профессор Александр Павлович Лопухин

Толковая Библия
Толкование на книгу Иеремии

Глава 52

1–34. Разрушение Иерусалима и перемена в положении плененного царя Иехонии.

Иер.52:1–34. Во исполнение пророчеств Иеремии, Иерусалим был взят халдеями и разрушен, жители его – частью выселены, частью умерщвлены, храм – сожжен, а все вещи из него, частью в изломанном виде, были унесены в Вавилон. В конце главы говорится о благоприятной перемене в положении пленного царя иудейского Иехонии.

Иер.52:1. Седекия был двадцати одного года, когда начал цар­с­т­во­­вать, и цар­с­т­во­вал в Иерусалиме один­надцать лет; имя матери его – Хамуталь, дочь Иеремии из Ливны.

Эта глава, образующая прибавление к книге Иеремии, не стоит в прямой связи с предшествующими главами книги. Она, по содержанию, представляется почти тождественною с последним отделом 4-й книги Царств (4Цар 24.184Цар 25.30). Только вместо того, что находится в 4Цар 25.22–26, у Иеремии вставлено, неизвестно откуда взятое, перечисление уведенных Навуходоносором иудеев (ст. Иер 2.8–30).

Иер.52:2. И он делал злое в очах Го­с­по­да, все то, что делал Иоаким;

Иер.52:3. посему гнев Го­с­по­да был над Иерусалимом и Иудою до того, что Он отверг их от лица Своего; и Седекия отложил­ся от царя Вавилонского.

Этих стихов нет в перев. LXX. Объяснение см. 4Цар 24.18–20.

Иер.52:4–11. представляют почти повторение 4Цар 25.1–8. Объяснение см. там.

Иер.52:6. В четвертом месяце, в девятый день месяца, голод в городе усилил­ся, и не было хлеба у народа земли.

Указания на 4-й месяц нет ни в кн. Царств, ни у LXX, хотя было необходимо сказать о девятом дне какого месяца там идет речь.

Иер.52:7. Сделан был про­лом в город, и по­бежали все воен­ные, и вышли из города ночью воротами, находящимися между двумя стенами, подле царского сада, и по­шли дорогою степи; Халдеи же были вокруг города.

У Иеремии сказано обстоятельнее, что в бегстве с Седекией участвовал и весь гарнизон Иерусалима (ср. 4Цар 25.4).

Иер.52:10. И заколол царь Вавилонский сыновей Седекии пред глазами его, и всех князей Иудейских заколол в Ривле.

Иер.52:11. А Седекии выколол глаза и велел око­вать его медными оковами; и отвел его царь Вавилонский в Вавилон и по­садил его в дом стражи до дня смерти его.

У Иеремии излагают дело полнее, чем 4Цар 25.7. – «Дом стражи» – точнее с евр.: «исправительный дом», где, вероятно, Седекия с другими пленниками должен был молоть муку, как некогда Самсон (Суд. 16.21). На это указывает перевод LXX: дом жерновный.

Иер.52:12. В пятый месяц, в десятый день месяца, – это был девятнадцатый год царя Навуходоносора, царя Вавилонского, – пришел Навузардан, начальник телохранителей, пред­стояв­ший пред царем Вавилонским, в Иерусалим

Иер.52:13. и сожег дом Го­с­по­день, и дом царя, и все домы в Иерусалиме, и все домы большие сожег огнем.

Иер.52:14. И все войско Халдейское, быв­шее с начальником телохранителей, раз­рушило все стены вокруг Иерусалима.

Иер.52:15. Бедных из народа и про­чий народ, оставав­шийся в городе, и пере­метчиков, которые перед­ались царю Вавилонскому, и вообще остаток про­стого народа Навузардан, начальник телохранителей, выселил.

Иер.52:16. Только несколько из бедного народа земли Навузардан, начальник телохранителей, оставил для виноградников и земледелия.

Стихи 12–16 представляют собою повторение 4Цар 25.8–12; 4Цар 25.8 указывает, что прибытие Навузардана и сожжение храма имело место в седьмой день 5-го месяца, а Иеремия относит то и другое к десятому дню. Какая дата правильнее – решить едва ли возможно.

Иер.52:17. И столбы медные, которые были в доме Го­с­по­днем, и подставы, и медное море, которое в доме Го­с­по­днем, изломали Халдеи и отнесли всю медь их в Вавилон.

И сл. до 23 – ср. 4Цар 25.13 и сл. У Иеремии здесь все изложено полнее, чем в 4 Цaрств.

