Источник

Глава 4

Проповедники – служители Христовы и их ответственность только пред Христом (1–5). Гордость как настоящая причина разделений на партии (6–21)

1Кор.4:1–5. Показавши, чем проповедники не могут быть, Ап. говорит теперь о том, что они такое на самом деле. Они – только служители Христовы и их обязанность – верно исполнять порученное им дело. Поэтому и судить о проповедниках должны не люди, а Сам Христос.

1Кор.4:1. Итак каждый должен ра­зу­меть нас, как служителей Христовых и домостро­ителей таин Божиих.

«Нас». Ап. сначала говорит о проповедниках вообще и, в частности, о себе и Аполлосе. – «Домостроителей» (οικονόμους). Так в древности назывались рабы, которым господин вверял надзор за домом и которые разделяли работу и пропитание между другими рабами (Лк. 12:42). Проповеднику также вверена Христом истина Евангельская для сообщения другим. – «Таин Божиих». Слово тайна означает план Божественного домостроительства о спасении людей. – «Тайны» – это различные отдельные части плана, из коих Павел и Аполлос делали выбор, когда обращались с проповедью к Коринфянам (1Кор.3:2).

1Кор.4:2. От домостро­ителей же требует­ся, чтобы каждый ока­за­л­ся верным.

«Верным» т. е. по совести раздавал то, что ему дано от Господина, служил Церкви всеми дарами и силами, какие получил, чтобы исполнить волю Господина.

1Кор.4:3. Для меня очень мало значит, кáк судите обо мне вы или кáк судят другие люди; я и сам не сужу о себе.

1Кор.4:4. Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Го­с­по­дь.

1Кор.4:5. Посему не суди́те никак пре­жде време­ни, по­ка не при­дет Го­с­по­дь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намере­ния, и тогда каждому будет по­хвала от Бога.

Теперь Ап. говорит в частности о себе лично. Сам лично он не придает значения суждению о нем других людей. Даже себе он не доверяет, когда приходится производить оценку своей деятельности (ср. 2Кор.7:11), потому что и для него есть нечто сокрытое в его внутреннем существе. Хотя бы совесть его была вполне спокойна, однако это еще не значит, что он вполне исполнил свой долг пред Господом. Только Господь на последнем суде скажет, во всем ли был прав и верен Его служитель (ср. Рим. 2:16). – «Сердечные намерения», т. е. побуждения, по каким человек совершает то или другое дело, знание которых только и дает возможность правильно оценить каждый отдельный поступок человека.

1Кор.4:6–21.

Ап. делает теперь заключение к первой части послания. Показавши коринфянам истинную сущность Евангелия, и сделавши отсюда вывод о сущности служения христианского проповедника. Ап. теперь разъясняет, что виною разделений, происшедших в Коринфской Церкви, была гордость коринфян. Последние слишком высоко думают о себе, как будто бы они достигли христианского совершенства. Ап. указывает им на неосновательность такого самопревозношения, а потом, смягчая тон речи, напоминает им об их отношениях к нему и дает обещание прибыть в Коринф.

1Кор.4:6. Это, братия, при­ложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудр­с­т­во­­вать сверх того, что написано, и не пре­воз­носились один перед­ другим.

«Это», т. е. сказанное в непосредственно предшествующем отделе о проповедническом служении. – «Приложил к себе и Аполлосу». Он считает Аполлоса своим другом и полагает, что тот не обидится на такие выражения, как выражения III-й гл. 7 ст. – «Ради вас» т. е. чтобы изложенная в такой форме истина была для вас более приемлема. – «Чтобы вы научились от нас..». Ап. Павел и Аполлос подают своим поведением пример смирения. – «Что написано». Лучше понимать это выражение как вторую часть поговорки, употреблявшейся в раввинских школах: «не мудрствуй или не заходи за пределы того, что написано!». – «Один перед другим» – правил: «каждый за одного (υπέρ) против (κατά) другого. «Каждый коринфянин, превознося одного проповедника, пренебрегал другими. При этом он и себя превозносил, как ученика именно самого уважаемого проповедника.

1Кор.4:7. Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не по­лучил? А если по­лучил, что хвалишься, как будто не по­лучил?

Доказывая нелепость такого самопревозношения, Ап. задает гордому коринфянину три вопроса. Какие ответы можно бы дать на эти вопросы? Предположительно ответы эти такие: на первый вопрос: «кто отличает тебя» (т. е. кто сказал тебе, что ты выше других)? Ответ: «не ты ли сам?» На второй вопрос: «что ты имеешь...?» Ответ: «положительно ничего! все твои дарования – от Бога!» На третий вопрос ответа и не требуется, потому что это скорее восклицание, чем вопрос.

1Кор.4:8. Вы уже пре­сытились, вы уже обогатились, вы стали цар­с­т­во­­вать без нас. О, если бы вы и в самом деле цар­с­т­во­вали, чтобы и нам с вами цар­с­т­во­­вать!

Ап. слишком негодует на безосновательное самопревозношение коринфян, и речь его принимает характер иронии. Павел и другие апостолы живут в скорбях, а коринфяне, напротив, почему-то уже торжествуют. – «Вы уже пресытились». У коринфян исчезла уже нищета духовная, алкание правды, слезы раскаяния, какие должны всегда сопровождать духовное развитие христианина (Мф. 5:3–6). Их духовные потребности как будто вполне удовлетворены. – «Обогатились» – конечно, многочисленными духовными дарованиями, что возбудило в коринфянах большое самомнение. – «Вы стали царствовать», т. е. как будто вошли уже в славное царство Христово. – «Без нас», т. е. так, что мы в этом прославлении совсем не участвуем.

