Константин Никанорович Плотников

III. Приложение 2-е. Извлечение из Свода Законов (изд. 1899 г.)3 статей, относящихся к расколу, для руководства священникам Олонецкой епархии

Т. XIV, ч. I. Уст. о предупрежд. и пресеч. прест. ст. 45. Раскольники не преследуются за мнения их о вере; но запрещается им совращать и склонять кого-либо в раскол свой, под каким бы то видом ни было, чинить какие либо дерзости противу Православной церкви или противу её священнослужителей или вообще уклоняться почему либо от соблюдения общих правил благоустройства, законами определенных.

Ст. 46. Уставщики, наставники и другие лица, исполняющие духовные требы у раскольников, не подвергаются за сие преследованию, за исключением тех случаев, когда они окажутся виновными в распространении своих заблуждений между православными или в иных преступных деяниях.

Ст. 48. Раскольникам дозволяется творить общественную молитву и исполнять духовные требы и совершать богослужение, по их обрядам, как в частных домах, так равно в особо предназначенных для сего зданиях, с тем лишь непременным условием, чтобы при этом не были нарушаемы общие правила благочиния общественного порядка. Независимо сего, относительно часовен и других молитвенных зданий соблюдаются следующие правила:

1) Раскольникам предоставляется исправлять и возобновлять принадлежащие им часовни и другие молитвенные здания, приходящие в ветхость, с тем, чтобы общий наружный вид исправляемого или возобновляемого строения не был изменен. На производство упомянутых работ, предварительно приступа к оным, испрашивается каждый раз разрешение губернатора или начальника области. В случае необходимости такой перестройки молитвенного здания, вследствие которой общий наружный его вид должен подвергнуться изменению, соблюдается порядок, указанный в пункте 3 сей статьи.

2) Распечатание молитвенных зданий разрешается с особого разрешения Мин. Внут. Дел, и с тем условием, чтобы распечатание производилось без всякого торжества, при чем о каждом случае этого рода Министр Внутр. Дел входит предварительно в сношение с Обер-Прокурором Св. Синода. Распечатание раскольнических скитов и монастырей не допускается.

3) В тех местностях, где значительное население раскольников не имеет ни часовен, ни других молитвенных зданий, дозволяется, с разрешения Министра Внутр. Дел, обращать для общественного богомоления существующие строения. При этом наблюдается, чтобы общественному для сего строению не был придаваем внешний вид православного храма и чтобы при нем не имелось наружных колоколов. Надверные кресты и иконы над входом в часовню или другое молитвенное здание ставить не возбраняется.

Примечание 1-е. В 1842 г. повелено было раскольнические часовни и молитвенные дома под разными наименованиями, построенные до 17 сентября 1826 года, оставить в том положении, в каком они в то время были.

Примечание 2-е. В 1859 г., по положению Комитета Министров, было постановлено: решения судебных мест, состоявшиеся о раскольнических молельнях, приводить в исполнение на общем основании, без представления в Мин-во Внут. Дел, в Комитет же Министров вносить от сего Министерства представления об уничтожении только тех молелен, о коих дела производятся административным порядком и не были рассматриваемы судебными местами, или в тех случаях, когда в решениях судебных мест будут постановлены о молельнях распоряжения, несогласные с существующими в законах правилами, или с принимаемыми особыми местными по расколу мерами.

Ст. 47. Запрещается раскольникам разводить скиты и обители.

Т. XV. Улож. о нак. ст. 206. За устройство раскольнических скитов или иных сего рода обиталищ виновные приговариваются: к заключению в тюрьме на время от восьми месяцев до одного года и четырех месяцев,

Все ими устроенное подвергается сломке и материалы продаются в пользу местного приказа общественного призрения или заменяющих оный учреждений. Виновные же: 1) в исправлении или возобновлении приходящего в ветхость раскольнического молитвенного здания без разрешения Губернатора или Начальника Области; 2) в перестройке раскольнического молитвенного здания, изменяющей общий его наружный вид без разрешения на такую перестройку Министра Внутр. Дел; 3) в построении нового раскольнического молитвенного здания или обращения в таковое без разрешения Министра Внутр. Дел существующего строения приговариваются: к заключению в тюрьме на время от 4 до 8 месяцев.

Построенное новое молитвенное здание, а также все устроенное без надлежащего разрешения или несогласное с оным, подвергается сломке или исправлению на счет виновных.4

Том XIV, ч. I, ст. 53. Запрещается заводить или распространять между православными какие-либо ереси.

Ст. 54. Кто сведает о начальниках, учредителях или распространителях какой-либо ереси, тот обязан доносить о том местному начальству.

Ст. 59. Как покушение к вовлечению других в ереси, так и всякое публичное доказательство ереси и раскола со стороны их последователей запрещается.

