправдания и спасения – говорит, устами пророка Мессия – Основатель новозаветной церкви (сравни подобные же параллели – Ис.42:14; Ис.57:11). "Сион" и «Иерусалим» употреблены, очевидно, как синонимы, что, вообще, обычно для пророка Исаии (Ис.2:3; Ис.4:3–4; Ис.31:4–5; Ис.40:9; Ис.41:27; Ис.52 и др.), точно так же, как "Иаков" и "Израиль".

Ис.62:2. И увидят народы правду твою и все цари – славу твою, и назовут тебя новым именем, которое нарекут уста Го­с­по­да.:

«И назовут тебя новым именем». По свойству еврейского мировоззрения, "имя" – это самая сущность предмета; отсюда перемена имени отдельного ли человека, или целого народа – это крупнейшая перемена во всей их судьбе. Приурочивая эту перемену к самому Иерусалиму, мы, основываясь на контексте, можем догадываться, что его новое имя это – «город Господа, Сион святого Израилева» (Ис.60:14). Относя же ее ко всему Израилю, или, собственно к христианам, как его духовному потомству, мы должны будем счесть за такое новое имя название его «народом святым» (Ис.62:12), что вполне согласно и с новозаветными свидетельствами (Рим.1:7; 1Кор.1:2).

Ис.62:3. И будешь венцом славы в руке Го­с­по­да и царскою диадемою на длани Бога твоего.:

«И будешь венцом славы.., и царскою диадемою». Как венец славы, венчавший голову победителя на олимпийских играх, так и драгоценная диадема, украшающая голову царя, – все это выразительные образы для более наглядного и сильного представления о той высокой чести, которой прославит Господь новооснованную Им церковь (ср. Ис.60:21; Ис.61:3).

Ис.62:4. Не будут уже назы­вать тебя «оставлен­ным», и землю твою не будут более назы­вать «пустынею», но будут назы­вать тебя: «Мое благо­воле­ние к нему», а землю твою – «замужнею», ибо Го­с­по­дь благо­волит к тебе, и земля твоя сочетает­ся.:

Ис.62:5. Как юноша сочетает­ся с девою, так сочетают­ся с тобою сыновья твои; и как же­них радует­ся о невесте, так будет радо­ваться о тебе Бог твой.:

Сравнения и образы, данные в этик стихах, более подробно раскрыты были пророком Исаией раньше (Ис.54:4–8), где они нами и прокомментированы.

Общий смысл их тот, что если прежде плотской Израиль (церковь ветхозаветная) расторг свой брачный союз с Господом и потому был как бы покинут Им, то теперь духовный Израиль (церковь новозаветная) своим искренним обращением к Богу снова привлек к себе благоволение своего Господа, восстановил и на век упрочил этот союз. Заслуживает внимания, что перемена в положении Израиля запечатлена здесь и соответствующей переменой имени: раньше он называется «оставленным», по-еврейски הכיצע (Azuva), а затем переименовывается в הכיצמה (Hephzi-bah), что значит «пользующаяся благоволением». Любопытно отметить, что подобные имена, действительно, были в употреблении у евреев: Азувой, напр., звали мать иудейского царя Иосафата (3Цар.22:42), а Хефцибой – мать иудейского же царя Манассии (4Цар.21:1).

Ис.62:6. На стенах тво­их, Иерусалим, Я по­ставил сторожей, которые не будут умолкать ни днем, ни ночью. О, вы, напомина­ю­щие о Го­с­по­де! не умолкайте, –:

Ис.62:7. не умолкайте пред Ним, доколе Он не восстановит и доколе не сделает Иерусалима славою на земле.:

Мессия не только Сам будет неумолчно и неустанно осуществлять высокие задачи Своего мессианского служения, но призовет к тому же и целый ряд специальных "стражей", т. е. сотрудников в лице апостолов, учеников и всей, вообще, новозаветной иерархии. Самый же образ этого «Великого Благовестника» и роль "стражей" при Нем раскрыты пророком Исаией и нами изъяснены раньше (Ис.52:7–8 ст.).

Ис.62:8. Го­с­по­дь по­клял­ся десницею Своею и крепкою мышцею Своею: не дам зерна твоего более в пищу врагам тво­им, и сыновья чужих не будут пить вина твоего, над которым ты трудил­ся;:

«Не дам зерна твоего более в пищу врагам твоим, и сыновья чужих не будут пить вина твоею, над которым ты трудился.» «Очевидно, что пророк указывает на отмену наказаний, назначенных Израилю за отступничество во Второзаконии Втор.28:33: «плоды земли твоей и все труды твои будет есть народ, которого ты не знал»; «виноградники будешь садить и возделывать, а вина не будешь пить» (Втор.28:39). Все это и совершалось неоднократно над Израилем и Палестиной во время нашествия войск ассирийских, вавилонских, египетских, сирийских и римских Но при наступлении новой эры, нового царства, новой жизни ветхозаветные наказания отменяются, ибо самое царство нового Израиля получает новое значение и объемлет всю землю, дарованную Господом человеку (Властов. Цит. сочин. 357 с.).