1Кор.4:9. Ибо я думаю, что нам, по­следним по­слан­никам, Бог судил быть как бы при­говорен­ными к смерти, по­тому что мы сделались по­зорищем для мира, для Ангелов и человеков.

«Ибо». Соединительный предлог показывает, что ироническая речь Апостола еще продолжается. – «Я думаю» – правильнее: «кажется» – «Что нам..». Правильнее: «что Бог нас, апостолов, выставил как последних, как бы осужденных на смерть». Ап. дивится, как это коринфяне могли вообразить, что Апостолы должны после них, «последними» войти в царство Христово, которое Он обещал любящим Его. Ужели, в самом деле, Апостолы должны стоять всегда в положении гладиаторов, приговоренных к смерти, тогда как их духовные чада будут наслаждаться покоем? – «Мы сделались позорищем», т. е. зрелищем, которое собираются смотреть люди разного положения. – «Для мира». Это слово обозначает совокупность всех разумных существ. – «Для Ангелов» – как добрых, так и злых (ср. Еф. 3:10).

1Кор.4:10. Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии.

1Кор.4:11. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и по­бои, и скитаемся,

1Кор.4:12. и трудимся, работая сво­ими руками. Злословят нас, мы благо­словля­ем; гонят нас, мы терпим;

1Кор.4:13. хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне.

Ап. изображает контраст между бедственным положением апостолов и мнимым прославлением коринфских христиан. – «Мы безумны», т. е. не боимся явиться безумцами в глазах коринфян, проповедуя распятого Христа, тогда как другие сумели заслужить титул «мудрых», возвещая о Христе по обычаю философов. – «Мы немощны» – см. 1Кор.2:1–5. – «Вы же крепки», т. е. вас не тревожат никакие сомнения, как будто все, что вы делаете, всегда хорошо! – «Хулят нас, мы молим», т. е. убеждаем по справедливости обсудить наше поведение.

1Кор.4:14. Не к по­стыже­нию вашему пишу сие, но вра­зу­мляю вас, как воз­люблен­ных детей мо­их.

Не от злобы говорил с такою иронией Апостол, а из-за огорчения и для пользы самих коринфян. Он не хотел смирить или пристыдить их, но обратить их на истинный путь. Он имел и право на это, как их духовный отец.

1Кор.4:15. Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе бла­го­ве­с­т­вова­ни­ем.

1Кор.4:16. Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу.

«Тысячи наставников». Ап. делает намек на множество учителей веры, которые выступили в Коринфе вслед за удалением оттуда Павла и Аполлоса. – «Я родил вас». Ап. Павел обратил ко Христу коринфян, хотя сделал это не своею силою, а силою Христа и чрез Евангелие (благовествование). – «Посему...». Отец в праве ожидать от своих детей, что они будут подражать ему в жизни.

1Кор.4:17. Для сего я по­слал к вам Тимофея, моего воз­люблен­ного и верного в Го­с­по­де сына, который напомнит вам о путях мо­их во Христе, как я учу везде во всякой церкви.

Чтобы помочь их обращению на истинный путь, Ап. послал к ним своего надежного сотрудника – Тимофея. Этот последний во время написания послания, действительно, уже отбыл из Ефеса, хотя прибыл в Коринф уже после получения там послания Ап. Павла (1Кор.16:10, 11; ср. Деян. 19:20, 21). – «Сына». Этим Ап. намекает, что Тимофей был им обращен в христианство (ср. 2Тим. 1:2). – О «путях моих во Христе», т. е. о смирении, самоотречении, преданности Господу. Путем этих добродетелей идет Ап. с тех самых пор как он обратился ко Христу. – «Как я учу..». Его учение вполне соответствует его жизни и везде он поступает одинаково.

1Кор.4:18. Как я не иду к вам, то некоторые у вас воз­гордились;

1Кор.4:19. но я скоро при­ду к вам, если угодно будет Го­с­по­ду, и испытаю не слова воз­гордив­шихся, а силу,

1Кор.4:20. ибо Цар­с­т­во Божие не в слове, а в силе.

1Кор.4:21. Чего вы хотите? с жезлом при­йти к вам, или с любо­вью и духом кротости?

Так как из факта посольства Тимофея недоброжелатели Павла могли вывести заключение о том, что сам Апостол не явится в Коринф, то Ап. теперь извещает их, что он и сам придет туда. – «Некоторые». Это, вероятно, были некоторые люди из партии «Христовых» (ср. 2Кор. 10:9–10, 7 и 2Кор.11:23). – «Возгордились», т. е. стали думать, что они станут во главе Церкви. – «Не слова», т. е. не стану обращать внимания на ораторское искусство гордых учителей веры. – «А силу» т. е. имеют ли они действительную силу Духа Божия, как источник новой жизни? Коринфяне не могут в этом деле разобраться как следует, а Апостол все раскроет! – «Царство Божие». Это не будущее, небесное царство, а царство, которое существует уже здесь, в душах верующих. – «Не в слове, а в силе», т. е. не там, где много и красноречиво говорят о высоких предметах и задачах, а там, где есть сила осуществлять эти задачи. – «С жезлом». Как отец, Ап. в праве употреблять и меры строгости по отношению к своим духовным детям. Это – доказательство существования церковной дисциплины еще при апостолах.


Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т. / Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009. / Т. 7: Деяния; Соборные послания; Откровение Иоанна Богослова. - 1296 с. / Первое Послание святого апостола Павла к Коринфянам. 596-751 с.

Комментарии для сайта Cackle