Примечание. Публичным доказательством раскола признаются: 1) крестные ходы и публичные процессии в церковных облачениях; 2) публичное ношение икон, за исключением предношения иконы сопровождаемому на кладбище покойнику; 3) употребление вне домов, часовен и молитвенных зданий церковного облачения или монашеского и священнослужительского одеяний и 4) раскольничье пение на улицах и площадях.

Т. XV. Улож. о наказ ст. 178. Кто в публичном месте, при собрании более или менее многолюдном дерзнет с умыслом порицать христианскую веру, или православную церковь, или ругаться над свящ. писанием, или святыми таинствами, тот подвергается: лишению всех прав состояния и ссылке в каторжную работу от 6 до 8 лет.

Когда сие преступление учинено не в публичном собрании, но однако ж при свидетелях и с намерением поколебать их веру или произвести соблазн, то виновный подвергается: к лишению всех прав состояния и к ссылке на поселение в отдаленнейших местах Сибири.

Ст. 179. Кто, будучи свидетелем произносимого в публичном месте с умыслом богохуления или поношения святых угодников, или же дерзкого, с намерением поколебать в ком либо веру, порицания христианского закона вообще или в особенности церкви православной, или же ругательства над священным Писанием и Святыми таинствами, не даст о том знать надлежащему начальству для прекращения соблазна, тот за сие подвергается: заключению в тюрьме на время от 4 до 8 месяцев; или аресту на время от трех недель до 4 месяцев.

Ст. 180. Если будет доказано, что дозволивший себе в публичном месте произнести слова, имеющие вид богохуления, или поношения Святых Господних, или же порицания веры и церкви православной, учинил сие без умысла оскорбить святыню, а единственно по неразумию, невежеству или пьянству, то он подвергается: заключению в тюрьме на время от 8 месяцев до одного года и 4 месяцев, с лишением некоторых, на основ. ст. 50 сего Уложения, особенных прав и преимуществ, или заключению в тюрьме на время от 4 месяцев до одного года и 4 месяцев.

Ст. 181. Кто в печатных или хотя письменных, но каким либо образом распространяемых им, сочинениях, дозволит себе богохуление, поношение Святых Господних, или порицание христианской веры, или церкви православной, или ругательства над свящ. писанием и святыми таинствами, тот подвергается: лишению всех прав состояния и ссылке на поселение в отдаленнейших местах Сибири.

Сим же наказаниям подвергаются и те, которые будут заведомо продавать или иным образом распространять такие сочинения.

Ст. 182. Изобличенные в так называемом кощунстве, т. е. язвительных насмешках, доказывающих явное неуважение к правилам или обрядам церкви православной, или вообще христианства, приговариваются: к заключению в тюрьме на время от 4 до 8 месяцев.

Если, однако ж, будет признано, что виновный не имел намерения произвести соблазн и оказать неуважение к вере, а сделал сие по неразумию, невежеству или пьянству, то он наказывается: арестом на время от 3-х недель до 3-х месяцев.

Ст. 183. Кто с умыслом поколебать уважение к святым будет выделывать, или же продавать, или иным каким образом распространять писанные, гравированные, резные или отлитые в соблазнительном виде иконы и другие изображения предметов, относящихся к вере и богослужению, тот за сие подвергается: лишению всех прав состояния и ссылке на поселение в отдаленнейших местах Сибири.

Если же, однако, сие учинено им без всякого злого намерения и не по ненависти к вере христианской или церкви православной, а по неразумию или невежеству, то он приговаривается: к заключению в тюрьме на время от 2-х до 4-х месяцев; или аресту на время от 3-х дней до 3-х недель.

Во всяком случае, иконы или иные изображения сего рода отбираются от виновных для уничтожения.

Ст. 189. Кто в проповеди или сочинении будет усиливаться привлекать и совращать православных в иное, хотя христианское, вероисповедание, или же в еретическую секту, или раскольнический толк, тот за сие преступление подвергается: в первый раз, лишению некоторых, на основании ст. 50 сего Уложения, особенных прав и преимуществ и заключению в тюрьме на время от 8 месяцев до одного года и 4-х месяцев (ст. 30, IV); а во второй, заключению в крепости на время от двух лет и 8 месяцев до 4-х лет, также с лишением некоторых, по ст. 50, особенных прав и преимуществ; в третий же раз, он присуждается к лишению всех особенных, лично и по состоянию присвоенных, прав и преимуществ и к ссылке на житье в Сибирь или к отдаче в исправительные арестантские отделения по четвертой степени ст. 31 сего Уложения.

Те, которые будут, заведомо и также с намерением совращать православных в другое вероучение, распространять такие проповеди и сочинения, подвергаются: заключению в тюрьме на время от 4-х до 8 месяцев.5

Ст. 191. За препятствование кому-либо присоединиться добровольно к церкви православной виновные подвергаются: заключению в тюрьме на время от 2-х до 4-х месяцев.

