Источник

Глава III

Великая тайна Христова (1–6). Ап. Павел как служитель этой тайны (7). В чем состоит служение Апостола и какова цель этого служения (8–12). Увещание к Ефесянам (13) и молитва Апостола о них (14–21)

Еф.3:1–6. Ап. Павел здесь продолжает доказывать величие христианства. Он сам лично глубоко убежден в этом, потому что ему открыта великая тайна Христова – тайна, состоящая в том, что в христианстве найдут себе спасение все язычники, что и язычники призваны к наследованию божественных обетований.

Еф.3:1. Для сего-то я, Павел, сделал­ся узником Иисуса Христа за вас язычников.

«Для сего-то» – т. е. для того, чтобы пособить язычникам получить те блага, о каких Ап. сказал в Еф.1 и в последних стихах (Еф.2:19–22) второй главы. – «Сделался узником Иисуса Христа», т. е. служу Христу за вас или на вашу пользу как раб, носящий на себе узы или оковы (это уже самое тяжкое положение, в каком только мог очутиться раб).

Еф.3:2. Как вы слы­шали о домостро­и­тель­стве бла­го­дати Божией, дан­ной мне для вас,

Ап. припоминает читателям, что они уже слышали о том, что в целях домостроительства нашего спасения Бог дал Апостолу Павлу. Ап. здесь очевидно намекает на свое чудесное обращение ко Христу, когда ему было повелено идти проповедовать Евангелие Христово язычникам (Деян.9:15, 16)8.

Еф.3:3. потому что мне через открове­ние воз­вещена тайна (о чем я и выше писал кратко),

Еф.3:4. то вы, читая, можете усмотреть мое ра­зу­ме­ние тайны Христовой,

«Потому что» – согласнее с контекстом здесь греч. частицу ότι перевести союзом «что» и поставить весь 3-й стих в зависимость от глагола 2-го стиха «вы слышали». – «Тайна». Под «тайною» Ап., очевидно, разумеет здесь то, что говорит ниже в Еф.3:6, именно откровение о том, что и язычники должны войти в Церковь Христову. Эта тайна действительно, была возвещена Апостолу в особом откровении при самом его призвании (ср. Деян.22:21, 26:18; Гал.1:15, 16). – «О чем» – правильнее: как – (καθώς). – «Кратко» – намек на Еф.2:11–22, где идет речь преимущественно о призвании язычников. – «То вы читая..». т.е. теперь вы на моем послании, когда оно будет читаться у вас в церкви, сможете проверить, действительно ли я получил от Христа полномочие возвещать Евангелие язычникам или, лучше, вполне сможете узнать, что я понимаю под «тайною Христовой», которой придаю такое большое значение.

Еф.3:5. которая не была воз­вещена пре­жним по­коле­ниям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и про­рокам Духом Святым,

Чтобы еще более внушить читателям благоговение пред этою тайною Ап. говорит, что она не была возвещена «прежним поколениям сынов человеческих», или, точнее: другим (древним) родам или поколениям, «сыном человеческим» (два дательных падежа, из которых второй составляет приложение или объяснение к первому). Ап. разумеет здесь под «сынами человеческими» всех, живших до Христа людей, даже и состоявших в общении с Богом Иудеев. Хотя пророки и предсказывали последним о будущем призвании язычников в царство Мессии, но все эти предсказания не были так определенны и ясны, как те откровения об этом деле, каких в Новом Завете удостоились Апостолы и пророки (новозаветные) чрез Духа Божия9. «Не смотря на то, что пророки говорили о призвании языков, это еще оставалось тайною. Почему изумились те, которые были с Петром (у Корнилия)? Да и сам Петр чрез откровение от Духа познал тогда, что и язычников принял Бог» («Иоанн Дамаскин»).

Еф.3:6. чтобы и язычникам быть сонаследниками, составля­ю­щими одно тело, и сопричаст­никами обетования Его во Христе Иисусе по­сред­с­т­во­м бла­го­ве­с­т­вования,

Содержание этой тайны (стих 6-й зависит от глагола 5-го ст. «открыта») состоит в том, чтобы язычникам быть «сонаследниками», т. е. наследовать обетование о спасении наравне с Иудеями, затем, «составляющими одно тело», т. е. принадлежащими опять наравне с Иудеями к составу Церкви, которая есть тело Христово, и «сопричастниками обетования Божия». Всего этого язычники достигают чрез Христа, принимая с верою благовествование Его или проповедь о Христе, какую возвещают им Апостолы Христовы.