Иер.52:18. И тазы, и лопатки, и ножи, и чаши, и ложки, и все медные сосуды, которые употребля­емы были при Богослуже­нии, взяли;

Иер.52:19. и блюда, и щипцы, и чаши, и котлы, и лампады, и фимиамники, и крýжки, что было золотое – золотое, и что было серебряное – серебряное, взял начальник телохранителей;

И в том, и в другом стихе говорится о чашах, но это не повторение: в одном случае, чаши разумеются медные, в другом – золотые и серебряные. Можно полагать, что после того как Навуходоносор взял храмовые сосуды в 597 г. при отведении в плен Иехонии (4Цар 24.13), таковые сосуды были сделаны, в короткое время, вновь.

Иер.52:20. также два столба, одно море и двенадцать медных волов, которые служили подставами, которые царь Соломон сделал в доме Го­с­по­днем, – меди во всех этих вещах невоз­можно было взвесить.

«Двенадцать медных волов». Этого выражения нет в 4Цар 25.16. Оно взято кем-то из 3Цар 7.23–26 и, притом, неудачно, так как волы эти еще при Ахазе были отданы в дань Ассирийскому царю Феглафелассару (4Цар 16.17). Нужно читать: «море и (десять) подстав».

Иер.52:23. Гранатовых яблоков было по всем сторонам девяносто шесть; всех яблоков вокруг сетки сто.

Этого указания нет в 4 Цaрств.

Иер.52:24. Начальник телохранителей взял также Сераию первосвящен­ника и Цефанию, второго священ­ника, и трех сторожей по­рога.

Иер.52:25. И из города взял одного евнуха, который был начальником над воен­ными людьми, и семь человек пред­стояв­ших лицу царя, которые находились в городе, и главного писца в войске, записывав­шего в войско народ земли, и шестьдесят человек из народа страны, найден­ных в городе.

Иер.52:26. И взял их Навузардан, начальник телохранителей, и отвел их к царю Вавилонскому в Ривлу.

Иер.52:27. И по­раз­ил их царь Вавилонский и умертвил их в Ривле, в земле Емаф; и выселен был Иуда из земли своей.

Cтихи сходны с 4Цар 25.18 и сл.

Иер.52:28. Вот народ, который выселил Навуходоносор: в седьмой год три тысячи двадцать три Иудея;

Иер.52:29. в восемнадцатый год Навуходоносора из Иерусалима выселено восемьсот тридцать две души;

Иер.52:30. в двадцать третий год Навуходоносора Навузардан, начальник телохранителей, выселил Иудеев семьсот сорок пять душ: всего четыре тысячи шестьсот душ.

Это стихи, не имеющиеся в 4Цар и даже у LXX, устанавливают, что иудеев уведено в плен Навуходоносором 4600 душ. Здесь заметны некоторые хронологические неточности. Именно первое переселение (при Иехонии) иудеев отнесено к 7-му году царствования Навуходоносора, следовательно, к 597-му г. до Р. X., а в 4 Царств – к 8-му г. Какое показание вернее – сказать трудно. Новейшие толкователи не считают даже возможным видеть у Иеремии указание на пленение Иехонии и читают вместо седьмой год – семнадцатый год, следовательно, имеют в виду пленение иудеев из Седекии, в 10-й год его царствования… Затем, в 30-й ст. указывается на какое-то переселение иудеев, в числе 745-ти душ, которое имело место в пятом году по разрушении Иерусалима. Ни о каком подобном случае из других источников не известно, да и странным представляется переселение иудеев из разрушенного уже Иерусалима. Можно допустить только, что здесь ведется какой-то особый счет годам царствования Навуходоносора

Иер.52:31. В тридцать седьмой год по­сле пере­селе­ния Иоакима *****, царя Иудейского, в двенадцатый месяц, в двадцать пятый день месяца, Евильмеродах, царь Вавилонский, в первый год цар­с­т­во­вания своего, воз­высил Иоакима, царя Иудейского, и вывел его из темничного дома.

Иер.52:32. И беседовал с ним дружелюбно, и по­ставил пре­стол его выше пре­стола царей, которые были у него в Вавилоне;

Иер.52:34. И содержание его, содержание по­стоян­ное, выдаваемо было ему от царя изо дня в день до дня смерти его, во все дни жизни его.

Объяснения см. в 4Цар 25.27–30.

* * *

*****

Иехонии.


Комментарии для сайта Cackle