Но если, для помешательства переходу в православие были ими употреблены угрозы, притеснения или насилия, то они приговариваются: к лишению некоторых, на основании ст. 50 сего Уложения, особенных прав и преимуществ и к заключению в тюрьме на время от одного года и 4 месяцев до двух лет (30, IV).

Сверх того, во всяком случае им воспрещается управлять теми своими населенными имениями, в коих находятся православные.

Ст. 192. Кто, зная, что жена его или дети, или другие лица, за коими ему предоставлено законом наблюдение и попечение, намерены отступить от православного вероисповедания, не будет стараться отклонить их от сего намерения и не примет никаких зависящих от него по закону мер для воспрепятствования исполнению оного, тот за сие приговаривается: к аресту на время от 3-х дней до 3-х месяцев и сверх того, если он православный, предается церковному покаянию.

196. Виновные как в распространении существующих уже между отпадшими от православной церкви ересей и расколов, так и в заведении каких либо новых, повреждающих веру, сект, подвергаются за сии преступления: лишению всех прав состояния и ссылке на поселение: из Европейской России в Закавказье, из Ставропольской губ. и Закавказья в Сибирь, а из Сибири в отдаленнейшие оной места.

Тем же наказаниям и на том же основании подвергаются раскольники, которые, по заблуждению фанатизма, осмелятся явно оскорблять церковь православную или духовенство оной.

Раскольник, дозволивший себе публично проповедовать свое лжеучение православным, или склонять и привлекать их в свою ересь, или совершать духовные требы для лиц православного вероисповедания, когда сии действия не имели последствием отпадения кого либо в раскол, подвергается: наказаниям, определенным в ст. 189 сего Уложения, за привлечение православных проповедью или сочинением в иное, хотя и христианское, вероисповедание, или же в еретическую секту или раскольнический толк.6

Ст. 200. Когда распространение ереси и раскола было сопровождаемо насилием или другими увеличивающими вину обстоятельствами, то изобличенный в сем преступлении присуждается: к лишению всех прав состояния и к ссылке в каторжную работу на время от 12 до 15 лет.

Ст. 203. Те из раскольников, хотя и не изобличенные в распространении своего лжеучения, которые принадлежат к ересям, соединенным со свирепым изуверством и фанатическим посягательством на жизнь свою или других, либо с противо нравственными гнусными действиями, подвергаются: лишению всех прав состояния и ссылке: из Европейской России в Закавказье, из Северного Кавказа и Закавказья – в Сибирь, а по Сибири – в отдаленнейшие оной места, для водворения особо от других поселенцев и старожилов. Скопцы же, по лишении всех прав состояния, отправляются из всех мест в отдаленнейший край Восточной Сибири, с поручением их строжайшему надзору тамошнего гражданского начальства.

В случае, когда, по побуждениям сего фанатизма, учинено смертоубийство или покушение на убийство, они подвергаются: наказаниям, определенным за убийство с обдуманным заранее намерением в ст. 1454 сего Уложения или за покушение на оное, на основании правил, постановленных в статьях 114 и 115.7

Ст. 204. Если последователь ереси или раскола (кроме скопцов), обратившийся в православную веру и, вследствие того, возвращенный из места ссылки, снова возвратится в ересь или раскол, то он подвергается: лишению всех прав состояния и ссылке на поселение безвозвратно в Закавказье, или в отдаленнейшие места Сибири, на основании постановлений 196 ст. сего Уложения.8

Т. XIV. Уст. о предупр. и пресеч. прест. ст. 50. Запрещается печатать и продавать раскольнические богослужебные книги; дозволяется приобретать и продавать печатаемые в учрежденной особой типографии в Москве богослужебные книги, сходные со старопечатными.

Ст. 51. Раскольнические богослужебные книги, привозимые из заграницы, конфисковать и отсылать в Святейший Синод или в Московскую его Контору.

Т. XV. Улож. о наказ. ст. 205. Изобличенные в издании старопечатных книг не в Московской Синодальной или единоверческой типографии, а равно в продаже и распространении каким-либо образом книг сего рода подвергаются за сие: в первый раз – денежному взысканию не свыше 200 руб., во второй раз – денежному взысканию не, свыше 400 руб.

Изобличенные в том более двух раз приговариваются: сверх денежного, положенного во второй раз взыскания, к заключению в тюрьме на время от 2-х до 4-х месяцев. Найденные у них книги отбираются и отсылаются к епархиальному начальству.9

Т. II. ч. I. Общее губернское Учреждение. Ст. 208. Губернаторы обязаны, во всяком случае и всею предоставленною им властью, содействовать православному духовному начальству в охранении прав Церкви и незыблемости самой веры, наблюдая тщательно, чтоб ереси, расколы, и другие, предрассудками и невежеством порождаемые, заблуждения не были распространяемы между жителями вверенной им губернии и чтоб, для отвращения сего зла и производимых оным соблазнов, были употребляемы благовременно все предписанные общими установлениями и особыми Высочайшими повелениями меры.