Еф.3:7. которого служителем сделал­ся я по дару бла­го­дати Божией, дан­ной мне действием силы Его.

Ап. считает делом особой к нему милости Божией, что ему дано послужить возвещению этой великой тайны.

Еф.3:8–12. Служение Апостола состоит в возвещении язычникам величайшей тайны Божией об их призвании в Церковь Христову, а целью этого, между прочим, является то, чтобы даже высшие небесные силы постигли великое предопределение Божие о спасении всех людей.

Еф.3:8. Мне, наименьшему из всех святых, дана бла­го­дать сия – бла­го­ве­с­т­во­вать язычникам неисследимое богат­с­т­во Христово

Еф.3:9. и открыть всем, в чем состо­ит домостро­и­тель­ство тайны, сокрывав­шейся от вечности в Боге, создав­шем все Иисусом Христом,

Здесь Ап. выясняет, в чем состоит его служение. Он, наименьший из всех «святых», т. е. из христиан (ср. Гал.1:13, 14), удостоился благовествовать язычникам «богатство Христово», т. е. тайну спасения, которая даже и теперь еще «неисследима», т. е. не может быть понята во всем ее величии. Ап. должен всем – не только язычникам, но и Иудеям – «открыть» или выяснить, как пришло в осуществление «домостроительство» или намерение Божие спасти людей – не только Иудеев, но и язычников, намерение, существовавшее уже от века, но неизвестное людям. – «Создавшем все Иисусом Христом». Этими словами Ап. объясняет, почему все люди должны были найти спасение во Христе. Причина этого в том, что Бог сотворил все, весь мир чрез Христа. Сотворенные, созданные чрез Христа люди чрез Христа же должны быть и воссозданы.

Еф.3:10. дабы ныне соделалась извест­ною через Церковь началь­ствам и властям на небесах многораз­личная пре­мудрость Божия,

Еф.3:11. по пред­вечному определе­нию, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Го­с­по­де нашем,

Еф.3:12. в Котором мы имеем дерзнове­ние и надежный доступ через веру в Него.

«Дабы ныне соделалась известною..». Это выражение зависит от глагола 9-го стиха: «открыть». Целью просветительного служения Апостола является то, чтобы «многоразличная», т. е. открывшаяся в различных видах и формах премудрость Божия явилась во всем своем величии для самых высших Ангельских чинов, которые доселе, как и ветхозаветные люди, не знали еще, что и язычники будут призваны в общение с Богом (ср. 1Пет.1:12). Премудрость Божия раскрывается Ангелам самым существованием Церкви Христовой («чрез Церковь»), составившейся из Иудеев и язычников. Совершается это раскрытие для Ангелов тайны Божией по Божию предвечному определению, которое Бог привел в осуществление чрез Иисуса Христа. Ап. прибавляет, что вследствие великих заслуг Христовых и мы все имеем теперь доступ к Богу, приступаем к Нему без всякого страха как к своему Отцу. При этом, конечно, необходима вера во Христа.

Еф.3:13. Посему про­шу вас не уны­вать при мо­их ради вас скорбях, которые суть ваша слава.

«Посему», т. е. в виду всего вышесказанного о величии христианства и в частности о великой тайне призвания язычников. – «Прошу не унывать..». Не скорбеть должны ефесяне, слыша о страданиях Ап. Павла в Риме, а гордиться тем, что из-за них Ап. пошел на эти страдания. Последние говорят о том, что Ап. вполне убежден в истине своей проповеди, с какою он обращался к язычникам. Если бы он не имел уверенности в том, что язычники действительно имеют право и возможность войти в царство Христово, то он не стал бы им это возвещать, навлекая этим на себя преследования своих врагов.

Еф.3:14.  Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа,

Здесь содержится молитва Апостола о верующих ефесянах, в которой Ап. сначала говорит о том, кому он молится (Еф.3:14–15), потом излагает самое прошение свое об ефесянах, чтобы они укрепились в вере и усовершились в познании христианском (Еф.3:16–20) и, наконец, воссылает славословие Богу (Еф.3:21).

