профессор Александр Павлович Лопухин

Глава 21

1–7. Царь Седекия спрашивает Иеремию о судьбе Иудейского государства. Ответ Иеремии. 8–10. Совет Иеремии народу. 11–14. Увещание царскому дому.

Иер.21:1–7. Когда Навуходоносор осадил Иерусалим, царь Седекия послал спросить пророка Иеремию о судьбе города, говоря, что может быть Господь поможет иудеям. Иеремия говорит, что Бог не только не поможет, а Сам будет воевать против иудеев и предаст и самого царя и всех, кто останется в живых, в руки Навуходоносора.

Иер.21:1. Слово, которое было к Иеремии от Го­с­по­да, когда царь Седекия при­слал к нему Пасхора, сына Молхиина, и Софонию, сына Маасеи священ­ника, ска­за­ть ему:

Иер.21:2. «вопроси о нас Го­с­по­да, ибо Навуходоносор, царь Вавилонский, воюет про­тив нас; может быть, Го­с­по­дь сотворит с нами что-либо такое, как все чудеса Его, чтобы тот отступил от нас».

Седекия, очевидно, полагал, что Господь может ответить ему то же, что в подобном случае ответил царю Езекии (4Цар 19.2 и сл.). Но Седекия, конечно, не заслуживал милости Божией (ср. Иер 37.1 сл.; 4Цар 24.19 и сл.). – Собственно осада еще не началась – ожидались схватки с врагами вне города (ст. 4).

Иер.21:3. И сказал им Иеремия: так скажите Седекии:

Иер.21:4. так говорит Го­с­по­дь, Бог Израилев: вот, Я обращу назад во­инские орудия, которые в руках ваших, которыми вы сражаетесь с царем Вавилонским и с Халдеями, осажда­ю­щими вас вне стены, и соберу оные по­среди города сего;

Отряды иудейские, находящиеся вне города, все скроются за его стенами.

Иер.21:8. И народу сему скажи: так говорит Го­с­по­дь: вот, Я пред­лагаю вам путь жизни и путь смерти:

Иер.21:9. кто останет­ся в этом городе, тот умрет от меча и голода и моровой язвы; а кто выйдет и пред­аст­ся Халдеям, осажда­ю­щим вас, тот будет жив, и душа его будет ему вместо добычи;

Иер.21:10. ибо Я обратил лице Мое про­тив города сего, говорит Го­с­по­дь, на зло, а не на добро; он будет пред­ан в руки царя Вавилонского, и тот сожжет его огнем.

Обращаясь теперь к народу, пророк советует тем, кто хочет спасти свою жизнь, сдаться халдеям.

Иер.21:11–14. Дому царскому, т. е. всем членам двора царского, которые ведают производством суда, Иеремия внушает, чтобы они производили суд по правде. Иначе Господь сокрушит Иерусалимские твердыни.

Иер.21:13. Вот, Я – против тебя, жи­тель­ница долины, скала равнины, говорит Го­с­по­дь, – против вас, которые говорите: «кто выступит про­тив нас и кто войдет в жилища наши?»

Иерусалим был окружен горами, но и сам он на долине Иерусалимской выдавался как скала, так что для того, чтобы к нему подойти, врагам нужно было взбираться на горы, а потом, чтобы взять его, снова приходилось из долины взбираться на холмы, на каких расположен Иерусалим. Отсюда – уверенность жителей Иерусалима в своей безопасности.

Особое замечание. Обращение к царскому дому (ст. 11–14) имеет, вероятно, в виду не Седекию, а Иоакима. В самом деле, тут двор царский призывается совершать правый суд и, таким образом, спасение Иерусалима предполагается еще возможным. Между тем оно не было уже возможно при Седекии (см. ст. 5–7).


Вам может быть интересно:

1. Толкование на книгу пророка Иеремии – Глава 22 профессор Александр Павлович Лопухин

2. Книга пророка Иеремии – Глава 21 преподобный Ефрем Сирин

3. Толкование на пророка Иеремию – Глава 21 блаженный Феодорит Кирский

Комментарии для сайта Cackle