Ст. 299. Сообразно с сим общим правилом (ст. 298), Губернаторы имеют надлежащее чрез городские и уездные полиции смотрение, чтобы при отправлении богослужения и всех церковных обрядов никем не были нарушаемы должное благочиние и тишина, и чтоб за всякое, противное сему, хотя бы и без умысла, действие, виновные подвергаются ответственности по законам.

Ст. 1382, п. 8. Уездное Полицейское Управление и подчиненные ему лица наблюдают, чтобы отпадшие в раскол не распространяли своего учения между народом и те из них, кои дозволят себе распространение своих заблуждений или публичное, воспрещенное законами, оных оказательство, или же дерзость против Церкви и духовенства её, были предаваемы суду по определенному на то порядку.

Ст. 1456. Становой пристав, лично и посредством подчиненных ему служителей уездной полиции, тщательно наблюдает, чтобы во вверенном ему стане не было чинимо и допускаемо спора против догматов веры Православной и совращения православных в иную веру или раскол.

Т. XV. Улож. о нак. ст. 188. Отступившие от православия в иное, христианское вероисповедание: отсылаются к духовному начальству для увещания, вразумления их и поступления с ними по правилам церковным.

До возвращения их в православие принимаются правительством, для охранения их малолетних детой от совращения, указанные в законах меры (см. Уст. пред. прест.). В имениях их, населенных православными, на все сие время назначается опека и им воспрещается иметь в оных жительство.

Т. XVI, ч. I. Уст. Угол. Судопроиз. Изд. 1892 г. ст. 1004. В делах об отступлении от веры и постановлений Церкви (Улож. о наказ. ст. 184–197, 200–209), обвиняемые подлежат уголовному суду лишь за такие действия, которые по уголовным законам подвергают или какому либо наказанию или ограничению в пользовании правами состояния.

Ст. 1005. Сведения о происшествиях, заключающих в себе признаки отступления от веры и постановлений Церкви, сообщаются в отношении православных Епархиальному Начальству, а в отношении неправославных – их духовному начальству по принадлежности.

Ст. 1006. Предварительное следствие по делам о совращении из православия или отступлении от веры христианской начинается не иначе, как по требованию духовного начальства.10

Ст. 1007. Из сего правила изъемлются дела как о распространении ересей, признанных особенно вредными (Улож. о нак. ст. 197), так и совратившихся в такие ереси, которые соединены со свирепым изуверством и фанатическим посягательством на жизнь свою или других, или же с противонравственными гнусными действиями (Улож. о нак. ст. 203). По сим делам предварительное следствие начинается и без требований духовного начальства.

Т. XIV. Уст. о пред. и прес. прест. ст. 58. Вразумленного в истинной вере и желающего от раскола присоединиться к православию приходский священник присоединяет по правилам церковным, берет с него подписку о пребывании в православии, записывает присоединение в метрическую книгу и доносит Преосвященному. В сомнительных случаях священник испрашивает от Преосвященного разрешение предварительно присоединения.

Т. I. ч. II ст. 458, п. 14. Право на получение третьей степени ордена св. Анны, исключая лиц бывшего податного состояния, приобретает обративший к господствующей церкви не менее ста человек не христиан или раскольников.

Т. X, ч. I, Св. Зак. Гражд. ст. 33, изд. 1887 г. Брак правоверных с раскольниками допускается не иначе, как по принятии сими последними Церкви святой соединения с присягою. Если же раскольники, вступая в брак, пожелают венчаться в православной церкви, то пред венчанием надлежит обязывать брачующихся, присягою же, быть в православии твердыми и с раскольниками согласия не иметь.11

Ст. 78. Браки раскольников приобретают в гражданском отношении, чрез записание в установленные для сего особые метрические книги, силу и последствия законного брака. Воспрещается и не подлежат записи в метрические книги такие браки раскольников, кои возбранены законами гражданскими (ст. 3–5, 12, 20, 21 и 23). Существование брака раскольников считается доказанным со дня записи в метрической книге. Но если, по обжаловании в установленном порядке определения Полицейского Управления о препятствиях к записи, определение сие признано будет неправильным, то брак, по просьбе о том одного или обоих супругов, считается имеющим законную силу не со дня внесения оного в метрическую книгу, а со времени первоначального о нем заявления. О сем делается особая отметка в метрической книге. Брак, записанный в метрической книге, может быть расторгнут только по суду в случаях, определенных в статье 45. Браки, воспрещенные законом или же заключенные между лицами, которые не принадлежат к расколу от рождения, или состоят в браке, совершенном по правилам православной Церкви, или по обрядам другого, признаваемого в государстве вероисповедания, считаются незаконными и недействительными, хотя бы и были записаны в метрической книге. Несоблюдение при записи брака в метрическую книгу установленных правил подвергает виновных законной ответственности, но не разрушает самого брака.

