Источник

Письмо 271

На прошение твое: сказать тебе решительное слово о переходе, или нет, духу не собираю потому, что весьма часто обстоятельства изменяются, а с ними и чувства принимают другое направление, как ты и сама о сем свидетельствуешь, что теперь мирнее против прежнего; до того же времени, как тебе отправляться, еще около пяти месяцев; я разумею – до мая месяца много может быть перемен и в обстоятельствах и в чувствах; тогда, Господу вразумляющу, за молитвами батюшки нашего отца Льва, можно на что-нибудь решиться, а теперь подождем; будем себя укорять, смотреть свои немощи, а не чужие; не смотрением ли Божиим попустилось тебе такое искушение (Бог и противными вещами действует к нашей пользе), чтобы отвлечь тебя от неполезных и вредящих тебе твоих действий и излишних сообращений, – чего бы никак не могла избавиться добровольно; хотя и желала безмолвия, но оно далеко от тебя отстояло; и надобно сознаться, что ты во многих – не скажу во всех – видела пороки, не оставляла обличать где, и кого, и нужно, и не нужно; а ведь «око благо не узрит лукавого» (Авв.1:13). Помоги тебе Господи видеть всех святыми и ангелами, а себя единою грешною. Теперь, когда сокращен круг твоих действий, то тебе открылся удобный случай к рассмотрению себя; по заповедям ли Божиим проходим житие наше? Удерживаем ли язык от зла? Любим ли врагов, как друзей? Принимаем ли укоризну, яко благохваление? Лобызаем ли нищету паче богатства?

Во всем оном найдется немалая скудость в нашем устроении. – Что ж делать? Сиди, и плачи своего мертвеца.

Точно, ты не знаешь, найдешь ли лучше у родных, не токмо по душе, но и по телу; воображению представляется, что не будешь иметь там таких неприятностей, по неимению связей и прочее; а о том не думаешь, что, может быть, ожидает другое что непредвидимое, могущее навести скорбь и болезнь сердцу, и даже вложить в недоумение и в двоедушие. Нередко случается с переходящими в другое место: обычаи, заведения, чин и прочее, – все приносит стужение, что не так совершается, как и к чему мы привыкли; все наши чувства: наш слух слышать, глаза видеть – так привыкли, а делается иначе. Я сам на себе сие испытал. Нельзя заключать из того, что тебе здесь по внешности хорошо – будто враг наводит жалость оставить место. Напротив, за сии блага должно благодарить Бога, и вручать себя в Его святую волю, и Он устроит так, как будет нам па пользу.

Поречения и укоризны принимай, не малодушествуй, помня, что и твой язык довольно испустил на других ядовитых стрел; прими в помощь рассуждение того брата, который себе представлял свои грехи: «ежели Бог подвигнет на тя человеки, то вмале весь мир на тя упразднитися имать», св. Исаака Сирина слово 20. И злословящих не так строго обвиняй, но в ином случае и оправдывай, а вини себя; ведь ты была довольно откровенна к Е–е, говорила то, что и забыла: должна же припомнить, что она творила, по отшествии от матери П–ы; то́ теперь делает и о тебе; а может быть и с приложением. Горько было П–е, хотя и по правде, терпеть поречения; не сладка и тебе измена Е–и; да еще на которую ты так твердо надеялась, и неостерегалась в словах; не мимо идет слово священного Писания: в нюже меру мерите, возмерится вам (Мф.7:2). Не ищи от Е–и извинений, а вини себя более; когда будешь себя винить и Бога благодарить, то Господь тебя еще более утешит, и оное неотъемлемо от тебя сотворит, и не попустит подпасть тому, чего опасаешься, за бывшее твое подозрение.

Н. Ф–на пишет, что теперь мирна в С–е, и довольна матерью Н. и сёстрами. Желаю, чтобы и у вас был мир, и всем твоим о Христе сёстрам посылаю недостойное мое благословение, и, поручая всех вас покрову Божию, остаюсь недостойный ваш богомолец, многогрешный И. М. 13 декабря 1841 года.


Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий.

Комментарии для сайта Cackle