Еф.3:15. от Которого именует­ся всякое отече­с­т­во на небесах и на земле,

«От Которого именуется всякое отечество.».. От Бога сотворены все отечества или иначе роды (πατριαί) существ как небесных, так и земных. – «Именовать» – в отношении к Богу иногда означает «творить» (ср. Пс.146:4; Ис.40:26).

Еф.3:16. да даст вам, по богат­с­т­ву славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутрен­нем человеке,

«Крепко» – лучше перевести: силою – конечно, Божией, (δυνάμει). – «Во внутреннем человеке» – см. Рим.7:22. Это тоже что ум, но не только как теоретическая способность, но и как совесть, нравственное чувство человека.

Еф.3:17. верою вселиться Христу в сердца ваши,

«Верою вселиться», т. е. чтобы, когда вы внутренне окрепнете, Христос вселился в вас на постоянное пребывание (κατοικῆσαι). Для этого однако требуется крепкая вера во Христа.

Еф.3:18. чтобы вы, укоренен­ные и утвержден­ные в любви, могли по­стигнуть со всеми святыми, чтó широта и долгота, и глубина и высота,

Еф.3:19. и ура­зу­меть пре­восходящую ра­зу­ме­ние любо­вь Христову, дабы вам исполниться всею по­лнотою Божиею.

В этих двух стихах рисуются результаты «вселения Христа в ваши сердца». Русский перевод при этом берет в этот 18-й стих последние слова стиха 17-го (см. ст. Еф.3:17 по греч. и слав. тексту) и делает это совершенно основательно, потому что выражение греческое: εν αγάπη ερριζωμένοι καί τεθέμ. совершенно не согласуется с предшествующим: κατοικῆσαι Ι. Χριστόν. В русском переводе, таким образом, дается мысль о том, что пребывание в христианской любви («укоренение» – указывает на образ растения, глубоко пускающего свои корни в почву, а «утверждение» – на образ строения на твердом фундаменте) даст Ефесянам, наравне с другими христианами («святыми»), постигнуть во всем его величии и со всех сторон («широта и долгота....)» главный предмет христианского познания, именно бесконечно возвышенную любовь Христову, по которой Христос отдал Себя в жертву за грехи людей, и вообще сделаться исполненными всеми божественными благодатными дарованиями («полнотою Божиею»).

Еф.3:20. А Тому, Кто дей­с­т­ву­ющею в нас силою может сделать несравнен­но больше всего, чего мы про­сим, или о чем по­мышля­ем,

Еф.3:21. Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь.

Славословие Богу вполне здесь уместно, так как третьею главою Ап. заканчивает догматическую часть своего послания – изображение величия христианства. Бог здесь изображается как такой, Который может дать нам гораздо больше, чем мы просим у Него. – «Действующею в нас силою» – правильнее: «сообразно или согласно с тем, что сила Его уже делает в нас, христианах». Что сделано этою силою – об этом у Апостола можно читать выше, напр. в Еф.2:1–10. – «В Церкви во Христе Иисусе». Первое выражение обозначает ту среду, в которой должно совершаться прославление Бога, а второе – побуждение к этому прославлению. Таким побуждением является дело нашего спасения, совершенное Христом. – «Во все роды» – в последующие поколения. – «От века и до века» – точнее: «века веков или самые отдаленные века, идущие в бесконечность» (проф. Богдашевский). Это – определение к выражению «во все роды».

* * *

8

Некоторые толкователи в этом выражении «услышав о вере вашей» видят доказательство того, что послание написано не к Ефесской церкви, так как-де Ап. сам основавший Ефесскую церковь, не мог говорить о ней как о лично ему неизвестной. Но здесь под .верою нет никакого основании понимать уверование читателей в Евангелие или первоначальное принятие ими христианской веры. Во-первых, против такого предположения говорит соединение понятий «вера» и «любовь»: отсюда необходимо заключить, что Ап. имеет здесь в виду веру как такую же постоянную добродетель, как и любовь, а не как отдельный момент в жизни человека. Затем из самого послания видно, что Ап. пишет к таким христианам, которые уже довольно зрелы в отношении к христианскому развитию

9

Ап. и в других посланиях иногда ставит новозаветных пророков на ряду, с Апостолами. Ср. 1Кор.12


Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т. / Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009. / Т. 7: Деяния; Соборные послания; Откровение Иоанна Богослова. - 1296 с. / Послание святого апостола Павла к Ефесянам. 874-920 с.

Комментарии для сайта Cackle