Примечание. Относительно браков, существовавших между раскольниками до 19 апр. 1874 г., соблюдаются следующие правила: 1) раскольники, записанные в сказках десятой ревизии мужем и женою, признаются состоявшими в законном браке супругами, доколе действительность брака не будет опровергнута по суду; 2) брачные союзы, заключенные раскольниками после десятой народной переписи, записываются в метрические книги на точном основании общих правил о метрической записи браков раскольников.

Том IX. Св. Закон. о состоянии, изд. 1876 г. Прилож. к ст. 1093, прав. 17. Предварительно записи брака в метрическую книгу, от обоих супругов отбирается подписка в том, что они принадлежат к расколу от рождения и не состоят в браке, совершенном по правилам Православной церкви и по обрядам другого, признаваемого в государстве исповедания.12 Предшествовавшее записи брака исполнение соблюдаемых между раскольниками брачных обрядов ведению полицейских чинов при сем не подлежит.

Т. XV. Улож. о наказ. ст. 1585.1 За преступления против брачного союза раскольники приговариваются к наказаниям, определенным в сем Уложении, кроме заключения в монастыре и предания церковному покаянию.13

Ст. 1585.2 За умышленно-ложное показание, данное заявившими о их браке при записи оного в метрическую книгу, в том, что они принадлежат к расколу от рождения и не состоят в браке, совершенном по правилам правосл. Церкви, или по обрядам другого, признаваемого в государстве исповедания, виновные подвергаются наказаниям, определенным в статьях 236 и 238 сего Уложения.

Ст. 1585.3 Поручители по таковом браке, который на основании законов гражданских не подлежат записи в метрические книги, подвергаются наказаниям, на основании статей 1553, 1556 и 1572 сего Уложения.

Т. IX. Св. Зак. о сост. § 19 прав. прилож. к 1093 ст. Дети раскольников подлежат записи в метрическую книгу в таком только случае, если брак их родителей записан в такой книге.14

§ 19. Прав. прилож. к 1093 ст. IX т. Св. Зак. о сост. Записанные в метрической книге дети раскольников признаются законными.15

Т. XIV. Уст. о пред. и прес. прест. ст. 57. Попечение об охранении православия малолетних детей лица, совратившегося в раскол или ересь, возлагается на Министра Внутр. Дел, который, в случае усмотренной им необходимости принятия в сем отношении мер, превышающих его власть, испрашивает на то Высочайшее Его Императорского Величества соизволение установленным порядком.

Ст. 190. Родители, которые, быв по закону обязаны воспитывать детей своих в вере православной, будут крестить их или приводить к прочим таинствам и воспитывать по обрядам другого христианского исповедания, присуждаются за сие: к заключению в тюрьме на время от 8 месяцев до одного года до 4-м месяцев.

Дети их отдаются на воспитание родственникам православного исповедания или, за неимением оных, назначаемым для сего от правительства опекунам, также православной веры.

Тому ж наказанию подвергаются и опекуны, которые будут воспитывать вверенных им детей православного исповедания в правилах другого вероучения. При сем они немедленно устраняются от опеки.

Т. XIV. Уст. о пред. и прес. прест. ст. 49. Для погребения умерших раскольников отводятся отдельные места при общих кладбищах; при погребении дозволяется: 1) предношение иконы сопровождаемому на кладбище покойнику и 2) творение на кладбище молитвы по принятым у раскольников обрядам, с пением, но без употребления церковного облачения.16

Т. XIV. Уст. о пред. и прес. прест. ст. 60. Раскольникам, дозволяется занимать общественные должности, с утверждения, в указанных законами случаях, подлежащих правительственным властей. В том случае, когда в волости, состоящей из православных и раскольников, в должности волостного старшины будет утвержден раскольник, помощник ого должен быть из православных. Принадлежащие к расколу волостные старшины и их помощники не допускаются к участию в делах приходских попечительств.

Т. XVI., ч. 1. Ст. 96, п. 4. Не допускаются к свидетельству под присягою, в случае предъявления которою-либо из сторон отвода, раскольники по делам лиц, обратившихся из раскола в православие.

– Ч. II, ст. 544. К решению дел о раскольниках, производящихся в судебных местах, не приглашаются депутаты с духовной стороны.

