профессор Александр Павлович Лопухин

Глава 21

1–7. Царь Седекия спрашивает Иеремию о судьбе Иудейского государства. Ответ Иеремии. 8–10. Совет Иеремии народу. 11–14. Увещание царскому дому.

Иер.21:1–7. Когда Навуходоносор осадил Иерусалим, царь Седекия послал спросить пророка Иеремию о судьбе города, говоря, что может быть Господь поможет иудеям. Иеремия говорит, что Бог не только не поможет, а Сам будет воевать против иудеев и предаст и самого царя и всех, кто останется в живых, в руки Навуходоносора.

Иер.21:1. Слово, которое было к Иеремии от Го­с­по­да, когда царь Седекия при­слал к нему Пасхора, сына Молхиина, и Софонию, сына Маасеи священ­ника, ска­за­ть ему:

Иер.21:2. «вопроси о нас Го­с­по­да, ибо Навуходоносор, царь Вавилонский, воюет про­тив нас; может быть, Го­с­по­дь сотворит с нами что-либо такое, как все чудеса Его, чтобы тот отступил от нас».

Седекия, очевидно, полагал, что Господь может ответить ему то же, что в подобном случае ответил царю Езекии (4Цар 19.2 и сл.). Но Седекия, конечно, не заслуживал милости Божией (ср. Иер 37.1 сл.; 4Цар 24.19 и сл.). – Собственно осада еще не началась – ожидались схватки с врагами вне города (ст. 4).

Иер.21:3. И сказал им Иеремия: так скажите Седекии:

Иер.21:4. так говорит Го­с­по­дь, Бог Израилев: вот, Я обращу назад во­инские орудия, которые в руках ваших, которыми вы сражаетесь с царем Вавилонским и с Халдеями, осажда­ю­щими вас вне стены, и соберу оные по­среди города сего;

Отряды иудейские, находящиеся вне города, все скроются за его стенами.

Иер.21:8. И народу сему скажи: так говорит Го­с­по­дь: вот, Я пред­лагаю вам путь жизни и путь смерти:

Иер.21:9. кто останет­ся в этом городе, тот умрет от меча и голода и моровой язвы; а кто выйдет и пред­аст­ся Халдеям, осажда­ю­щим вас, тот будет жив, и душа его будет ему вместо добычи;

Иер.21:10. ибо Я обратил лице Мое про­тив города сего, говорит Го­с­по­дь, на зло, а не на добро; он будет пред­ан в руки царя Вавилонского, и тот сожжет его огнем.

Обращаясь теперь к народу, пророк советует тем, кто хочет спасти свою жизнь, сдаться халдеям.

Иер.21:11–14. Дому царскому, т. е. всем членам двора царского, которые ведают производством суда, Иеремия внушает, чтобы они производили суд по правде. Иначе Господь сокрушит Иерусалимские твердыни.

Иер.21:13. Вот, Я – против тебя, жи­тель­ница долины, скала равнины, говорит Го­с­по­дь, – против вас, которые говорите: «кто выступит про­тив нас и кто войдет в жилища наши?»

Иерусалим был окружен горами, но и сам он на долине Иерусалимской выдавался как скала, так что для того, чтобы к нему подойти, врагам нужно было взбираться на горы, а потом, чтобы взять его, снова приходилось из долины взбираться на холмы, на каких расположен Иерусалим. Отсюда – уверенность жителей Иерусалима в своей безопасности.

Особое замечание. Обращение к царскому дому (ст. 11–14) имеет, вероятно, в виду не Седекию, а Иоакима. В самом деле, тут двор царский призывается совершать правый суд и, таким образом, спасение Иерусалима предполагается еще возможным. Между тем оно не было уже возможно при Седекии (см. ст. 5–7).


Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : в 7 т. / под ред. А. П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Дар, 2009. / Т. 4. : Пророческие книги. - 1168 с. / Книга пророка Иеремии. 426-612 с. ISBN 978-5-485-00273-2

Комментарии для сайта Cackle