Ис.62:9. но собира­ю­щие его будут есть его и славить Го­с­по­да, и обира­ю­щие виноград будут пить вино его во дворах святилища Моего.:

«Но собирающие будут есть... пить вино его во дворах святилища Моего.» Господь не даст пшеницы Сиона врагам его и вина его – для пития чужим; пшеницей и вином Сиона будут пользоваться лишь граждане его, славящие Господа. Под пшеницей и вином Сиона, т. е. церкви, согласно блаженному Иерониму, здесь разумеются тело и кровь Христовы, от которых приобщаются лишь принадлежащие к церкви (ср. Ин.6:55; – Комм. СПб. Академии. с. 901–902).

«Во дворах святилища Моего». Прибавка эта, ведущая мысль к одному из определенных ветхозаветных узаконений (Втор.14:22–24), подтверждает вышеприведенную догадку блаженного Иеронима об особом, символическо-священном характере тех даров земли, о которых здесь говорится.

Ис.62:10. Проходи́те, про­ходи́те в ворота, при­готовляйте путь народу! Ровняйте, ровняйте дорогу, убирайте камни, поднимите знамя для народов!:

«Проходите, проходите в ворота, приготовляйте путь народу! Равняйте, равняйте дорогу, убирайте камни». В этой поэтической картине пророк рисует пред нами образ восстановленного города Иерусалима, как центра обновленного Сиона, с широко распахнутыми его вратами, для свободного пропуска густых масс народа. Чтобы не было беспорядка, неудобств и тесноты, Сам Мессия выступает здесь как бы в роли церемониймейстера, устанавливает порядок, ограждает безопасность и создает удобства пути. Прежде всего, Он приглашает пройти в ворота города самих "стражей" его, т. е. Его апостолов и учеников, главных сподвижников и сотрудников Господа, в деле основания и распространения Его церкви. Затем Он дает им поручение заняться подготовкой пути для беспрепятственного следования в ограду новозаветной церкви широких масс народа. Аналогичный с этим возглас «приготовьте путь Господу» (Ис.40:3) уже встречался нам у пророка Исаии, и был там обстоятельно раскрыт.

«Поднимите знамя для народов.» В качестве комментария этих слов могут служить две следующих параллели из того же пророка: «И поднимет знамя народам дальним и даст знак живущему на краю земли, – и вот он легко и скоро придет» (Ис.5:26). И еще: «и поднимет знамя язычникам и соберет изгнанников Израиля, рассеянных Иудеев созовет – от четырех концов земли» (Ис.11:12). «Так говорит Господь-Бог: вот, Я подниму руку Мою к народам, и выставлю знамя Мое племенам» (Ис.49:22). Образ взят, очевидно, от войскового знамени, уцелевшего во время битвы, после которой оно высоко поднимается и собирает вокруг себя всех рассеянных членов полка. В прообразовательном смысле таким знаменем новозаветной церкви служит Крест Христов – символ победы христианства над всеми его внешними и внутренними врагами. Моментом наиболее полного исторического осуществления этого пророчества в новозаветный период следует признать эпоху Константина Великого.

Ис.62:11. Вот, Го­с­по­дь объявляет до конца земли: скажите дщери Сиона: грядет Спаситель твой; награда Его с Ним и воз­даяние Его пред Ним.:

Заключительная речь Самого Господа.

«Скажите дщери Сиона», т. е. новозаветной церкви, которую в этом образе нарочито воспел псалмопевец (Пс.44:11–18).

«Грядет Спаситель твой». Пророк Захария приурочил это предсказание к своему специальному пророчеству о входе Господнем в Иерусалим (Зах.9:9; ср. Ис.40:10; Мф.21:5; Ин.12:15).

«Награда Его с Ним и воздаяние Его – пред Ним.» Слова эти представляют почти буквальное повторение 10 ст. 40 главы, где они и прокомментированы.

Ис.62:12. И назовут их народом святым, искуплен­ным от Го­с­по­да, а тебя назовут взыскан­ным городом, неоставлен­ным.:

Представляет собой общее заключение данной главы и повторение основной ее мысли, раскрытой в первом отделе 2–5 ст.



Источник: Профессор Московской Духовной Академии магистр богословия А. И. Покровский

Комментарии для сайта Cackle