Ст. 545. Если кто из раскольников обратится к Православию во время производства еще суда, то по надлежащем в том удостоверении местного духовного начальства, обратившихся возвращать в прежние их общества.

* * *

3

Свод Законов Российской империи. Изд. неофициальное. Под редакцией Волкова и Филиппова. С. ПБ. 1899 г.

4

а) Самовольное приспособление выстроенной на дворе избы к публичному богослужению по раскольническому обряду подходит под действие 206 ст.

б) По точному смыслу ныне действующих узаконений, раскольники, в силу 48 ст. Уст. о пред. и пресеч. прест., не подлежат уголовному преследованию за отправление общественного богослужения по их обрядам в частных домах; следовательно, и за устройство в этих домах необходимой для моления обстановки, они должны быть подвергаемы наказанию, в ст. 206 Улож. означенному, лишь в случаях, в этой статье указанных 1888 г. 12 апр. по делу о Рябинине.

в) Под «молитвенными зданиями», о коих говорится в ст. 206, должно понимать здания, особо предназначенные для публичного богослужения, а посему обращение части принадлежащего виновному дома в молельню для публичного богослужения по раскольническому обряду, под действие 206 ст. Улож. не подходит (1888 г. по делу Рябинина).

5

На основании 189 ст., подлежат преследованию только виновные в публичном проповедовании раскола, когда еще не последовало действительного совращения (72–1673 дело Селютиной).

Раскольникам не возбраняется совершение молитвенных действий и обрядов, согласно с правилами их учения, хотя бы и в присутствии православных, а воспрещается проповедование словесное или письменное их учение, соединенное с попыткой привлечь в сей толк или секту православных или направленное к такому отклонению, и фактические данные, соответствующие этому существенному условию преступного деяния, предусмотренного в 3 ч. 196 и в 189 ст. Улож., должны быть указаны в вопросах присяжным и установлены ими (1888 г. дело Гребенюка).

6

Для применения ст. 196, необходимо: а) чтобы распространение раскола сопровождалось обращением кого либо в раскол, а потому это условие должно быть признано в ответах присяжных (75/406 по делу Сенатова).

б) На основании ст. 196, подлежит наказанию только распространение, т. е. совершившийся факт обращения кого либо в раскол. Одно же публичное проповедование такого раскола или ереси, когда не последовало еще факта совращения в оный, подлежит, на основании ст. 189, наказаниям исправительным (72/1673, Селютиной; 79/29, Гончарова).

в) Крещение по правилам расколоучения новорожденного ребенка, записанного православным, не может почитаться распространением раскола, о коем говорит ст. 196 (87/19, Марасаевых).

г) Ст. 196 предполагает уговор перейти в раскол, не соединенный с принуждением, так как последнее условие является уже отягчающим обстоятельством, указанным в ст. 200 ( 72/642, Сергеевых).

д) Закон (196 ст. Улож. о нак.), карая виновных за распространение существующей уже ереси, вовсе не требует, чтобы такая распространяемая ересь была воспрещена установленным порядком (1891 г. янв. 29, Меркурьевой).

е) Ст. 196 предусматривает распространение ересей и расколов вообще, в отличие от ст. 197, которая имеет в виду распространение ересей особенно вредных (по новому тексту 197 ст. – скопчества) Селютиной.

ж) Существенным признаком преступления, предусмотренного 1-й частью ст. 196, является действительное совращение обвиняемым кого-либо в свой толк, или секту, а посему в каждом отдельном случае необходимо установить, что со стороны виновного были учинены какие-либо действия, направленные к отвращению от православия, и что последствием такого уговора или иного воздействия совратителя было отпадение в ересь какого-либо лица. (1888 г. мая 31 д. Гребенюка; 91/9, Гримма; 93/24, Суханова).

з) Совершение сектантом над совращаемым лицом, сознающим значение совершаемых над ним действий, какого-либо обряда, знаменующего присоединение к секте, может служить внешним знаком совершившегося отпадения такого лица, но учинение сих обрядов над кем-либо тогда только дает основание признать исполнявшего оные совратителем в смысле 1 ч. 196 ст. Улож., когда вместе с сим будет установлено, что согласие присоединяющегося к секте на совершение над ним обряда было последствием предшествовавшего сему уговора, проповеди или иного воздействия совратителя на совращаемого (1888, мая 31, д. Гребенюка; 93/24, Суханова).

и) Совершение сектантом обрядов над лицом, которое по собственному побуждению является к сектанту и просит об этом, если даже лицо это присоединяется к секте, не может служить основанием для обвинения сектанта в совращении и для применения к нему 1-й ч. 196 ст. Улож., ибо со стороны лица, совершившего обряд, не было употреблено никакого воздействия на отпадшего от православной веры, а может лишь влечь для виновного ответственность по 2-й ч. 196 ст. за совершение обрядов над заведомо православным. Самое отпадение такого лица от православия нельзя признать последствием совершенных над ним обрядов, ибо очевидно, что человек, добровольно, по собственному побуждению явившийся к раскольнику с просьбою совершить над ним тот или другой обряд, уже в мыслях своих изменил своей вере, отпал от оной, и желает лишь, чтобы над ним совершен был обряд присоединения к секте, как внешний признак, знаменующий это присоединение (93/24, Суханова).

i) Для применения 2 ч. 196 ст. необходимо, чтобы оскорбление было явное и, следовательно, в том случае, когда оно относится к духовенству, должно быть направлено против его представителей непосредственно, т. е. лично, так как брань заочная, по смыслу закона, не составляет оскорбления (1892, янв. 21 д. Мощеватина). При отсутствии же этого условия и при признании присяжными заседателями, что поношение православного духовенства учинено в трактирном заведении, в присутствии нескольких лиц православного исповедания, по заблуждению фанатизма, такое деяние обвиняемого, оказавшего явное неуважение к вере православной, подходит под действие 1-й ч. ст. 182 Улож. (1892, янв. 21, д. Мощеватина).

7

По этой (203) статье могут быть преследуемы за самую принадлежность к секте, без распространения или совращения в неё других лиц, только сектанты, оскопившие себя или других (71/1818; 72/257).

8

Согласно ст. 1006 Уст. уголов. судопр., вторичное отпадение в раскол может быть преследуемо в судебном порядке не иначе, как по требованию судебной власти (68/223).

9

Принадлежности богомоления, как то: иконы, кресты, богослужебные книги и т. п., находящиеся в раскольническом молитвенном здании, исправленном или устроенном без надлежащего разрешения, не могут подлежать отобранию, а тем паче уничтожению, а должны находиться в распоряжении тех, кто, по законам гражданским, имеет на них право собственности, или в чьем фактическом владении они находятся (кассац. реш. 1898 г., декаб. 16, по делу Сорокина).

10

Прежде чем духовная власть не сказала своего слова об известном событии, заключающем в себе признаки совращения, может иметь место только полицейское дознание или могут быть приняты полицией меры, предписанные в Уст. о пред. и прес. прест. (Св. Зак. т. XIV), но не может быть речи о начатии уголовного следствия именно потому, что даже приблизительно не решен вопрос, преступно ли самое событие, о котором идет речь? Совращение, о котором говорится в ст. 1006, может, согласно Улож. о наказ., означать: 1) как совращение из православного в иное христианское исповедание, так и в особенности 2) совращение в какую-либо ересь иди секту. Ст. 1006, требующая для начатия уголовного следствия разрешения Епархиального Начальства и тем устраняющая произвол со стороны низших органов власти, как гражданских, так и духовных, вполне согласна с теми правилами, которые содержатся в наставлении, данном 15 октяб. 1858 г. для руководства по делам о расколе. Так, в самом первом § этого наставления говорится: «в деле раскола гражданское начальство действует единодушно с духовным». В § 3 этого наставления сказано: «приходское духовенство ни в каких делах по предмету раскола не обращается с требованиями или доносами к светским властям, а входит по таковым делам с донесениями к своему епархиальному архиерею, и он со светским начальством входит в сношение только в обстоятельствах действительной важности и в определенных случаях совращения в раскол или в случаях соблазнительного для православных доказательства раскола». (Судеб. Уставы, изд. Государ. Канцел. С. ПБ. 1867 г , ч. II, стр. 368–370).

11

Детей раскольников с православными можно венчать и без согласия родителей первых (Высоч. утвержд. опред. Св Син. 28 окт. 1842 г.), но не иначе, как по присоединении к правосл. Церкви и когда дадут обязательство неуклонно пребывать и воспитывать детей в Православии (Инструк. благочин. 1 прим. к 18 прав.).

12

а) В видах удержания чад правосл. Церкви от раскольнических заблуждений, приходское духовенство должно следить за выставляемыми при дверях полицейских или волостных правлений (ст. 12 прав. прил. к ст. 1093, т. IX, изд. 1876 г) объявлениями о раскольниках, желающих записать брак свой в метрическую книгу, и по справке, не числится ли этот раскольник в списке православных прихожан, или не состоит ли он в браке, венчанном в правосл. Церкви, заявлять надлежащей власти в установленный законом семидневный срок о могущих встретиться препятствиях ко внесению раскольничьего брака в метрическую полицейскую книгу (Ук. Св. Син. 24 мар. 1875 г. № 11).

б) Вступление православных лиц в раскольнический брак обязывает духовное начальство, прежде всего, к увещанию брачившихся, по правилам 4 ноября 1863 г. (ср. 21 ст. Уст. Дух. Конс., т. XIV Уст. о пред. и прес. прест. 56–58 ст.). Затем, не ранее, как по сознании ими своего заблуждения, духовный суд может наложить на них епитимью за любодейное сожитие в отвергаемом церковью браке; до тех же пор, суждение их в духовном ведомстве за любодейство было бы преждевременным, ибо доколе они, не склоняясь еще на увещания, состоят в раскольническом браке, изъятом из ведомства духовного суда, они суть совращенные, упорствующие в расколе и подлежат только увещаниям. По испытании над совращенными силы духовных увещаний, духовное начальство может требовать исследования о совращении в светском ведомстве, указав на совратителей и совращенных (Наставл. 1858 г. §§ 11 и 12). После сего совратители должны подлежать уголовному суду, которому, однако, не предоставлено законом права судить совращенных, так как они, по силе ст. 56 т. XIV Уст. о пред. и прес. прест., подлежат не уголовному наказанию, а духовному увещанию к оставлению заблуждений и к возвращению в лоно Церкви (Цирк. ук. Св. Син. от 31 мая 1888 г. № 8).

1

Исправлено Его Преосвященством, а было: личность их.

13

Сожительство раскольников вследствие брака, по обряду их вероучения заключенного, не может подлежать уголовному наказанию по 994 ст. Улож. (Реш. Сената 1882 г. № 2, Шашкова).

2

См. выше § 4, п. б.

3

Свод Законов Российской империи. Изд. неофициальное. Под редакцией Волкова и Филиппова. С. ПБ. 1899 г.

14

Брак православной девицы или вдовы с раскольником, венчанный по раскольническому обряду, не признается действительным, а рожденные от сего брака дети должны писаться при матери (Ц. Вед. № 8, 1896 г., в Прибав. стр. 313).

15

Государь Император, по представлению Г. Министра Госуд. Имущ., в 24 д. декабря 1843 г., Высочайше повелеть соизволил, чтобы со стороны духовного и гражданского начальств исполнялось следующее: 1) сообразно с правилами церкви и христианской благости, приходским священникам следует совершать св. крещение над теми из раскольнических детей, которые будут для того к ним приносимы; но при сем случае они обязаны делать благостные внушения родителям о важности сего таинства и о необходимости по совершении оного соблюдать правила, Церковью установленные, и затем должны продолжать духовные свои назидания, дабы те православные дети были причащены Св. Христовых Таин и, по достижении надлежащего возраста, могли поступать и в домашние священников училища, на основании изданных от Св. Синода в 1836 г. правил, и 2) о всяком из раскольнических детей, крещаемых по уставу правосл. Церкви, священники обязаны уведомлять местную полицию (городскую, земскую или сельскую по принадлежности) как для сведения и отметки в семейных списках, так и для зависящего в свое время наблюдения, чтобы таковые дети, над которыми совершено св. крещение, впоследствии исполнили христианские обязанности по правилам правосл. Церкви (по Высоч. повелен. ук. Св. Синод. 18 февр. 1844 г. № 45).

16

а) Не возбраняется погребать бывших в расколе и с отпеванием священническим, по установленным правилам, в предположении, что или сами они пред смертью раскаялись в своих заблуждениях, или родственники их будут о том просить, согласно с желанием умершего присоединиться к Церкви, предупрежденным смертью (Высоч. повел. 3 ноября 1838 г.).

б) Православные священники не обязаны погребать умерших в нераскаянии раскольников (Опред. Св. Син. 13 апр. – 2 мая 1806 г. и 2–18 апр. 1812 г., Церк. Ведом. № 41, 1896 г., стр. 1508).

в) Раскольники не должны быть преследуемы за то, если они, окрестив родившихся у них детей по правилам правосл. Церкви, погребают их потом на раскольническом кладбище из желания предать тело умершего земле близ праха его предков (Выс. пов. 24 апр. 1840 г.).

г) Тела умерших раскольников, за неупотреблением ими священнического отпевания, хоронить не иначе, как по освидетельствовании оных местною полицией, т. е. в городах – городской, а в селах – сельской, т. е. волостными и сельскими начальствами (Выс. утв. пол. Ком. Мин. 30 апр. 1863 г.) и под её наблюдением, чтобы погребение совершалось не прежде узаконенного срока (Выс. пов. 3 нояб. 1838 г. Цирк. Мин. Внутр. Дел от 5 мая 1863 г. № 65).


Источник: Инструкция приходским священникам Олонецкой епархии в деле борьбы с расколом, с приложением списка книг для приходской противораскольнической библиотеки и статей закона, относящихся к расколу, и постановления первых трех Олонецких миссионерских съездов / Под ред. свящ. К. Плотникова. - Петрозаводск : Братство преп. Александра Свирского, 1901. - VII, 63 с.

Комментарии для сайта Cackle